Delist.ru

Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности в Российской Федерации (10.09.2007)

Автор: Зверева Елена Арсеньевна

В зависимости от технических и иных средств, т.е. орудий, приспособлений можно выделить разновидности рекламы, распространяемой:

- в отдельных полиграфических изданиях (книги, брошюры и т.д.);

- в периодических печатных изданиях - журналы, газеты и др. (ст. 16 Закона о рекламе 2006 г.);

- в телепрограммах и телепередачах (ст. 14 Закона о рекламе 2006 г.);

- в радиопрограммах и радиопередачах (ст. 15 Закона о рекламе 2006 г.);

- при кино и видео обслуживании (ст. 17 Закона о рекламе 2006 г.);

- по сетям электросвязи и посредством почтовых отправлений (ст. 18 Закона о рекламе 2006 г.);

- наружная реклама, в том числе с использованием технических средств стабильного территориального размещения: щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и других рекламных конструкций, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их; остановочных пунктов движения общественного транспорта (ст. 19 Закона о рекламе 2006 г.);

- рекламные надписи на транспортных средствах (ст. 20 Закона о рекламе 2006 г.); и др.

В зависимости от объекта рекламирования (пп. 2 ст. 3 Закона о рекламе 2006 г.):

- товар (работа, услуга);

- изготовитель товара (продавец, исполнитель и т.д.);

- средство индивидуализации товара (работы, услуги) или его производителя (продавца, исполнителя и др.);

- результат интеллектуальной деятельности;

- мероприятие (концерт, соревнование и др.); и т.д.

По срокам осуществления рекламных мероприятий:

- разовые рекламные меры;

- длительные рекламные кампании, продолжительность которых определяется договором; и т.д.

13. Рекламным договором (договором на оказание рекламных услуг) именуется договор, в соответствии с которым исполнитель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) обязуется выполнить по заданию заказчика (рекламодателя) определенную работу и (или) оказать услуги, связанные с производством, размещением или распространением рекламы заказчика и (или) производимых им товаров (работ, услуг, иных результатов деятельности), а заказчик обязуется оплатить выполненные работы и оказанные услуги.

Заключение рекламного договора целесообразно предварять оформлением самостоятельного договора возмездного оказания услуг, предметом которого является составление четкого задания на проведение рекламных мероприятий с целью определения наиболее эффективных форм, способов и средств рекламирования конкретного объекта (субъекта).

Практическая значимость исследования состоит в решении многих серьезных проблем, возникающих в процессе информационного обеспечения предпринимательской деятельности. Содержащиеся в работе теоретические положения и следующие из них практические выводы, могут быть использованы в правоприменительной практике, при подготовке законопроектов, регламентирующих информационное обеспечение, в том числе предпринимательской деятельности, а также для проведения дальнейших научных исследований и в процессе преподавания специальных курсов по информационному праву.

Предложения по совершенствованию законодательства. В ходе диссертационного исследования сформулированы ряд предложений, направленных на совершенствование информационного законодательства.

В целях обеспечения информационной безопасности предпринимательской деятельности и устойчивости развития российского государства и общества предлагается принять федеральный закон, регламентирующий порядок подготовки, публикации, вступления в силу нормативных правовых актов, а также утраты ими юридической силы, в том числе в случае признания их неконституционными.

Предлагаются редакционные поправки в действующие нормативные правовые акты. Часть 1 статьи 2 ГК РФ целесообразно изложить в следующей редакции: «1. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, информационных прав, в том числе права доступа к информации, права на сохранение информации в тайне, права на опровержение порочащей информации, права на сообщение и распространение информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников».

Статью 437 ГК РФ рекомендуется сформулировать таким образом: «Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении».

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры предпринимательского права Московской государственной юридической академии. Теоретические положения диссертации выносились на обсуждение на научных конференциях и учебных семинарах, использовались в практической деятельности автора в качестве федерального судьи Московского городского арбитражного суда.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в опубликованных автором монографиях и научных статьях общим объемом более 100 п.л.

Структура диссертации обусловлена объектом, предметом, целями и задачами диссертационного исследования.

Диссертация включает введение, три главы, разделенные на 12 параграфов (от трех до пяти в каждой главе), разбитых на пункты, и библиографию. Каждая глава завершается краткими теоретическими выводами, сформулированными по итогам исследования.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяются цели и задачи, объект и предмет исследования, его методологическая и теоретическая основы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту, содержатся сведения об апробации результатов исследования.

