Delist.ru

Системное управление инвестиционными рисками в регионе: теория, методология и инструментарий (10.09.2007)

Автор: Тхакушинов Эдуард Китович

-Информационное взаимодействие объекта и субъекта в системе управления инвестиционным риском региона*

*Разработано автором по материалам исследования

Поэтому для построения и налаживания комплексной системы эффективного управления инвестиционными рисками мезоуровня необходима постоянно функционирующая система сбора и обработки информации об инвестиционных рисках, ядром которой должна стать совокупность показателей их оценки. Под оценкой инвестиционного риска можно понимать некий показатель, или систему показателей, позволяющих характеризовать уровень риска в доступных и понятных пользователю терминах, а также сравнивать разные инвестиционные проекты и их совокупности по степени рискованности. Процедура оценки риска необходима на всех уровнях иерархии инвестиционного процесса в регионе. В работе предложено сочетание атрибутивных и количественных оценок инвестиционного риска региона, что позволяет систематизировать, обобщать и учитывать различные сопряженные с данным процессом ошибки: умышленные, непреднамеренные, ошибки регистрации и репрезентативности, случайные и систематические.

Другим аспектом как проблемы сопоставимости данных о риске, так и выбора типа количественного измерения риска, являются разные шкалы, которые могут использоваться в этом процессе. Выбранная шкала измерений в существенной мере влияет на информативность получаемых оценок, то есть на содержащееся в них количество информации (рис. 8).

Рисунок 8 - Соотношение типов оценок риска и шкал измерений*

*Разработано автором по материалам исследования

Предлагаемая в исследовании методология оценки региональных инвестиционных рисков с учетом информационной составляющей базируется также на учете того факта, что время, как неотъемлемая характеристика всех экономических, в частности, инвестиционных, процессов, представляет собой один из важнейших факторов порождения риска. Кроме того, факторы институциональной среды конкретной территории, которые по своей сути ориентированы на формирование и реализацию управленческих воздействий, в том числе в отношении региональных инвестиций, аккумулируют в своем составе потенциал системно значимого влияния как на технологию, так и на результаты оценки сопряженных с ними инвестиционных рисков. В соответствии с этим в процессе формирования действенной системы управления региональными инвестиционными рисками, с одной стороны, должны учитываться возможность и степень «согласования» параметров и направлений инвестиционной политики федерального и регионального уровня (проецирование макроэкономических регуляторов инвестиционных процессов в регионы), с другой, - максимально полно отражаться специфические условия и факторы формирования воспроизводственной среды инвестиционной деятельности (а, следовательно, «специфического фона» появления причин и рискообразующих факторов) в границах конкретной территории.

На примере трех регионов – Краснодарского края, Ростовской области и республики Адыгея в работе продемонстрирована тесная корреляция институционального обеспечения процесса оценки и управления инвестиционными рисками региона с показателями его инвестиционной и в целом экономической активности. Это определило разработку территориально-адаптированного подхода к формированию комплексной системы оценки инвестиционных рисков региона, учитывающего уже сформировавшиеся в мировой и передовой отечественной практике стереотипы эффективного управления инвестиционными процессами.

Генезис инвестиционного риска на региональном уровне для целей оценивания представлен на рис. 9. В связи с этим формирование системы оценок инвестиционного риска региона должно вестись одновременно в двух направлениях: «снизу вверх», от отдельных инвестиционных проектов до мезоуровня, и «сверху вниз», от показателей экономического положения региона, начиная с инвестиционных, до момента их сопряжения с единичными инвестиционными проектами в едином процессе создания инвестиционной деятельности, ресурсов, климата, и собственно инвестиционных рисков региона.

Такой двунаправленный подход к оценке инвестиционного риска региона позволяет получить две оценки риска, не равные друг другу. Полученные с двух направлений оценки инвестиционного риска региона требуют дооценки и дополнительного сравнения, что в итоге позволяет сформировать сбалансированную систему показателей. Это принципиально важно, поскольку любые объективные оценки инвестиционного риска региона, из-за разницы восприятия отдельными субъектами риска, в итоге приводят к разным управляющим воздействиям, и, соответственно, разным траекториям движения объекта риска.

Рисунок 9 - Генезис инвестиционных рисков региона в контексте их оценки*

*Разработано автором по материалам исследования

Для поддержки принятия решений по управлению инвестиционным риском региона и для возможной формализации субъективного восприятия объективных количественных оценок риска в работе предложено формирование матрицы атрибутивных оценок риска субъектами управления инвестиционным риском региона (рис. 10).

Рисунок 10 - Матрица восприятия субъектами инвестиционного риска региона количественных оценок риска как основы для формирования субъективных

атрибутивных оценок*

*Разработано автором по материалам исследования

Однако существует ряд случаев, когда для учета некоторых особенностей регионального инвестиционного процесса не существует или недостаточно достоверных данных, и, следовательно, применение количественных оценок риска невозможно. В этих ситуациях измерение инвестиционного риска производится с помощью экспертных методов. При этом рекомендуется их использовать в основном для дооценки уровня рисков, а не как основные их характеристики. Если состав экспертной группы подобран хорошо, процедура экспертного опроса и согласования мнений проводится, в том числе, с учетом компетенции экспертов при условии достижения достаточно высокого уровня согласованности. Такие приемы могут иметь широкое практическое применение в качестве составной части комплексной оценки инвестиционных рисков региона.

5. Система мониторинга информации для оценки и управления инвестиционными рисками в регионе: технологии моделирования

Управление инвестиционными рисками на региональном уровне, как более высоком по сравнению с управлением на отдельном предприятии, требует существенно больших объемов информации, а также определенных ее характеристик как качественного, так и количественного характера. Связано это, в первую очередь, c тем, что ответственность за ошибочно принятое решение значительно возрастает, и, следовательно, тщательность подготовки таких решений должна быть более высокой по сравнению с микроуровнем.

