Delist.ru

Проблемы управления социально-экономическими процессами в бизнесе и пути их решения: теория и практика (10.09.2007)

Автор: Житенев Сергей Леонидович

Степень научной разработанности темы.

Исследования, выполненные российскими и зарубежными учеными в области управления социально-экономическими процессами в бизнесе, существенно расширили и углубили понимание многих аспектов этой проблемы. В теорию и методологию управления социально-экономическими процессами в бизнесе и обществе большой вклад внесли такие российские ученые как Л.И.Абалкин, Г.Л. Азаев, Ю.П. Анисимов, Д.Д. Андреева, А.М. Букреев, О.Н. Беленов, В.М. Баутин, И.П. Богомолова, И.Н. Буробкин, В.А. Винокурова, О.С. Виханский, В.П. Воронин, В.В. Глухова, А.Г. Грязнова, С.Ю. Глазьев, В.В. Денискин, И.А. Пригожин, й, в.П. ихан В.М. Баутин, И.П. Богомолова, в, и обществе большой вклад внесли такие российские ученые как Л.И. Абалкин, Г.Л. АзА.А. Стерлин, Э.А. Уткин, Л.Д. Хацкевич, А.И. Хорев, И.Д. Хицков, Л.И. Чуриков, А.Ф. Шишкин и др.

Глубокие исследования в области создания теоретических основ стратегического управления социально-этическими процессами в экономике провели зарубежные ученые: Р.Л. Акофф, И. Ансофф, П. Дейлем, П. Друкер, Ф. Котлер, Р. Кортленд, У. Кинг, М. Кендеэль, П. Самуэльсон, М.Э. Портер, Р. Уотерман, Ф. Фостер, А. Файоль, П. Хейне, В. Хойер и др., чьи научные взгляды и подходы оказали большую пользу автору при написании работы.

Однако, несмотря на важность и новизну научных изысканий ученых, многие вопросы управления социально-этическими процессами в российской экономике изучены не полностью, так как находятся в стадии становления и развития. Это касается прежде всего: определения стратегических целей и задач кооперирования деятельности хозсубъектов в условиях системного кризиса; мотивации поведения хозсубъектов на рынке и проблем их будущего развития; нравственно-политической и социально-экономической деятельности государства и бизнеса; обоснования стратегий экономического роста предприятий; решения проблем управленческой компетенции высшего руководства фирм; поиска путей выхода общества из социально-экономического кризиса. Нерешенность этих проблем заставила автора предпринять попытку к их разрешению на примере некоторых перерабатывающих предприятий российской промышленности.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационной работы является развитие теоретических и научно-методических положений в области управления экономическими и социально-этическими процессами в бизнесе и разработка практических мер по их разрешению, направленных на повышение качества и стандартов жизни населения. В соответствии с этой целью в процессе исследования были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить, оценить и объяснить специфику, особенности и проблемы функционирования российского бизнеса, определить закономерности и тенденции его развития с учетом изменения его форм и функций, долговременных целей и задач;

- установить мотивы поведения хозсубъектов на рынке, выявить и предложить наиболее эффективные инструменты управления предприятиями и определить их влияние на работу бизнеса;

- исследовать содержание и особенности развития рынка труда в российской экономике, разработать современную концепцию трудовых мотиваций и методы управления персоналом, обеспечивающих достижение целевых установок фирм, функционирующих в неустойчивой среде;

- обосновать принципы и предложить наиболее эффективные инструменты управления поведением покупателей и способы их защиты;

- проанализировать и критически осмыслить нравственно-политические и социально-экономические аспекты деятельности государства, установить причины злоупотреблений госчиновников при решении социально-экономических проблем общества и наметить способы по предотвращению их негативных последствий;

- рассмотреть причины безнравственного поведения российского бизнеса, вскрыть их генетические корни и предложить меры по искоренению злоупотреблений предпринимателей;

- исследовать качественные стандарты жизни россиян в послереформенный период, раскрыть сущность социально-экономических взаимоотношений российского бизнеса с персоналом фирм и обществом и предложить способы решения социально-экономических проблем населения России;

- дать научное определение системы управления предприятием методами стратегического маркетинга, разработать концепцию маркетингового управления бизнесом, обосновать процедуру выбора маркетинговых стратегий и целей, опирающуюся на современную доктрину управления;

- внедрить в практику более совершенные методы и инструменты маркетингового управления предприятием и количественной оценки результатов его деятельности;

- обосновать принципы социально-экономической и этической ответственности государства и бизнеса перед персоналом и обществом, направленные на экономический рост и социальную защиту населения, наметить пути решения проблем, связанных с улучшением социального положения россиян.

