Delist.ru

Системное управление инвестиционными рисками в регионе: теория, методология и инструментарий (10.09.2007)

Автор: Тхакушинов Эдуард Китович

Реализация поставленной цели обусловила необходимость алгоритмизированного решения ряда этапных задач, агрегированных в четыре блока:

1. Разработать теоретико-модельные представления об экономической сущности территориальной идентификации проблемы системного управления инвестиционными рисками в рамках целостной системы категорий региональной проблематики посредством:

– обоснования региональной парадигмы формирования инвестиционных рисков, уточнение их экономической сущности и свойств в условиях глобализации и общесистемной модернизации;

– систематизации и уточнения, в контексте макро- и мезоэкономических детерминант, состава традиционных и новационных факторов классификации инвестиционных рисков и их субъектов на региональном уровне;

– формирования базовых понятийно-категориальных основ и принципов «объектно-субъектного» подхода к управлению инвестиционными рисками на основе процессного представления.

2. Разработать концептуальную модель инструментария оценки региональных инвестиционных рисков в контексте новой методологии управления инвестициями в регионе за счет:

– теоретического анализа мезоэкономического содержания и подходов к оценке регионального инвестиционного риска как базовой платформы процесса управления инвестициями в регионе;

– разработки общих принципов и особенностей построения мезоэкономических моделей институциональной инфраструктуры экономической оценки региональных инвестиционных рисков;

– формирования теоретико-концептуальной модели территориально-адаптированного подхода к формированию комплексной системы оценки инвестиционных рисков;

– оценки реалий и обоснование количественных параметров регионального инвестиционного риска (на примере Ростовской области, Краснодарского края, Республики Адыгея)

3. Разработать систему мониторинга информации для оценки и управления инвестиционными рисками в регионе с использованием новых подходов и технологий моделирования на основе решения следующих задач:

– уточнения требований и принципов моделирования информационного обеспечения системы управления региональными инвестиционными рисками, а также технологий предпроектной детализации;

– разработки проекта информационной системы поддержки принятия решений по оценке и управлению инвестиционными рисками в регионе;

– определения возможных форм и способов интеграции системы управления инвестиционными рисками в единое информационное пространство региона;

4. Обосновать концепцию, проблемные ситуации и направления территориальной организации системы управления инвестиционными рисками в экономике мезоуровня посредством:

– обоснования доминантного статуса системы управления инвестиционными рисками на мезоуровне в структуре факторов инвестиционной привлекательности региона;

– разработки экономико-институционального механизма мониторинга инвестиционных рисков в регионе на основе учета общефедеральных и региональных детерминант экономического развития;

– формирования адаптивных систем управления региональными инвестиционными рисками (на примере Ростовской области, Республики Адыгея, Краснодарского края).

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают инвестиционные риски экономической системы мезоуровня в субъектно-объектной декомпозиции, их сопряженность с системой управления региональными инвестициями как приоритетным фактором территориально-хозяйственного развития.

Предметом исследования являются экономические условия (макро- и мезоуровня), модели, инструменты и технологии оценки и управления региональными инвестиционными рисками и механизмы их интеграции в систему управления региональной экономики.

Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные положения теории управления социально-экономическими системами, управления инвестициями с учетом параметров осуществляемой и намечаемой макроэкономической политики, региональной экономики, неоинституционализма, регионального менеджмента и маркетинга, а также исследования по проблемам государственного регулирования инвестиционных процессов на макро- и мезоуровнях экономики, программно-прогнозные разработки; законодательные и нормативные документы государственных органов Российской Федерации и ее субъектов; инструментально-методические разработки научных коллективов.