Первая глава – «Правовой режим информации» посвящена анализу естественнонаучного, философского и юридического понятия информации выявлению сущностных свойств информации, которые носят универсальный характер, проявляются в любых формах существования и функционирования информации, позволяют информации выступать объектом экономических и правовых отношений.

В первом параграфе – «Природа информации, ее свойства и формы существования» анализируется понятие информации (п. 1.1), излагаются естественнонаучные методы, применяемые для раскрытия сущности информации (п. 1.2), показываются философские подходы к определению информации (п.1.3), выявляются основные признаки (свойства) и функции информации (п. 1.4), показывается значение информации как экономической категории в современном мире (п. 1.5) и дается научное обоснование принципиальной возможности информации служить объектом правовых отношений (п. 1.6).

Юридические воззрения на объекты права предопределяются естественными свойствами материальных или нематериальных благ, по поводу которых возникают правовые отношения. Информация как явление объективной действительности есть первичное и неопределимое понятие, неотъемлемое свойство самой материи. Поэтому юридическое исследование информационного обеспечения предваряется кратким обзором естественнонаучных и философских подходов, раскрывающих понятие информации, с целью выявления сущностных признаков и свойств, позволяющих квалифицировать информацию в качестве объекта права и дающих возможность установить адекватный правовой режим информации в отношениях с участием предпринимателей.

Представляется обоснованным понимание информации как любых сведений о материи, ее формах и движении, используемые участниками общественных отношений. Наряду с другими атрибутами жезнеобеспечения, информация является важнейшим энергоресурсом социума, им создаваемого и потребляемого. Для субъекта общественных отношений информация обладает экономической, социальной и иной ценностью, которая не определяется затратами на ее сбор, хранение, переработку, передачу или распространение. С экономической точки зрения информация может выступать как товар, как продукт человеческого труда, предназначенный для обмена и потребления. Обладая в качестве товара потребительной ценностью (стоимостью) информация способна непосредственно удовлетворять потребности индивидов и служить средством производства материальных благ. Информация может приобретаться на возмездной основе для осуществления предпринимательской деятельности, служить предметом товарно-денежных отношений. Информация обладает признаками объекта права (правоотношения), ибо реально существует независимо от воли и сознания субъекта. Информация способна удовлетворять имущественные и личные неимущественные потребности субъекта правового отношения, выступать предметом его господства. В рамках взаимодействия субъектов общественных отношений информация может передаваться на основе сделок, договоров, в порядке универсального правопреемства. Информация пригодна служить объектом (предметом) публичных, гражданских и иных правовых отношений.

Будучи нематериальной по своей природе, информация всегда связана, но не тождественна ее материальному носителю. Информация обладает свойствами виртуальности, универсальности, обособляемости, неисчерпаемости, трансформируемости, преемственности, коммуникативности, субъектности, предметности, системности, релевантности, казуистичности, имеет способность к обработке, интеграции и математическому анализу, является уязвимой и разрушаемой. Свойствами информации определяются ее важнейшие функции, в том числе: познавательная; управленческая и функция проводника в системе причинно-следственных связей.

Во втором параграфе – «Информация как объект права» с позиций современных теоретических подходов к пониманию терминов «объект права», «объект правового отношения» и «правовой режим» (п. 2.1) анализируется легальное определение информации (п. 2.2.), показывается специфика информации как объекта права (п.2.3), в том числе возможного объекта имущественных прав (п. 2.4.), выявляются строгие юридические критерии отграничения информации от иных объектов права (п. 2.5), показывается невозможность полного отождествления информации как достаточно самостоятельного объекта права с «информационными» «продуктами и услугами» (п. 2.6).

Правовой режим информации есть совокупность правовых норм, регламентирующих возникновение, изменение и прекращение, а также границы реализации прав и обязанностей субъектов гражданских, предпринимательских и иных юридических отношений по поводу информации как объекта права. В качестве объекта правовых отношений информация обладает следующими особенностями.

1. Обладает идеальной природой, является разновидностью нематериальных объектов.

2. Как любое нематериальное благо, информация непотребляема и подвержена только моральному, но не физическому старению;

загрузка...