Обязательным условием формирования целостного системного управления инвестиционными рисками региона является создание системы мониторинга информации об инвестиционной деятельности, служащей основой для оценки инвестиционных рисков региона и позволяющей осуществлять поддержку принятия решений для снижения ущерба от реализации рисков. В управлении инвестиционными рисками стохастичность относительно входной и результирующей информации является еще более высокой, чем при принятии других видов управленческих решений в экономической сфере, что обусловлено, прежде всего, самой сущностью инвестиционных рисков как объекта управления, обладающего в системе региональной экономики спецификой, значительно модифицирующей традиционные управленческие технологии и подходы.

В работе проектирование информационной системы, предназначенной для мониторинга информации об инвестиционных рисках региона с целью поддержки принятия решений по управлению ими, основано на ее предварительном моделировании с использованием стандартов и средств, обеспечивающих анализ предметной области и будущего функционирования системы, а также возможности ее программной реализации в различных объектно-ориентированных средах программирования. В числе последних наиболее перспективным при создании моделей информационных систем выбран объектный подход - унифицированный язык моделирования UML, предназначенный для описания, визуализации и документирования объектно-ориентированных систем и бизнес-процессов и позволяющий одновременно описывать статические или структурные свойства системы и динамику ее поведения.

Проектирование информационной системы поддержки принятия решений при управлении инвестиционными рисками региона при помощи языка UML включает построение ряда взаимосвязанных диаграмм, представляющих собой описание проектируемой системы в различных нотациях, с различных точек зрения, с разными целями и может проводиться на разных уровнях агрегирования (рис.11).

Рисунок 11- Диаграмма возможных прецедентов высокого уровня агрегирования при работе ИС поддержки принятия решений при управлении региональными инвестиционными рисками*

*Разработано автором по материалам исследования

Основными участниками информационной системы, нацеленной на управление инвестиционными рисками региона, являются поставщики информации, необходимой для оценки инвестиционного риска, - лица, ответственные за сбор информации, за ее обработку и анализ, а также лица, принимающие решения и другие заинтересованные лица. При этом физически несколько ролей могут совмещаться в одном и том же лице. В качестве заинтересованных лиц выступают индивиды и организации, не участвующие непосредственно в процессе управления инвестиционными рисками, но являющиеся потенциальными пользователями информации об уровне и масштабах инвестиционных рисков региона. Это могут быть различные общественные и научные организации и учреждения, а также подразделения органов государственной статистики. Процедура оценки инвестиционного риска должна проводиться постоянно для обеспечения управления инвестиционным риском региона как устойчивого постоянного процесса, а не носящего спорадический характер и нацеленного только на устранение непосредственно воспринимаемых угроз инвестиционной деятельности и привлекательности региона.

Спроектированная в работе информационная система поддержки принятия решений при управлении инвестиционными рисками региона направлена, в первую очередь, на сбор информации об инвестициях, и формирование на ее основе системы разнородных оценок инвестиционного риска. Универсальность и инвариантность данной системе придает наличие в ее составе в качестве основного звена достаточно большого спектра количественных оценок риска, имеющих однозначное толкование и не зависящих от субъективных особенностей индивидов, задействованных в процедуре оценивания. Важным звеном данной информационной системы, как воплощающей методику оценки и управления инвестиционным риском региона, то есть выступающей информационным обеспечением, а также информационным сопровождением расчетов по разработанной автором методике, является прецедентное представление количественной оценки риска с помощью так называемых «диаграмм взаимодействия» и «диаграмм сотрудничества».

Диаграмма деятельности высокого уровня агрегирования информационной системы поддержки принятия решений при управлении инвестиционными рисками региона представлена на рис. 12.

Обоснованная в работе инвариантность данной системы в отношении специфики той или иной территории свидетельствует об ее универсальности, однако предполагает в качестве необходимого условия ее интеграции в систему управления региональной экономикой наличия в регионе адекватной информационной среды (единого информационного пространства), определяющей эффективность и принципиальную возможность функционирования в границах определенной территории спроектированной системы мониторинга информации для оценки и управления региональными инвестиционными рисками.

Рисунок 12 - Диаграмма деятельности высокого уровня агрегирования ИС

поддержки принятия решений при управлении инвестиционными

рисками региона*

*Разработано автором по материалам исследования

Создание единого регионального информационного пространства как одного из основных направлений развития инфраструктуры инвестиционной деятельности в регионе позволит обеспечить системное управление рисками на всех иерархических уровнях экономической системы мезоуровня на основе объединения ресурсов участников рынка инвестиций. Взаимодействие информационных потоков и баз данных и знаний, сформированных информационной системой управления региональными инвестиционными рисками, позволит качественно улучшить информационное обслуживание не только участников данного процесса и органов власти, но и всех физических и юридических лиц, заинтересованных в получении данных об инвестиционной активности, так как позволит не только предоставлять агрегированные либо детализированные данные по инвестициям в регионе в целом и в разрезе отдельных проектов, но и проводить оперативную оценку присущего им риска (рис.13).

Рисунок 13 - Структурная схема функционирования регионального

инвестиционного электронного консорциума *

*Составлено автором в ходе исследования

Формирование электронно-информационной среды участников инвестиционной деятельности региона, в которую интегрирована предложенная автором система оценки инвестиционных рисков, позволит создать единое информационное пространство в регионе, обеспечивающее всестороннее информационное обслуживание субъектов инвестиционной активности и качественную поддержку принятия решений при управлении инвестиционными рисками регионального уровня.

6. Структура системы управления инвестиционными рисками на

мезоуровне: доминантный статус в составе факторов

инвестиционной привлекательности региона

загрузка...