Delist.ru

Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности в Российской Федерации (10.09.2007)

Автор: Зверева Елена Арсеньевна

в том числе в форме распространения ложной, неточной или искаженной информации, которая способна:

- причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- ввести потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей; и др.

Согласно п. 4 постановления Конституционного суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции», конституционные гарантии информационных прав и свобод установлены не только в отношении граждан, но распространяются также на всех субъектов предпринимательской деятельности, в той степени, в какой указанные конституционные права человека и гражданина по своей природе могут быть к ним применимы. Гарантии соблюдения информационных прав, установленных Конституцией РФ, подкрепляются правом самозащиты и гарантиями судебной защиты нарушенных прав (ч. 2 ст. 45, ст. 46 Конституции РФ).

Во втором параграфе – «Структура и содержание информационных отношений» анализируется природа субъективных прав и обязанностей, которые в принципе могут возникать по поводу информации как объекта права (п. 2.1), излагается система информационных прав и обязанностей участников правовых отношений в сфере предпринимательской деятельности (п. 2.2), в том числе: прав и обязанностей, связанных с предоставлением и получением информации в отношениях между государственными органами и субъектами предпринимательской деятельности (п. 2.3); прав и обязанностей по поводу информации в предпринимательских отношениях (п. 2.4); информационных прав и обязанностей участников корпоративных отношений (п. 2.5); прав потребителей на получение полной и достоверной информации о товарах (работах, услугах) и их производителях, корреспондирующих соответствующим информационным обязанностям субъектов предпринимательской деятельности (п. 2.6). Показана специфика информационных прав и обязанностей субъектов в трудовых отношениях (п. 2.7), а также особенности юридической природы права на тайну и соответствующей обязанности сохранения тайны (п. 2.8).

Субъективное право конкретного лица на получение определенной информации, равно как право на охрану конфиденциальности неких сведений может быть установлено законом и (или) договором и выступать элементом различных правовых отношений, как публичного, так и частного характера. Например, банковскую тайну можно рассматривать как одно из нематериальных благ, защищаемых гражданско-правовыми способами в соответствии с п. 2 ст. 150 ГК РФ. В то же время будет правомерной квалификация права на сохранение банковской тайны в качестве субъективного имущественного права клиента банка, а обязанность банка не разглашать конфиденциальную информацию, составляющую банковскую тайну – субъективной обязанности банка.

В гражданских правоотношениях, возникших из договора, субъективная обязанность передать определенную информацию или воздержаться от ее разглашения может являться элементом гражданско-правового обязательства и представлять собой имущественное право неисключительного, неабсолютного характера. Отказ сообщить эту информацию, сообщение недостоверной или заведомо ложной информации, станет нарушением договорного обязательства и повлечет гражданско-правовую ответственность, установленную законом или самим договором.

Между тем обязанность работника сохранять доверенную ему служебную тайну является содержанием трудового отношения. Согласно ч. 13 ст. 57 Трудового кодекса РФ, условия о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) могут быть предусмотрены в трудовом договоре. Разглашение служебной тайны повлечет дисциплинарную и (или) материальную ответственность работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ и трудовым договором. Кроме того, данное правонарушение может повлечь гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность, установленную законом.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, обладатель информации имеет право (п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»):

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

При осуществлении своих прав обладатель информации обязан (п. 4 ст. 6 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»):

1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;

2) принимать меры по защите информации;

3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Содержание конкретных информационных прав и обязанностей зависит от характера правового отношения, статуса субъекта и правового режима информации.

Третий параграф – «Генезис и направления эволюции российского

законодательства, регулирующего информационное обеспечение» посвящен краткому исследованию источников современного российского информационного права, а также перспектив развития информационного законодательства на путях его становления и постепенной интеграции в мировое информационное и правовое пространство.

Показана система источников российского информационного права, в том числе информационного законодательства (п. 3.1.), включающего акты международного права, регламентирующие информационное обеспечение

предпринимательской деятельности (п. 3.2), правовые акты, принятые в рамках Содружества Независимых Государств (п. 3.3). Кратко анализируются важнейшие источники информационного права, в частности, показано значение Конституции Российской Федерации как Основного закона Российского государства (п. 3.4), место Гражданского кодекса Российской Федерации в системе информационного законодательства (п. 3.5), исследуется роль специальных законов в правовом регулировании информационного обеспечения, в том числе предпринимательской деятельности (п. 3.6). Раскрыты особенности нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регламентирующих информационные отношения (п. 3.6), нормативных актов федеральных органов государственной власти, а также иных источников информационного права (п. 3.8). Выявлены основные тенденции развития законодательства, регулирующего информационное обеспечение предпринимательской деятельности (п. 3.9).

Главными направлениями законодательной политики в сфере информатизации должны являться:

- установление адекватного правового режима отдельных видов информационных ресурсов, создание условий для сохранения и накопления отечественного информационного капитала;

- развитие нормативной базы, регулирующей отношения участников информационного рынка и обеспечивающей создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, юридических лиц, а также органов государственной власти (местного самоуправления), в том числе на основе государственных информационных ресурсов;

- содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;

- создание условий для развития федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;

- определение юридического статуса информационных центров и других участников информационного рынка, совершенствование нормативной базы, регулирующей их отношения, в том числе с потребителями информации;

- обеспечение соблюдения прав граждан, юридических лиц и других субъектов в условиях глобальной информатизации, в том числе в отношении самой информации;

- создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;

- совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в процессе заключения договоров, опосредующих оказание информационных услуг;

- развитие антимонопольного законодательства в информационной сфере и поддержка конкуренции на отечественном информационном рынке;

- совершенствование законодательства в сфере международного информационного обмена;

- создание правового механизма, обеспечивающего национальную безопасность в сфере информатизации.

Важнейшей задачей развития российского законодательства должно стать стимулирование информационного обеспечения научно-технической, инновационной и тесно связанной с ней предпринимательской деятельности по следующим направлениям:

- создание условий для доступа потребителей к научно-технической информации, сбор, обработка и хранение которой финансируется из бюджетных источников;

- организация обмена научно-технической информацией между государственными информационными структурами;

- защита ресурсов научно-технической информации от несанкционированного доступа;

- законодательное обеспечение организации международного обмена научно-технической информацией;

загрузка...