Delist.ru

Системное управление инвестиционными рисками в регионе: теория, методология и инструментарий (10.09.2007)

Автор: Тхакушинов Эдуард Китович

Необходимым условием существования феномена «управление инвестиционными рисками региона» является его осуществление на базе динамической концепции как регулярного процесса при постоянном мониторинге уровня риска и адаптивной коррекции управляющих воздействий в соответствии с изменением его параметров. Она представляет собой реализацию парадигмы активного поведения в отношении риска, то есть восприятие его не как угрозы, а как возможности получения дополнительного инвестиционного дохода, и, следовательно, включает прогнозирование рисков и оценку результатов принимаемых решений и реализуемых управляющих воздействий. В авторской интерпретации динамический подход предполагает не пассивное ожидание последствий в ситуации риска, а вмешательство в нее с целью извлечения потенциальной инвестиционной выгоды. Подобное управление требует принятия как тактических, так и стратегических решений.

Стратегия управления региональными инвестиционными рисками определяется на уровне руководства региона, так как вся система, направленная на управление инвестициями, должна действовать в едином режиме, подчиняться общим правилам и работать на реализацию заранее утвержденного и оцененного стратегического плана. Поэтому управление инвестиционными рисками региона должно осуществляться в рамках единой стратегии и быть направленным на решение уже рассмотренных двух основных задач:

сохранение базовых инвестиционных ресурсов региона и имеющихся показателей развития;

создание дополнительных ресурсов и рост инвестиционной привлекательности региона.

Основополагающей особенностью системы управления региональными инвестиционными рисками является ее интегрированность в общую систему управления регионом, что является необходимым усложнением системы управления инвестициями региона, ее логически следующим этапом развития, обусловленным динамикой и наполнением инвестиционных процессов мезоуровня, роста их значимости, и представляет собой некоторую ее надстройку. На рисунке 14 представлена укрупненная схема функций, выполняемых системой управления инвестиционными рисками региона при ее интеграции в региональную систему управления.

Рисунок 14- Обобщенные функции субъекта управления инвестиционным

риском региона*

*Разработано автором по материалам исследования

Реализация конкретных этапов и функций инвестиционного риск-менеджмента как практики управления инвестиционными рисками региона осуществляется через систему управления, обобщенная структура которой представлена на рисунке 15. Низовым звеном, задействованным в системе управления инвестиционными рисками регионального уровня локализации, являются субъекты инвестиционной деятельности региона. Они могут обладать, как изображено на рисунке, подсистемой внутреннего управления инвестиционными рисками, то есть рисками конкретных проектов и предприятия в целом. Это интегрированные в систему управления предприятием или организацией службы риск-менеджмента. В случаях, когда подобные образования отсутствуют в структуре субъекта, некоторые их функции выполняют отдельные элементы системы управления субъекта. Через указанные подсистемы или их заменители субъекты инвестиций региона передают информацию о проектах подсистеме сбора информации и оценки инвестиционных рисков региона и получают от нее данные об уровне и интересующих параметрах инвестиционного риска региона в целом, что расширяет информационные возможности субъектов и способствует улучшению качества выработки решений по управлению инвестициями, в том числе рисками.

Рисунок 15- Структура системы управления инвестиционными рисками

региона*

*Разработано автором по материалам исследования

Другим важным структурным элементом системы управления региональными инвестиционными рисками являются мезоуровневые институты управления инвестиционными процессами. Так как региональная система формирует синергетический эффект в любом экономическом аспекте его функционирования, в том числе инвестиционном, то помимо регуляции «снизу» требуется также управление «сверху». В связи с этим в структуре данных институтов формируется подсистема управления инвестиционными рисками, в которую выделяется часть ресурсов, но, самое главное, делегируются функции управления, даже в случае совмещения с другими свойственными функциями. Эти институты в целом, и конкретно подсистема управления инвестиционными рисками региона, находятся в подчинении органов власти территории, которые также получают информацию о параметрах инвестиционного риска от подсистемы сбора информации и оценки.

Взаимодействие всех указанных элементов и их объединение в систему управления региональными инвестиционными рисками обеспечивает изменение параметров инвестиционного климата региона и его инвестиционного потенциала. Наличие развитой системы управления инвестиционными рисками существенно повышает управляемость всего инвестиционного процесса в регионе за счет роста количества и качества информации, на основе которой осуществляется управление, а также своевременности прямой и обратной связи.

