Delist.ru

Проблемы управления социально-экономическими процессами в бизнесе и пути их решения: теория и практика (10.09.2007)

Автор: Житенев Сергей Леонидович

сравнение с другими хозсубъектами 1,52 1,66 1,33 1,58 1,83

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

1,67 1,78 1,46 1,69 2,05

Рентабельность основной деятельности

% 20 22 15 21 25

Рентабельность продаж % 22 25 21 24 28

Рентабельность оборотных активов % 21 23 18 23 27

В пятой главе – «Основные пути решения социально-экономических проблем бизнеса и общества» предлагаются способы решения нравственно-политических, социально-экономических и экологических проблем общества, направленных на устранение социальных несправедливостей и повышение уровня жизни россиян путем переориентации деятельности государства и бизнеса на человека. Показано, что государство путем воздействия на общество обязано обеспечивать достижение желаемых целей и задач. В основе действий представительной, распорядительной и исполнительной власти должны лежать: профессиональная деятельность по осуществлению своих полномочий, знание своего дела, прочность принципов и воля к достижению целей, желание трудиться и отвечать за свою работу, честность и порядочность в действиях, политическая зрелость и чуткость к бедам людей, хотя это происходит далеко не всегда.

По своей сути госчиновники – это люди, нанятые на наши деньги и являющиеся слугами народа. Если такого служения нет, то власть начинает работать на себя, что и мы и наблюдаем в российской действительности. Сегодня народ, являясь единственным носителем власти, фактически отстранен от принятия важнейших политических решений, его голоса не слышат ни чиновники, ни депутаты всех уровней, что свидетельствует о необходимости обновления руководства страной, как в центре, так и на местах, так как власть не полностью исполняет свои социально-экономические функции (табл. 8).

В настоящее время народ требует: не копеечных и циничных надбавок к пенсиям и зарплате бюджетников, а справедливого распределения национального дохода и коренного улучшения своей жизни; восстановления дореформенных сбережений и возврата незаконно приватизированной собственности; изъятия сверхприбыли у предприятий, эксплуатирующих национальные природные богатства; ответственности власти и общественного контроля за деятельностью властных структур; сокращения огромного неэффективного и некомпетентного бюрократического аппарата, на содержание которого тратится существенная часть национального дохода; ликвидации коррупции и расхищения бюджетных средств; прогрессивного

Таблица 8

Социально-экономические функции государства

Функции Механизмы воздействия Недостатки госрегулирования Цели госрегулирования

Полити- Законодательное Отсутствие Обеспечение

Продолжение таблицы 8

ческие (властные, волевые) регулирование рыночной экономики по исправлению дефектов рынка. Введение прямых и косвенных ограничений на определенные виды деятельности хозсубъектов. Установление национальных стандартов, сертификатов, лицензий и спецмер, ограничивающих бизнес. доверительных отношений между государством, бизнесом и обществом. Недостаток экономических свобод хозсубъектов. Слабая нормативно правовая база для сохранения и расширения международной торговли. Отсутствие лояльного отношения власти и общества к бизнесу. политической и экономической стабилизации для свободного сотрудничества юридических и физических лиц. Наведение порядка в жизни страны. Создание и обеспечение правовых норм в обществе.

Экономи-ческие Укрепление рыночной экономики и экономической свободы деятельности хозсубъектов. Разработка эффективной налоговой политики. Госзаказы на закупку товаров и услуг. Создание равных условий в оплате труда и контроля за деятельностью монопольных структур. Экономические законы не имеют прямого действия без многочисленных инструкций госчиновников. Несоответствие методов управления бизнесом требованиям рынка. Отсутствие побудительных мотивов к труду и слабая конкурентоспособность российского бизнеса. Удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах. Достижение социально-экономического прогресса в обществе. Лечение болезней в экономике и обществе.

Социаль-ные Защита социальных ценностей общества Социальная политика государства не имеет Улучшение стандартов жизни

Продолжение таблицы 8

(уровня жизни, экономических прав и свобод человека). Законодательное установление минимальных социальных стандартов жизни. Справедливое распределение и перераспределение доходов в пользу малоимущих. Создание государственных и общественных организаций по защите населения. приоритетов по защите населения. Заниженность минимальных стандартов потребления населением. Отставание оплаты труда от его производительности. Конфликты в социально-трудовой сфере бизнеса. и здоровья населения.

Обеспечение социальной защиты населения и социального мира в обществе.

Сглаживание несправедливостей в обществе.

Экологи-ческие Санитарные и экологические ограничения на деятельность бизнеса.

