Delist.ru

Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности в Российской Федерации (10.09.2007)

Автор: Зверева Елена Арсеньевна

Если в процессе оказания консалтинговых услуг исполнитель создает объект авторского или патентного права, то заказчику, по общему правилу, будут принадлежать лишь неисключительные права на его использование способом, предусмотренным в договоре об оказании услуг.

Исполнитель сохраняет на созданный им объект все имущественные и неимущественные исключительные права, включая право на передачу результата творческой или иной интеллектуальной деятельности другому лицу для коммерческого использования. Если в процессе оказания консалтинговых услуг исполнитель создает секрет производства, отвечающий требованиям ст. 1465 ГК РФ, то исключительное право на такой секрет производства должно принадлежать исполнителю, если иное не предусмотрено договором. Заказчик, которому передается информация, составляющая коммерческую тайну, обязан сохранять ее конфиденциальность в соответствии с требованиями закона и договора, заключенного с исполнителем.

Четвертый параграф – «Юридическая природа маркетингового договора» посвящен исследованию понятия договора маркетинга (п. 4.1), выявлению признаков маркетингового договора (п. 4.2), особенностей порядка заключения договора маркетинга и его содержания (п. 4.3), а также раскрытию механизма исполнения обязательств, возникающих из маркетингового договора (п. 4.4).

Маркетинговым договором именуется договор на проведение маркетинговых исследований и (или) оказание услуг, связанных с изучением рынка товаров (работ, услуг) и предоставлением соответствующей информации. Он является разновидностью договора возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ) и обладает признаками двустороннего, консенсуального, взаимно-обязывающего и возмездного договора. Существенным условием договора маркетинга является предмет договора. Кроме того, стороны нередко настаивают на установлении жестких сроков выполнения обязательств исполнителем, а также требуют согласовать иные условия (ст. 432 ГК РФ).

Надлежащее исполнение договорных обязательств требует от исполнителя особых знаний, квалификации, опыта работы, интуиции и других личных качеств. Поэтому в отношениях сторон по договору маркетинга действует общее правило ст. 780 ГК РФ, согласно которому обязательства должны исполняться лично контрагентом, если иное не предусмотрено договором. В случаях, когда при рассмотрении спора по иску заказчика к исполнителю выясняется, что вопреки условиям договора исполнитель поручил исполнение обязательств третьему лицу, такое действие надлежит квалифицировать как неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, что влечет за собой ответственность, установленную законом и договором.

Учитывая, что неопределенность результатов маркетинговых исследований носит объективный характер и зависит не только от квалификации и добросовестности исполнителя, связанный с этим риск не возлагается полностью на исполнителя. По аналогии с договором консалтинга, к маркетинговому договору применяется правило п. 3 ст. 769 ГК РФ, согласно которому риск случайной невозможности исполнения договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ несет заказчик, если иное не предусмотрено законом или договором. Аналогичным образом к договору маркетинга применяются п. 2, 3 ст. 781 ГК РФ, определяющие порядок оплаты маркетинговых услуг в случае невозможности исполнения обязательств. Все претензии к исполнителю заказчик может предъявлять только до подписания акта сдачи-приемки результатов работ.

Под именем «маркетинговых договоров» на практике встречаются агентские договоры (ст. 1005 ГК РФ); соглашения с элементами договоров возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ), подряда (ст. 702 ГК РФ), договора на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 769 ГК РФ), договоров поручения (ст. 971) либо комиссии (ст. 990 ГК РФ). К таким соглашениям применяются правила о смешанных договорах (п. 3 ст. 421 ГК РФ).

В пятом параграфе – «Специфика рекламных договоров» исследуется понятие, признаки и виды рекламы (п. 5.1, 5.2, 5.3), показаны особенности субъектного состава участников рекламной деятельности (п. 5.4), выделена система договоров, опосредующих рекламную деятельность (п. 5.5), анализируются права и обязанности участников рекламной деятельности (п. 5.6), а также понятие надлежащего исполнения обязательств по оказанию рекламных услуг (п. 5.7).

Реклама есть информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пп.1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»). Таким образом, в предпринимательских отношениях реклама – это созданная с применением специальных знаний и распространяемая с использованием специфических средств и приемов информация о конкретном субъекте и (или) продуктах его коммерческой деятельности, адресованная определенному или неопределенному кругу потенциальных потребителей с целью их побуждения к совершению сделки, направленной на приобретение прав на эти продукты.

Главные признаки рекламы состоят в следующем.

1) Рекламная информация обладает интерсубъектным характером, т.е. имеет форму обращения субъекта-рекламодателя к другим субъектам. Источником информации выступает рекламодатель, адресатом рекламы – ее получатель, т.е. лицо, до сведения которого должно быть доведено рекламное обращение. В предпринимательских отношениях рекламодатель является субъектом предпринимательской деятельности, адресат рекламы – потенциальным потребителем.

