Delist.ru

Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности в Российской Федерации (10.09.2007)

Автор: Зверева Елена Арсеньевна

- создание правовых механизмов самофинансирования научно-информационной сферы, обеспечение коммерческого использования результатов и продуктов информационной деятельности.

Развитие информационного законодательства призвано создать правовую, организационную и экономическую основу для реализации права на свободный поиск, получение, передачу, производство, распространение и защиту информации, которая послужит фундаментом для дальнейшего инновационного и устойчивого развития отечественной экономики, укрепления суверенной демократии в России.

Третья глава – «Правовые средства реализации информационного обеспечения» посвящена исследованию критериев систематизации договоров, опосредующих информационное обеспечение субъектов в сфере предпринимательской деятельности, а также анализ отдельных видов договоров, как типичных, так и смешанных, которые вызывают наибольшие трудности в правоприменительной практике с точки зрения их квалификации ввиду отсутствия надлежащего правового регулирования соответствующих отношений и неоднозначного толкования условий этих соглашений.

Первый параграф – «Общая характеристика договоров, опосредующих передачу и распространение информации в предпринимательской деятельности» раскрывает подходы к типизации договоров, наиболее распространенных в сфере информационного обеспечения предпринимательской деятельности, в том числе договоров, направленных на передачу и получение информации (п. 1.1); договоров, используемых в системе электронного документооборота (п. 1.2); иных соглашений, именуемых «информационными» договорами (п. 1.3).

Информационное обеспечение предпринимательской деятельности, опосредуется различными соглашениями.

Во-первых, договорами, которые прямо предусмотрены федеральными законами и служат правовым средством передачи и получения информации. Среди них:

1.1. договор продажи предприятия (ст. 559 ГК РФ);

1.2. договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 769 ГК РФ);

1.3. договоры возмездного оказания информационных услуг (ст. 779 ГК РФ; п. 1, 2 ст. 5 Закона о кредитных историях; и др.);

1.4. договоры об отчуждении исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (ст. 31, 33, 37 Закона об авторском праве и смежных правах; п. 5 ст. 10 Патентного закона; п. 1 ст. 1233, 1234, 1285, 1307, 1365, 1458 и др. ГК РФ);

1.5. лицензионные договоры о предоставлении другому лицу права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (ст. 13 Патентного закона; ст. 25-27 Закона о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров; п. 1 ст. 1233, ст. 1235-1236, 1286, 1308, 1367, 1459 и др. ГК РФ); в том числе:

1.5.1. простая неисключительная лицензия, т.е. предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 1236 ГК РФ);

1.5.2. исключительная лицензия, т.е. предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (пп. 2 п. 1 ст. 1236 ГК РФ);

1.6. сублицензионные договоры, когда при наличии письменного согласия лицензиара лицензиат по договору предоставляет право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации другому лицу (ст. 1238 ГК РФ);

1.7. договоры коммерческой концессии, по которым одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства - ноу-хау (п. 1 ст. 1027 ГК РФ);

1.8. договоры авторского заказа, по которым одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме с отчуждением заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, либо предоставлением заказчику права использования этого произведения в пределах, установленных договором (ст. 1288 ГК РФ); и т.д.

Ко второй группе соглашений можно причислить договоры, которые регулируются федеральными законами и иными правовыми актами, но не в качестве самостоятельных видов договоров, хотя являются достаточно устоявшимися договорными конструкциями. Среди них можно выделить две группы договоров.

2.1. Во-первых, договоры, тесно примыкающие к патентно-лицензионным соглашениям, но опосредующие передачу не только исключительных прав, но также информации как объекта права, в частности:

2.1.1. договоры о передаче научно-технической продукции;

2.1.2. договоры о передаче секретов производства (ноу-хау):

договоры об отчуждении исключительного права на секрет производства (ст. 1468);

лицензионные договоры о предоставлении права использования секрета производства (ст. 1469); и т.д.

Тенденция обособления этих договоров в российском гражданском праве наметилась весьма отчетливо.

2.2. Во-вторых, договоры, направленные на оказание предпринимателям и потребителям целого комплекса информационных услуг, в том числе:

2.2.1. консалтинговый договор;

2.2.2. маркетинговый договор;

2.2.3. рекламный договор;

2.2.4. адвокатский договор; и др.

Указанные договоры тяготеют к относительной самостоятельности, хотя их окончательное формирование в качестве независимых договорных типов не завершилось, что дает возможность квалифицировать их в качестве смешанных договоров (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Постепенно названные договоры утрачивают свою оригинальность, становясь типичными в отдельных сферах информационной деятельности и приобретая черты, свойственные единой модели комплексного договора.

Второй параграф – «Договоры о передаче информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства)» посвящен анализу специфики новейших для российского права соглашений: договора об отчуждении исключительного права на секрет производства и лицензионного договора о предоставлении права использования секрета производства с учетом новелл, вводимых нормами части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 1468, 1469).

Исследуется предмет договора о передаче секрета производства или ноу-хау (п. 2.1), существенные условия договоров, опосредующих передачу прав на секрет производства (п. 2.2); особенности исполнения договорных обязательств (п. 2.3) в сравнении с договором о передаче информации, не имеющей режима коммерческой тайны (п. 2.4).

