Delist.ru

Проблемы управления социально-экономическими процессами в бизнесе и пути их решения: теория и практика (10.09.2007)

Автор: Житенев Сергей Леонидович

Обеспече-ние социальной защиты персонала фирмы и их семей.

Степень удовлетво-ренности желаний покупа-телей от товаров фирмы

Эр = Рр/Зпр

Чем меньше значение показателя, тем лучше для покупателей Эр –

показатель удовлетворенности покупателей от приобретения товаров фирмы, ед.

Рр – результат деятельности хозсубъекта в рыночных ценах, руб.

Зпр – затраты на производство и реализацию нужных рынку товаров и услуг, руб.

3. Выводы и рекомендации.

Проведенные в процессе решения поставленных задач исследования позволили сделать следующие вывод и рекомендации:

1. Критически проанализирована и оценена специфика функционирования российского бизнеса в современных условиях с учетом долговременных целей и задач хозяйствующих субъектов, определены наиболее острые проблемы внешней и внутренней среды, включающих в себя: структуру и качество используемых ресурсов, режим рыночной конкуренции, уровень технологии и издержек производства, степень квалификации персонала и производительность его труда.

Объяснены причины деградации промышленных предприятий и показано, что главной бедой российского бизнеса до сих пор остается проблема качества, надежности и безопасности товаров, которые являются основой жизнедеятельности любой фирмы и благосостояния общества. Предложены меры по выводу предприятий из тяжелого экономического состояния, включающие в себя: организацию инвестиционно – инновационной деятельности в планировании производства; обновление всех видов работ и полное удовлетворение спроса.

2. Установлены мотивы поведения хозсубъектов на рынке, вытекающие из естественной эволюции бизнеса, обусловленной изменениями в общественном сознании, целевыми установками общества и господствующей концепции экономического развития. В соответствии с современной теоретической концепцией, все действия фирм и поведение отдельных людей в бизнесе определяются издержками, которые они ожидают понести, и выгодами, которые они планируют получить в результате своих действий в будущем. Всякое изменение рыночной ситуации заставляет фирмы изменять свое поведение и переориентировать свои действия под требования покупателей, используя свои конкурентные преимущества и новые сферы деятельности. Ключом к успеху здесь служат: интеграция всех структурных подразделений и их нацеленность на коллективную работу; качественный уровень менеджмента и решение проблем социальной защиты персонала; использование реинжиниринга и высокой производительности труда всех сотрудников предприятия.

3. Исследовано содержание рынка труда как сложного многофакторного образования, рассмотрены особенности занятости, состояния и развития рынка труда, обусловленные двойственным характером российской экономики, выражающимся наличием легального и теневого бизнеса, описана и оценена демографическая структура рабочей силы и емкость рынков стран СНГ и Воронежской области, выявлены источники безработицы в российской экономике и способы ее снижения, установлены причины негативного изменения структуры рабочей силы, связанные: с поздним заключением браков, с высоким уровнем разводов и детской патологией, с ростом числа пенсионеров и угасанием численности сельского населения, с обесцениванием труда и т.д., что ставит под угрозу экономическую безопасность страны в будущем.

Выявлены источники мотивации к труду, в основе которых лежат ценность рабочих мест и размер вознаграждения лиц, занимающих эти должности, то есть личный интерес, заложенный в природе человека.

Разработана современная стратегия мотивации трудовой деятельности и дана их классификация, предложены эффективные способы управления персоналом и методы оценки его труда, которые позволяют определять уровень общей жизненной стратегии поведения работников.

4. Исследованы теоретические основы маркетингового управления поведением покупателей, включающих в себя: изучение демографической структуры рынка и формирование спроса; товарную и ценовую политику фирм; каналы товародвижения и стимулирование сбыта; типы личностей покупателей. Раскрыта роль и значение формирования спроса и предложен комплекс критериальных оценок адаптации фирмы к спросу.

Показано, что в основе поведения покупателей и принятия ими решений о покупках лежат заложенные природой и культивируемые обществом вечные (врожденные) и приобретенные (внешние) положительные и отрицательные стереотипы (доминанты).

На принципах стереотипов реализуются: восприятие рекламы, принятие решений, интуиция и озарение, отторжение нового и шаблонность мышления.

Разработанная концепция управления поведением покупателей нашла практическое применение на ряде промышленных предприятий Воронежской области и в учебном процессе ВУЗов.

5. Выявлены источники и причины нравственно-политических и социально-экономических просчетов в деятельности государства, накопившихся в постсоветский период развития российской экономики, без устранения которых трудно строить демократическое гражданское общество.

Раскрыта сущность социально-экономических взаимоотношений российского бизнеса с персоналом фирм, обществом и государством с целью адаптации их к глобальным изменениям рыночной среды и будущего процветания в ней. Установлено, что во взаимоотношениях бизнеса и персонала существует множество проблем, которые требуют переосмысления и корректировки во взаимных отношениях, новых подходов к решению трудовых, социальных, производственно-коммерческих и инвестиционных проблем.

В диссертации разработаны принципы цивилизованных отношений бизнеса, общества и государства и предложена их классификация.

6. Рассмотрены причины безнравственного поведения российского бизнеса. Установлено, что в социальной сфере российский бизнес не выполняет своих функций по удовлетворению населения высококачественными товарами и услугами. Сегодня в Россию экспортируется около 80% сложно-бытовой техники и 50% продуктов питания, что угрожает экономической безопасности страны. Показано, что нормой жизни многих российских и иностранных предприятий являются: мошенничество, махинации и прямой обман государства при совершении сделок купли-продажи; массовые подделки, имитации и выпуск некачественной продукции; систематические нарушения существующего российского законодательства, индивидуальные и групповые противоправные действия предпринимателей.