2) В зависимости от содержания реклама может отвечать признакам публичной оферты (п. 2 ст. 437 ГК РФ), но может и не иметь этих признаков, представляя собой только приглашение делать оферты, которое может быть адресовано как неопределенному, так и ограниченному кругу лиц, и даже конкретному лицу.

3) Целью распространения рекламной информации обычно является получение имущественной выгоды, за исключением социальной рекламы.

4) Предметом (объектом) рекламы является сам рекламодатель либо продукт его деятельности, в том числе товары, работы, услуги, иные результаты деятельности рекламодателя, могущие служить объектами гражданско-правовых и иных сделок.

5) Рекламная информация носит не только пропагандистский, но ярко выраженный побудительный характер, призывая адресатов рекламы к совершению определенных действий.

6) В процессе создания и распространения рекламной информации используются специальные знания, средства и приемы, оптимизирующие и усиливающие его побуждающее воздействие.

Формой существования рекламы именуется внешний облик предмета как носителя рекламной информации. Способами распространения рекламы признаются специальные приемы, методы и действия, применяемые в ходе распространения рекламы. Средством распространения рекламы считается особая совокупность технических и иных приспособлений, применяемых для распространения рекламной информации.

Реклама не поддается строгой научной классификации ввиду неограниченности критериев систематизации.

Договоры, заключаемые рекламодателем, с одной стороны, и рекламопроизводителем либо рекламораспространителем, с другой стороны, можно объединить в единый рекламный договор, прямо не указанный Гражданским кодексом РФ, но подразумеваемый нормами Федерального закона от 13 марта 2006 г. «О рекламе» (пп. 6 ст. 3), в соответствии с которым исполнитель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) обязуется выполнить по заданию заказчика (рекламодателя) определенную работу и (или) оказать услуги, связанные с производством, размещением или распространением рекламы заказчика и (или) производимых им товаров (работ, услуг, иных результатов деятельности), а заказчик обязуется оплатить выполненные работы и оказанные услуги.

По своей природе такой договор является двусторонним, консенсуальным, возмездным и взаимно-обязывающим договором. Он заключается в простой письменной форме и должен содержать все существенные условия, а именно: предмет договора, т.е. конкретные услуги и (или) работы рекламного характера, которые исполнитель обязан осуществить по заданию заказчика; срок действия договора; иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 161, 432 ГК РФ).

В заключение следует подчеркнуть, что проблемы информационной безопасности в сфере предпринимательской деятельности, в том числе способы обеспечения исполнения обязательств и ответственности участников информационных отношений за информационные правонарушения и ненадлежащее исполнение обязательств в области информатизации выходят за рамки настоящего диссертационного анализа и составят предмет самостоятельного исследования.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ

ОПУБЛИКОВАНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ:

Монографии

Зверева Е.А. Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности в Российской Федерации. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2004. – 296 с. (18 п. л.) – ISBN 5-89353-144-2.

Зверева Е.А. Информационные правоотношения в сфере предпринимательской деятельности: гражданско-правовые аспекты. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2004.-460 с.

Зверева Е.А. Правовой режим информации в Российской Федерации и проблемы информационного обеспечения предпринимательской деятельности. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2004. – 120 с.

Зверева Е.А. Особенности договорных правоотношений в сфере информационного обеспечения предпринимательской деятельности. М. :Изд-во «Когито-Центр», 2004. – 116 с.

Зверева Е.А. Проблемы правового регулирования брэндинга в Российской Федерации. М. :Изд-во «Когито-Центр», 2004. - 90 с.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в соответствии

с требованиями Высшей аттестационной комиссии

Министерства образования и науки Российской Федерации

Зверева Е.А. Информация как объект неимущественных гражданских прав // Право и экономика. 2003. № 9.

Зверева Е.А. Консалтинговый договор // Право и экономика. 2004. № 10. С. 37-45.

Зверева Е.А. Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности в Российской Федерации. М., 2004. С. 149-165.

Зверева Е.А. Проблемы заключения рекламного договора // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. № 4. С. 6-11.

Зверева Е.А. Рекламный договор // Реклама и право. 2004. № 1. С. 20-30.

Зверева Е.А. Законодательные гарантии осуществления информационных прав и обязанностей субъектов предпринимательской деятельности по отношению к государственным органам (на примере налоговых органов) // Право и экономика. 2003. №11. С.

Зверева Е.А. Маркетинговый договор // Право и экономика. 2004. № 3. С.

Зверева Е.А. Правовые гарантии безопасности информации // Законность. 2004. №5. С.

загрузка...