Delist.ru

Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности в Российской Федерации (10.09.2007)

Автор: Зверева Елена Арсеньевна

2) совершенно секретная информация;

3) секретная информация.

Субъекты правовых отношений, в том числе в сфере предпринимательской деятельности, обязаны принимать меры по обеспечению установленного законом или в соответствии с его предписаниями режима информации, воздерживаться от совершения действий, связанных с незаконным получением и разглашением конфиденциальной информации, а также информации, составляющей государственную тайну. Результатом неправомерного доступа к тайне либо разглашения тайны является обязанность возместить убытки, причиненные обладателю соответствующей информации, а также наступление иной юридической ответственности, предусмотренной законом и (или) договором.

В четвертом параграфе – «Правовые формы функционирования информации в юридических отношениях» предлагается новое понятие документа как материального носителя и формы существования информации в юридических отношениях (п. 4.1), анализируются основные функции документа в имущественном обороте (п. 4.2), дается общая характеристика отдельных видов документов, используемых в правовых отношениях (п. 4.3), раскрывается природа электронного документа (п. 4.4.) и электронной цифровой подписи как способ подтверждения тождества информации, содержащейся в электронном документе (п. 4.5), анализируется природа «бездокументарных» ценных бумаг (п. 4.6) и выявляются особенности электронного документооборота (п. 4.7).

Документом, функционирующим в правовых отношениях является содержащий информацию письменный акт, составленный субъектом права (гражданином; юридическим лицом или публично-правовым образованием, от имени которых выступают уполномоченные граждане или компетентные государственные органы и должностные лица) в форме, установленной законом, иными правовыми актами и (или) соглашениями.

При условии соблюдения установленных законом требований бумажные и электронные документы в качестве материальных носителей информации выполняют следующие основные функции:

1) обеспечение ясного смыслового содержания информации;

2) закрепление информации с целью сохранения ее неизменности по прошествии времени;

3) осуществление передачи тождественной информации определенному лицу (определенным лицам) и/или ее распространения среди неограниченного круга лиц путем копирования (идентичного воспроизведения) и тиражирования документа;

4) обеспечение доказательственной силы информации, т.е. возможности подтверждения аутентичности информации, зафиксированной в документе, путем подписания и/или нанесения иных знаков (реквизитов) на оригинальный экземпляр (подлинник) и/или копию документа;

5) создание возможности идентификации субъектов, участвующих в отношениях, связанных с информационным обменом, в том числе автора, составителя, отправителя, адресата, получателя документа; и др.

Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации.

Документы, функционирующие в правовых отношениях, должны соответствовать следующим требованиям.

Во-первых, содержащаяся в документе информация должна быть доступна для восприятия, непосредственного либо с помощью технических средств.

Во-вторых, документ должен обеспечивать тождество информации в ходе ее распространения с помощью документов, а потому в ряде случаев юридическая (доказательственная и пр.) сила документа обеспечивается выполнением специальных процедур, установленных законом (официальное опубликование; удостоверение тождества подлинника и копии документа; наличие собственноручной подписи гражданина; приложение оттиска печати юридического лица; и др.).

В-третьих, установлены законодательные требования, обеспечивающие доказательственную функцию документа, в частности, требования к носителю документа; к форме документа, включая ее реквизиты; к указанию персональных данных о лице, составившем, выпустившем или подписавшим документ; и др.

В-четвертых, существует требование компетентности источника документа, придающей ему юридическую значимость, т.е. необходимость издания документа компетентным органом, подписания документа полномочным лицом и др.

Официальными документами признаются документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер. Официальный документ должен соответствовать следующим критериям:

а) источником официального документа является, как правило, государственный орган (орган местного самоуправления), иное юридическое лицо, выступающее от имени публичного образования, либо компетентное должностное лицо, хотя в ряде случаев могут являться и другие лица;

б) адресатом официального документа может выступать как отдельное лицо, так и неопределенный круг лиц;

в) содержание документа всегда включает некий публичный элемент.

г) формой официального документа может служить любой материальный носитель, в том числе в виде письменного или электронного документа, звукозаписи, видеозаписи и пр.

По этим признакам к официальным документам относятся: нормативные правовые акты; ненормативные (индивидуальные, административные) правовые акты, акты судебных органов (решения, постановления, определения и др.); иные документы, исходящие от законодательных, исполнительных или судебных органов и содержащие констатацию или оценку фактов, обстоятельств и пр. (обзоры судебной и арбитражной практики, информационные письма, содержащие легальное толкование отдельных норм и практики их применения, и др.); официальные документы международных организаций, учредительные документы юридических лиц, а также их официальные переводы; и пр.

Официальные документы могут классифицироваться по различным критериям, в частности: по субъектам, от которых они исходят; по адресатам; по юридическим фактам, которые они устанавливают или подтверждают; по характеру информации, которую они содержат; и др.