7. В соответствии с международными требованиями изучены качественные стандарты социального положения россиян. Показано, что международные требования ООН к цивилизованным государствам сводятся к удовлетворению основных прав граждан, включающих в себя: социальную защиту населения; достойные среднедушевые доходы; продолжительность жизни народа; уровень образования нации. Как показали исследования этих проблем, ни одно из них не подходит под международную категорию индикаторов качества жизни населения в условиях современной России.

Особое внимание уделено укреплению общественной и государственной безопасности, сохранению здоровья нации и улучшению демографической ситуации, развитию нравственности и общественной морали, построению гражданского общества, социальной защите населения и устранению социальных несправедливостей общества.

8. Показано, что маркетинговые стратегии являются специфическим рыночным инструментом, представляющим собой высшую ступень интеллектуальной деятельности персонала фирмы. Научное определение маркетинга, разработанное автором, трактуется как целесообразная деловая деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на превращение потребностей покупателей в доходы продавца. Действуя в условиях рыночной неопределенности, маркетинг постоянно эволюционирует, качественно изменяя свои формы и функции.

Установлено, что успех любой предпринимательской стратегии очень тесно связан с реализацией маркетинговой концепции, которая является философией современного бизнеса, обеспечивающей взаимосвязь фирмы с внешней средой и способствующей поиску новых путей развития бизнеса на основе стратегического выбора и изучения рыночных возможностей.

9. На примере деятельности производственной компании «Ангстрем» и ОАО ДОК «Красный Октябрь» и других фирм разработана комплексная система поэтапного обоснования стратегического плана маркетинга, охватывающая основные его элементы – товар, цену, продвижение и сбыт, предложены новые, ранее не используемые методы и инструменты маркетингового исследования рынков и внутрифирменного состояния, ориентированные на определение стратегической позиции фирмы, выделение сегментов целевых рынков, изучение сильных и слабых сторон фирмы и конкурентов, количественную оценку результатов маркетинговой деятельности промышленного предприятия. Применение данных методов позволяет более обоснованно принимать управленческие решения с учетом позиции других субъектов рынка.

10. Обоснованы принципы социально-экономической и этической ответственности бизнеса и государства перед персоналом и обществом, в основе которых лежат религиозные вероучения, обычаи и традиции народов, права и свободы человека, утилитаризм и предприимчивость людей. Эти принципы включают в себя: прагматичность действий: соблюдение конституционных прав человека на труд, здоровье, образование и социально-правовую защиту населения; справедливое распределение благ и ответственность государства и хозсубъектов перед населением, которые сводятся к равноправному распределению и перераспределению доходов при существующих в обществе распределительных механизмах.

Цель этих принципов заключается в том, чтобы сделать бизнес общественно ориентированным и заставить его решать социальные задачи, используя для этого производственные и финансовые ресурсы общества и предпринимательский потенциал фирм при согласовании частных и общественных интересов. Решение этих задач возможно лишь при наличии высококвалифицированного управленческого персонала, в котором остро нуждается российская экономика. В этой связи в работе предложена концепция управления знаниями путем непрерывного обучения персонала и мотивации его труда и разработаны соответствующие инструменты по количественной оценке эффективности управленческой деятельности.

Работы соискателя, в которых опубликованы основные научные результаты диссертации.

1.Монографии и учебно-методические пособия

1.1. Шамрай В.В. Рекламный бизнес и конкурентная политика коммерческой организации. /В.В. Шамрай, Л.И. Чуриков, С.Л. Житенев и др. // Ред.- изд. цент «Комсомольская правда». – Воронеж 1997. - 72с.

1.2. Журавлев Ю.В. Методы организации и управления торгово-промышленным бизнесом. / Ю.В. Журавлев, М.В. Бурдюг, С.Л. Житенев. // ЗАО НПО «Уран». – Воронеж: - 1998. – 57с.

1.3. Чуриков Л.И. Количественная оценка риска и кризисной ситуации. / Л.И. Чуриков, С.Л. Житенев. // Учебное пособие. – Воронеж: ВГТА, 2001. – 91с.

1.4. Чуриков Л.И. Маркетинговые исследования на преуспевающих фирмах. / Л.И. Чуриков, Ю.В. Журавлев, С.Л. Житенев./ - Воронеж: ВГТА, 2002. – 276с.

1.5. Удовиченко А.И. Стратегия управления персоналом фирм и покупателями их продукции / А.И. Удовиченко, М.В. Анисимова, С.Л. Житенев. // - Воронеж: ВГУ, 2005. – 270с.

1.6. Есипов А.М. Современные методы управления и оценки деятельности предприятий. / А.М. Есипов, С.Л. Житенев и др. // Методическое пособие. – Воронеж: ВГТА, 2006. – 157с.

1.7. Долговязов И.А. Защита прав потребителей / И.А. Долговязов, С.Л. Житенев и др. // Методическое пособие. – Воронеж: ВГУ, 2006. – 99с.

1.8. Житенев С.Л. Управление экономическими и социально-этическими процессами в бизнесе. / С.Л. Житенев и др. // Воронеж: ВГУ, 2006. – 389с.

загрузка...