Формирование экологического образа мышления населения. Поддержание социально-экологических и морально-нравственных ценностей в обществе. Рынок работает не в интересах населения и защиты природы. Нарушения населением и бизнесом санитарно-гигиенических, экологических и других норм и правил. Вымирание животного и растительного мира. Отсутствие опыта и квалификации в экологических вопросах. Поддержание равновесия в глобальной экосистеме. Гармонизация отношений между человеком и природой для выживания экологических видов.

налогообложения доходов и расточительного потребительства богатейших слоев населения.

В этой связи в работе предложены пути решения нравственно-политических и социально-экономических задач общества государственными органами.

Наряду с государством огромная социально-экономическая ответственность перед природой, персоналом и обществом лежит на бизнесе.

В работе показано, что в настоящее время фундаментом развития и устойчивого экономического роста любой фирмы являются этические принципы поведения, базирующиеся на общественной марали и нравственных ценностях, включающих в себя: максимальное удовлетворение потребностей покупателей и получение прибыли хозсубъектами за счет: улучшения качества товаров и обслуживания потребителей, сокращения издержек производства и сбыта, непрерывного совершенствования технологии производства и освоения новых маркетинговых методов исследования.

Показано, что основными долгосрочными принципами принятия социально-этических решений бизнеса являются: прагматичность действий, то есть получение соответствующего дохода при умеренной прибыли; соблюдение конституционных прав человека на труд, здоровье, образование и социально-правовую защиту общества от неэффективных собственников и монопольных структур; справедливое распределение благ и социальная ответственность перед персоналом и покупателями своей продукции, которая всегда несет потенциальную угрозу потребителям.

Поскольку отечественный бизнес не полностью удовлетворяет общественные потребности в товарах и услугах надлежащего качества, в оплате труда, в подготовке кадров и занятости населения, в работе намечены пути решения этических и социально-экономических проблем общества в ключевых сферах его деятельности. Основная цель этих рекомендаций сводится к тому, чтобы сделать бизнес общественно ориентированным и заставить его решать социальные задачи, используя для этого производственные и финансовые ресурсы общества и предпринимательский потенциал фирм для выполнения обязательств бизнеса перед обществом и обеспечения согласованности частных и общественных интересов. Конечно, решение этих задач возможно лишь при наличии высококвалифицированной управленческой элиты, обладающей компетентностью и профессионализмом, честностью и порядочностью, чувством гражданской ответственности и любви к своему народу и стране, соблюдающей нравственные принципы поведения и обеспечивающей персоналу достойную и комфортную жизнь уже сегодня, а не в далеком будущем.

В настоящее время рынок предъявил особые требования не только к качеству товаров и услуг, но и к деловым и личным качествам всей системы управленческого корпуса, к обновлению инновационной деятельности предприятий, к формированию этических норм и правил поведения бизнеса, к обеспечению роста и конкурентоспособности российской экономики. Все это направлено на то, чтобы управленческая деятельность хозсубъектов переросла в социальную, которая подразумевает достойное материальное вознаграждение персонала за качественную и продуктивную работу, социальную защиту работников и членов их семей. В этой связи в работе предложены эффективные меры по преодолению негативных процессов в различных сферах производственно-коммерческой деятельности предприятий с помощью интегрированного менеджмента, включающие в себя все основные его типы, что позволяет принимать более обоснованные тактические и стратегические решения, опираясь на эффективные методы стимулирования высокопродуктивной работы персонала. Кроме того, в работе даны предложения по оценке эффективности принимаемых управленческих решений, которые необходимы для самоконтроля деятельности руководителей фирм, сопоставления результатов работ с предыдущими периодами и сравнения с конкурентами. Предлагаемые методы основаны на количественных оценках: рентабельности инвестируемого капитала, эффективности продаж товаров и у слуг, интенсивности оборачиваемости товарных запасов, производительности труда работников хозсубъектов, степени удовлетворенности желаний покупателей и других показателях, характеризующих эффективность и результативность работы менеджеров (табл. 9).

Таблица 9

Количественные методы определения эффективности управленческих решений в бизнесе

Показатели Основа оценки Методы расчета Условные обозначения Цель

Рентабе-льность инвести-руемого капитала

Объемы производства и продаж товаров и услуг хозяйствую-щего субъекта.

Себестоимость выпускаемой продукции. Балансовые отчеты о результатах хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Показатели о прибылях и убытках хозсубъектов. Оценка будущей цены и затрат на производство и реализацию товаров и услуг фирмы. Прогнозные (расчетные) показатели будущей деятельности предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах. Rк = П/Ки*100%

Чем выше, тем лучше. Rк – рентабельность инвестируемого капитала, %

П – прибыль (чистая или балансовая), руб.

Ки – инвестируемый капитал, руб.

загрузка...