Существенной методологической и большой практической значимостью обладают рекомендации следующего характера: разработка вариантов и моделей интеграции управленческих воздействий в отношении региональных инвестиционных рисков в систему экономико-институциональной инфраструктуры управления инвестиционными процессами в регионе, а также в систему управления регионом в целом. Авторская версия реализации этих задач, непосредственно сопряженных с эффективным управлением инвестиционными рисками территориальной локализации, предложена на рисунке 16, где система поддержки принятия решений, связанных с региональным риск-менеджментом, состоит из информационно-аналитической компоненты (инструментарий оценки риска) и экономико-институциональной инфраструктуры).

Под экономико-институциональной инфраструктурой управления инвестиционными рисками региона понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих систем и соответствующих им организационных и управляющих подсистем, обеспечивающих доступ субъектам инвестиционной деятельности к инвестиционным и иным ресурсам, а также базам знаний о расчетно-аналитическом инструментарии оценки и управления региональными инвестиционными рисками, функционально направленных на выявление, учет и снижение рисковой составляющей в региональном инвестиционном менеджменте, и, в конечном итоге, - эффективное осуществление инвестиционной деятельности в системе региональной экономики.

Рисунок 16- Инкорпорирование системы управления региональными

инвестиционными рисками в институциональную среду инвестиционной

деятельности в регионе*

*Разработано автором по материалам исследования

7. Разработка адаптивных систем оценки и управления региональными инвестиционными рисками (на примере Ростовской области, Республики Адыгея, Краснодарского края)

Недостаточно сформированное институциональное пространство рыночной экономики в России негативно сказывается на эффективной реализации управленческих воздействий в отношении региональных инвестиционных рисков, что инициирует активизацию деятельности соответствующих институтов мезообразований в направлении разработки адаптивных систем управления рисками инвестирования в регион. Для этих целей апробация методики оценки инвестиционных рисков мезоуровня с разработкой на основе полученных данных адаптивных рекомендаций по управлению инвестиционными рисками была проведена на примере трех регионов ЮФО: Ростовской области, Краснодарского края и республики Адыгея. Выбор данных регионов обусловлен, с одной стороны, их непосредственной территориальной близостью принадлежностью одному федеральному округу, что определяет корректность сравнительного анализа полученных показателей, и существенно различным инвестиционным климатом и потенциалом, - с другой, что позволило продемонстрировать действие методики оценки в различных социально-экономических условиях.

Для анализа динамики инвестиционных процессов в рассматриваемых регионах были построены эконометрические модели, позволяющие получать прогнозы данных показателей с достаточно высокой точностью. Результаты оценивания моделей для трех регионов представлены в таблицах 1 -3.

Таблица 1

Результаты оценки регрессионной модели с квадратичным трендом и

членом скользящего среднего первого порядка для инвестиций

в основной капитал Ростовской области*

Зависимая переменная: инвестиции в основной капитал, Ростовская область

Переменная Коэффициент Стандартная ошибка t-статистика P-значение

Переменная времени -2479.550 1040.205 -2.383713 0.0345

Квадрат переменной времени 400.1186 63.25338 6.325648 0.0000

Константа 3969.786 3590.137 1.105748 0.2905

MA(1) 0.906592 0.048174 18.81911 0.0000

R2 0.985170 Информационный критерий

Акаике 18.67218

Скорректированный R2 0.981462 Информационный критерий Шварца 18.86533

Стандартная ошибка оценки уравнения регрессии 2467.576 F-статистика 265.7197

Статистика Дарбина-Уотсона 2.008949 P-значение (F-статистика) 0.000000

*Рассчитано автором по материалам исследования

В соответствии с методологическим контекстом исследования, при оценке уровня инвестиционного риска региона учитывались не только изменения объемов инвестиций, вовлекаемых в его экономику, но и привносимый ими эффект в экономический рост и развитие региона (который выражается отношением ВРП к объему инвестиций), что позволило оценить уровень отдачи региональной экономики от инвестиционной деятельности. По расчетным значениям данного показателя для трех регионов были вычислены темпы прироста, представляющие собой аналог простой доходности, по которым были получены оценки инвестиционного риска регионов, представленные в таблице 4. Данные показатели характеризуют инвестиционный риск региона через волатильность параметров аналога доходности отдачи от инвестиций в регион. Согласно полученным данным, наименьший инвестиционный риск присущ республике Адыгея, наибольший – Ростовской области.

загрузка...