По юридической природе договор об отчуждении исключительного права на секрет производства и лицензионный договор о предоставлении права использования секрета производства являются двусторонними; могут быть как реальными, так и консенсуальными. Оба договора могут быть как возмездными, так и безвозмездными, если иное не установлено законом. Представляется, что в сфере предпринимательской деятельности вопрос о возможности заключения безвозмездных договоров об отчуждении либо предоставлении исключительных прав использования секрета производства должен быть разрешен по аналогии с нормой п. 5 ст. 575 ГК РФ, устанавливающей запрет дарения в отношениях между коммерческими организациями.

Существенным условием обоих договоров является соглашение о предмете договора. В силу особенностей информации, составляющей содержание секрета производства, правообладатель должен передать своему контрагенту не только права на использование секрета производства, но также сам секрет производства в полном объеме, раскрыть его содержание и способы использования. Поэтому стороны должны договориться о материальной форме и способе передачи информации, в том числе на бумажных и (или) электронных носителях. Обычно договоры заключаются в простой письменной форме с приложением необходимых документов, определяющих содержание секрета производства. Требование специальной регистрации рассматриваемых договоров законом не установлено.

По взаимной договоренности правообладатель (лицензиар) и приобретатель (лицензиат) могут запретить друг другу передавать права на секрет производства третьим лицам без предварительного письменного согласия. Разграничивая такие соглашения, по аналогии с патентно-лицензионными и авторскими договорами говорят о передаче секрета производства на «исключительной» и «неисключительной основе», а также о «лицензиях» и «сублицензиях». В зависимости от этого устанавливается цена секрета производства, т.е. форма и размер уплачиваемого покупателем вознаграждения. На размер вознаграждения также влияет характер передаваемых исключительных прав, объем использования секрета производства, экономический эффект от ее использования.

В третьем параграфе – «Особенности консалтинговых договоров раскрывается правовая природа консалтинговых соглашений, в частности, дается понятие консалтинга (п. 3.1), общая характеристика договора консалтинга (п. 3.2), анализируется содержание договора консалтинга (п. 3.3) и специфика исполнения договорных обязательств, возникающих из консалтинговых соглашений (п. 3.4).

Консалтинг есть предпринимательская деятельность, осуществляемая специалистами-консультантами в определенной области и направленная на обслуживание потребностей экономики и управления в профессиональных советах, обычно предоставляемых на основании договоров возмездного оказания услуг. Предметом консалтингового договора является деятельность исполнителя, которая носит интеллектуальный, нередко творческий характер, направлена на удовлетворение информационных и иных потребностей заказчика и осуществляется на основании гражданско-правового договора возмездного оказания услуг. Интеллектуальный характер деятельности услугодателя отличает обязательства, возникшие из договора консалтинга, от обязательств из договора об оказании информационных услуг, которые сводятся только к предоставлению заказчику полной и достоверной информации (информационного продукта) справочного, статистического и иного характера, отвечающей его запросу.

Договор консалтинга относится к договорам возмездного оказания услуг, выделенного в действующем Гражданском кодексе РФ в качестве самостоятельного договора (гл. 39 ГК РФ). Договор возмездного оказания консалтинговых услуг порождает обязательства, результат исполнения которых имеет неовеществленный, нематериальный характер, как сама информация, передаваемая в рамках исполнения договорных обязательств.

Договоры консалтинга могут иметь некоторое сходство с авторскими договорами о передаче исключительных прав на использование произведения литературы или науки, предметом которых также является создание и передача заказчику нематериального объекта интеллектуальной, творческой деятельности, облеченного в материальную форму. На указанные объекты их обладатели могут приобрести только исключительные, но не вещные правомочия, каковые могут возникнуть лишь на материальные носители (магнитные диски, рукописи и др.), но не на их содержание (идеи, алгоритмы и т.д.). Передача заказчику нематериального результата работы не исключает его последующего использования самим разработчиком, который способен неоднократно воспроизвести его, в том числе с коммерческой целью. Вследствие этого возникает необходимость особой правовой охраны интересов получателя объекта, регулирования последствий творческого риска неудачи исполнителя в договоре о его создании. Поэтому создание и передача (отчуждение) таких объектов не могут оформляться обычными договорами, рассчитанными на оборот вещей, в том числе подрядными, предметом которых является овеществленный результат деятельности подрядчика.

Договор возмездного оказания услуг является консенсуальным, двусторонним и возмездным. В предпринимательской деятельности сторонами данного договора выступают услугодатель (исполнитель), в качестве которого может выступать любой субъект права, и услугополучатель (заказчик) – предприниматель. Причем на стороне исполнителя не исключено участие в договоре нескольких лиц, которые могут быть долевыми либо солидарными должниками и (или) кредиторами (ст. 707 ГК). Многие виды консалтинга подлежат лицензированию, а специалисты в соответствующей области — аттестации на право осуществления этой деятельности.

По общему правилу, договор заключается в простой письменной форме и должен содержать все существенные условия (п. 1 ст. 161, 432, п. 1 ст. 779 ГК РФ). Единственным существенным условием консалтингового договора является его предмет, т.е. совершение исполнителем определенных действий либо осуществление им определенной деятельности (анализ бухгалтерской и иной документации; составление аналитического или иного заключения; предоставление специальных знаний или сведений и т.д.).

загрузка...