По степени влияния на правовые отношения различают:

- конститутивные документы, составление и наличность которых необходимы для возникновения данного правоотношения (вексель и др.);

- декларативные документы, удостоверяющие юридические факты, возникшие до составления этих документов (складское свидетельство и др.).

В зависимости от способа фиксации информации, степени ее идентичности, достоверности, юридической силы и ряду иных критериев различаются понятия: «оригинальный (подлинный) бумажный документ», «копия документа», «экземпляр документа» и т.д. Применительно к бумажным документам понятия «подлинный документ» («подлинник документа») и «оригинальный документ» («оригинал документа») в законодательстве и литературе употребляются как синонимы. Материальный носитель информации рассматривается в качестве документа, имеющего определенную юридическую силу, если он отвечает требованиям, установленным законом или иными правовыми актами. В отношениях с участием предпринимателей такие требования могут быть установлены обычаями делового оборота, деловыми обыкновениями, а также соглашением сторон.

В правовых отношениях подлинный (оригинальный) бумажный документ имеет наивысшую юридическую силу, т.е. предоставляет субъекту максимальную возможность реализовать его право или обязанность. Документ, оформляющий сделку, может быть исполнен в нескольких экземплярах, каждый из которых признается оригиналом и обладает равной юридической силой. Экземпляр документа есть образец тиражированного документа, идентичный оригиналу. Этим оригинал документа, в том числе составленного в нескольких экземплярах, отличается от копий. Юридическую силу, равную с подлинником (оригиналом) документа имеет дубликат этого документа.

Специальные требования предъявляются к форме бумажного документа. Совершенная в письменной форме сделка, представляющая собой один или несколько документов, считается надлежаще оформленной, если в этих документах присутствуют обязательные реквизиты (от лат. requisitum – необходимое), т.е. данные, которые должны содержаться в документе согласно нормативным предписаниям правовых актов. Закрепление на документе реквизитов есть процесс оформления документа.

Электронный документооборот определяют как передачу электронным способом структурированных в соответствии с согласованными стандартами сообщений между информационными системами, где проверяется аутентичность и допустимость документа, т.е. соответствие его структуры согласованным стандартам. Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

Для широкого применения электронных документов необходимы следующие условия:

1) наличие соглашений между участниками правовых отношений, использующих электронные документы;

2) наличие технической возможности подтверждения подлинности электронных документов, их защиты от искажений и несанкционированного доступа и пр.;

3) законодательное закрепление легальной возможности и сферы применения электронных документов, их использования в качестве допустимых доказательств; и др.

Для использования систем электронного документооборота необходимо существование процедуры однозначного преобразования электронного документа в документ традиционной формы, санкционированной компетентным государственным органом либо признанной всеми участниками электронного документооборота. При условии соблюдения правил, устанавливающих равнозначность электронных и бумажных документов, их доказательственная сила должна быть равной.

Правовой режим, установленный законом в отношении «бездокументарных ценных бумаг», есть не более чем аналогия режима, определенного применительно к документарным ценным бумагам. Пределы применения аналогии могут быть очерчены как правовыми актами, так и правоприменительной практикой и должны быть установлены в целях эффективной защиты законных интересов и прав добросовестных участников правовых отношений, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, что также требует надлежащего информационного обеспечения участников рынка бездокументарных ценных бумаг, в том числе путем адекватного регулирования электронного документооборота.

Вторая глава – «Юридическая природа и специфика правового регулирования информационных отношений в сфере предпринимательской деятельности» посвящена анализу понятия и природы информационных отношений как правовых отношений, возникающих по поводу информации.

В первом параграфе – «Информационные отношения как предмет правового регулирования» излагается авторская концепция понятия информационного права и выявляются особенности информационных отношений, возникающих по поводу отдельных видов и разновидностей информации между различными субъектами права (п. 1.1). На основе генеральных принципов регулирования общественных отношений по российскому праву, в том числе конституционных, межотраслевых и специальных, формулируются основные принципы правового регулирования информационных отношений с участием предпринимателей (п. 1.2), выявляются методы правового регулирования информационных отношений в сфере предпринимательской деятельности (п. 1.3), анализируются конституционные гарантии информационного обеспечения (п. 1.4). Показана система законодательных разрешений, предписаний и запретов в области информационного обеспечения (п. 1.5) и особенности субъектного состава участников информационного обеспечения в сфере предпринимательской деятельности (п. 1.6).

Информационные отношения являют собой целый комплекс правовых отношений, возникающих по поводу информации как объекта права. Информация является общеправовым понятием, которое служит объектом всех видов правовых отношений, а потому правовое регулирование этих отношений не может составлять исключительный предмет какой-либо самостоятельной отрасли права. Информационные отношения регулируются целым комплексом правовых норм, как публичного, так и частного права, которые принадлежат к разным правовым отраслям с их предметом и методом, но составляют единый законодательный массив. Совокупность указанных правовых норм, именуемых «информационным правом», в действительности представляет собой «информационное законодательство».

загрузка...