Достижение поставленной цели позволяет автору считать исследование законченной работой.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования являются совокупность перерабатывающих промышленных предприятий Воронежской области и г. Тюмени, на базе которых автор выполнял научные исследования.

Предметом исследования выступают управленческие, организационные и социально-экономические отношения, возникающие внутри фирмы и между участниками рынка, а также совокупность теоретических и практических проблем деятельности государства и предприятий в рамках реализации концепции повышения социального положения населения.

Теоретико-методологическая основа и методы исследования.

Теоретической и методологической базой исследования явились современные достижения экономической науки, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых и специалистов, относящихся к области управления социально-экономической деятельности государства и бизнеса. Наряду с этим широко использовались материалы и рекомендации научно-практических конференций и семинаров, законодательные и другие нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, регламентирующие деятельность участников рыночных отношений, а также результаты работы преуспевающих фирм.

Информационной основой послужили официальные данные Госкомстата РФ и зарубежной статистики, бухгалтерская и финансовая отчетность исследуемых предприятий, материалы отраслевых совещаний и ресурсы сети Интернет.

Методологической базой явились общенаучные принципы системного подхода, методические разработки органов государственного управления, теоретические обобщения данных, полученных расчетным или экспертным путем.

В ходе подготовки диссертационной работы использовались методы системного, ситуационного и портфельного анализа, современные аналитические, графические и матричные методы, а также компьютерные технологии обработки информации, методы экспертных оценок, эмпирические и расчетные данные, полученные в результате коммерческих исследований, и другие.

Научная новизна результатов исследования.

В диссертации изложены научно-обоснованные экономические решения, внедрение которых вносит существенный вклад в развитие теории и практики управления социально-экономическими процессами в бизнесе.

Наиболее существенными результатами, полученными лично автором и содержащими научную новизну, являются следующие положения:

- исследованы особенности и проблемы российского бизнеса в новых условиях его функционирования, решение которых позволяет перейти в качественно иное экономическое и технологическое состояние хозсубъектов и обеспечить их будущий рост;

- предложена новая трактовка мотивов поведения хозсубъектов на рынках, базирующаяся на определении предельных затрат на производство дополнительной единицы продукции и будущей цены ее реализации с целью получения максимальной прибыли в долгосрочном периоде;

- уточнено понятие рынка труда как сложного многофакторного образования, отличающееся системным походом к изучению структуры и демографической емкости рынка, учитывающее двойственный характер российской экономики (наличие легального и теневого бизнеса);

- разработана современная концепция трудовых мотиваций и предложены соответствующие методы управления персоналом, отличительной чертой которых является всесторонний учет типа личности и потребностей персонала, гуманизм его труда и справедливое вознаграждение, обеспечивающих высококачественный труд;

- выявлены и критически проанализированы нравственно-политические и социально-экономические аспекты деятельности государства и предпринимателей, предложены способы преодоления внутрифирменных конфликтов, отличительной особенностью которых является комплексный учет политических факторов и внутренних возможностей предприятий;

- в отличие от существующих представлений по новому раскрыты сущность социально-экономических взаимоотношений бизнеса с персоналом фирм и государством, основная идея которых сводится к тому, что приоритетом здесь является человек и его интересы, а задачей бизнеса – выполнение им общественных функций по обеспечению покупателей высококачественными и безопасными товарами и услугами;

- сформулирована концепция повышения качественного уровня и условий жизни россиян, особенностью которой является комплексное удовлетворение основных жизненных стандартов, включающих в себя социальную защиту населения и окружающей природной среды, среднедушевые доходы граждан, продолжительности жизни и уровень образования нации;

- в отличии от известных научных подходов по-новому раскрыта сущность маркетинговых инструментов как катализаторов производственно-коммерческой деятельности фирм и необходимого элемента управленческой работы предприятия;

- сформулирована концепция маркетингового управления бизнесом как основа для перспективного планирования деятельности фирмы и уточнены понятия концепции и стратегии маркетингового управления, отличающиеся системным подходом к рассмотрению элементов управленческой деятельности;

- разработана совокупность методов и путей социальной защиты персонала фирм и общества от вредных воздействий бизнеса и государства в решении общественных проблем, отличительной чертой которых является эффективность управленческих решений, ориентированных на человека.

Практическая значимость работы.

Теоретические и методологические результаты исследования доведены до практических выводов и рекомендаций, используемых в региональных органах власти и в хозяйственной деятельности ряда перерабатывающих предприятий РФ, что подтверждено актами о внедрении. Практическое значение имеют научные и прикладные разработки, в которых содержатся:

загрузка...