Проблемы управления социально-экономическими процессами в бизнесе и пути их решения: теория и практика (10.09.2007)
Автор: Житенев Сергей Леонидович
Таблица 4 Динамика российской экономики Экономические показатели Ед. измерения 1985г. 2006г. Стабилизационный фонд млрд. р. 0,0 > 2500 Золотой запас т 2000 277 Внешний долг млрд. долл. 0,0 110 Численность госаппарата млн. чел. 1,0 1,344 (без обслуживаю-щего персонала) Затраты на обслуживание госчиновников % от бюджета 1,0 3,0 Расходы на оборону и другие силовые ведомства % от бюджета 23,5 32,0 Затраты на социальную сферу % от бюджета 42,0 14,0 Суммарный бюджет РФ млрд. руб. 103,0 5500 Покупательская способность рубля (количество докторской колбасы) млн. т 43,3 27,7 По своей сути она не профессиональна и использует власть в собственных, а не в общественных интересах. На ее совести: неправильные приемы и методы планирования, учета и контроля деятельности предприятий-монополистов; неудовлетворительное внедрение достижений НТП в экономику; неспособность разрешать социальные конфликты и противоречия в обществе, которые несут в себе объективные внешние условия и т.д. Такая политика государства привела к социально-экономическому и морально-нравственному кризису российского общества. В работе показано, что бессовестная власть породила безнравственный бизнес. В результате бездумной приватизации госсобственности, кучка приближенных к власти людей получила за бесценок основную долю народного богатства, но при этом выяснилось, что новые собственники оказались неспособными менеджерами. В большинстве своем они не следят и не отвечают за воспроизводство сырьевых ресурсов и охрану окружающей среды, за качество и безопасность производимых товаров и услуг, не обеспечивают рост инвестиций и обновления основных фондов, не снижают затраты на производство товаров, не заботятся о сохранении кадров, не несут ответственности за купленную собственность перед государством и обществом и очень часто конфликтуют с законом; В социальной сфере российский бизнес не выполняет своих функций по удовлетворению населения высококачественными товарами и услугами. Сегодня в Россию импортируется около 80% сложно-бытовой техники и более 50% продуктов питания, что угрожает экономической безопасности страны. Главной чертой поведения российских предпринимателей становится беспринципность и безнравственность, а основной целью деятельности - присвоение чужого труда, получение сверхприбыли и корпоративной выгоды. При таком отношении государства и бизнеса к собственному народу, трудно ожидать коренного улучшения жизненного уровня россиян, если его оценивать по общепринятым международным стандартам качества жизни. По данным ООН, фундаментальными понятиями экономики, с которыми связано развитие человечества, являются общепризнанные индикаторы качества жизни населения и уровень цивилизации, включающими в себя следующие критерии: социальную защищенность населения страны; среднегодовые доходы на душу населения (табл.5); фактическую и ожидаемую продолжительность жизни народа; уровень образования нации. В работе показано, что практически ни по одному из этих показателей, Россия даже близко не приближается ни к одной из индустриально развитых стран мира, несмотря на колоссальные богатства ее недр и наличие богатейшего интеллектуального потенциала нации. В этой связи в диссертации рассмотрены причины такого положения российской экономики и намечены пути выхода ее из тяжелейшего кризисного состояния. Таблица 5 Уровень жизни населения по состоянию на 01.01.2006 года Показа-тели каче-ства жизни Бедне-йшие Бедные Средние доходы Богатые Сверх-богатые Олигар-хи Средне-годовой душе-вой доход, тысяч дола-ров Более 10 Более 20 Более 30 Более 50 Индекс концен-трации доходов от сумма-рных доходов всего населе-ния, % Деци-льный коэф-фици- ент, число раз Более 50 Продолжение таблицы 5 Показа-тели качест-ва жизни Бедней-шие Бедные Средние доходы Богатые Сверх-богатые Олигар-хи Степень удовле-творе-ния потре-бностей Не удовле-творя-ются основ-ные потреб-ности Базовые потреб-ности удовле-творя-ются не полно-стью Полно-стью удовле-творя-ются основ-ные потреб-ности Удовле-творя-ются все потреб-ности Удовле-творя-ются любые потреб-ности Безу-мное расто-читель-ство денег Струк-тура доходов и расхо-дов Весь доход идет на питание 80% дохода идет на питание На питание затрачи-вается около 30% дохода На проду-кты питания расхо-дуется менее 20% дохода На питание тратится не более 3% дохода На питание расхо-дуется менее 1% дохода Числен-ность населе-ния, млн. человек 27 долла-ровых милли-ардеров Числен-ность населе-ния, в % 21 62,5 9 5,5 2,0 - В четвертой главе – «Методология маркетингового управления бизнесом» раскрываются цели и задачи маркетингового управления бизнесом, теоретически обосновываются концептуальные стратегии управления предприятием и рассматриваются особенности маркетинговой деятельности фирмы в современных условиях. В работе показано, что реформирование российской экономики и слом традиционной структуры рынка потребовали пересмотра оргструктуры управления и маркетинговой концепции предприятия, как элемента стратегического менеджмента. Под маркетингом нами понимается созидательная целесообразная деловая деятельность юридических и физических лиц, направленная на превращение потребностей покупателя в доходы продавца, то есть как удивительное сочетание строгой науки и виртуозного искусства эффективной работы фирмы на рынке и внутри самой организации. Основополагающими идеями маркетингового управления бизнесом являются человеческие нужды, потребности и запросы, которые объединяют все элементы бизнеса, реализуемые через обмен ценностями, стоимостями и благами, покупка которых приносит их обладателям эмоционально-психологическое удовлетворение или экономическую выгоду (рис.1). Рис. 2 Организационная система маркетинга фирмы «Ангстрем» |