Инструментарно-методический аппарат исследования. В процессе разработки проблемы использовались различные методологические подходы, включая системный подход в его субъектно-объектном и функционально-структурном аспектах и ресурсно-целевой подход; методы и инструментарные приемы научного исследования, в том числе экономическая диагностика и мониторинг, анализ макро- и мезоэкономической динамики, ситуационный, структурный и динамический анализ, методы компаративистики, экономико-статистических группировок, концептуальное и экономико-математическое моделирование, конструирования управленческих технологий и логистических схем инвестиционных и информационных потоков; социологические исследования, субъектно-объектный анализ, табличная и графическая интерпретация эмпирико-фактологической информации. Адресно-селективное использование аналитико-эвристического потенциала частных методов, объединенных общей методологией и алгоритмом исследования, обеспечило научную достоверность и надежность промежуточных и итоговых результатов и выводов работы.

Информационно-эмпирическая и институционально-нормативная база исследования формировалась на основе официальных данных Федеральной службы государственной статистики (Росстата) и ее региональных органов, Администраций ЮФО, Ростовской области, Краснодарского края и Республики Адыгея, федеральных и региональных программ социально-экономического развития, законодательных актов о регулировании инвестиционной деятельности в РФ и ее субъектах, статсборников, ежегодников, справочников, содержащих фактические материалы по Южному Федеральному округу и входящим в него субъектам, а также результатов разработки многочисленных программ, данных, публикуемых в периодической печати, материалов монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, специализированных фондов и организаций, а также материалов отчетов, многолетнего практического опыта и личных наблюдений и обобщений автора.

Нормативную базу разработки проблемы составили правовые акты законодательных и исполнительных органов государственной власти РФ и ее регионов, ведомственные распоряжения и инструктивные материалы, регламентирующие деятельность участников рынка инвестиционных процессов и субъектов институционально-рыночной инфраструктуры.

Репрезентативная совокупность использованных данных (часть из которых обработана и вовлечена в научный оборот впервые), соответственно обработанных, проанализированных, обобщенных, экономически интерпретированных и прокомментированных, обеспечила достоверность результатов исследования и аргументированную обоснованность практических рекомендаций.

Логика исследования состоит в движении от формирования сущностного представления о феномене регионального инвестиционного риска как существенного фактора, сдерживающего эффективное использование инвестиционного потенциала и в целом развитие региональной экономики, как обладающего целым комплексом свойств и признаков, дифференцируемых в зависимости от специфики конкретной территории; построения новационного базиса многофакторности его формирования, оценки и управления на мезоуровне в уточненном «объектно-субъектном» контексте; к исследованию и обоснованию концептуальных основ методологии оценки инвестиционных рисков региона как базовой платформы процесса управления им; к мезоэкономической детерминации принципов и особенностей формирования адекватной экономико-институциональной инфраструктуры управления рисками инвестирования в регион, разработке на этой основе территориально-адаптированного подхода к формированию комплексной системы оценки инвестиционных рисков, модели и проекта информационной системы поддержки принятия решений по оценке и управлению инвестиционными рисками в регионе с обоснованием путей ее интеграции в единое информационное пространство региона и далее – к конструированию и верификации на конкретном региональном эмпирико-фактологическом материале концепции адаптивного механизма территориальной организации системы управления региональными инвестиционными рисками.

Концепция диссертационного исследования. Решение главной эвристической задачи диссертационной работы – создания адаптивного инструментария оценки и управления инвестиционными рисками региона как важнейшего элемента механизма управления инвестициями на мезоуровне – состоит в формировании авторской теоретико-модельной конструкции, реализующей методологию и концепцию управления интегральным инвестиционным риском региона, в соответствии с которой он предстает как обязательный и специфический атрибут системы управления региональными инвестициями, и в этой связи обретение экономической системой мезоуровня способности обеспечивать не только эффективное использование инвестиционного потенциала, но и осуществлять экономический рост и экономическое развитие, сопряжено с адекватной оценкой и управлением инвестиционными рисками региона. Последнее предполагает комплексную территориальную адаптацию системы управления инвестиционными рисками региона, понимаемую как идентификация доминантных рискообразующих факторов, принципов классификации, целевых установок, требований и моделей оценки, масштабов, форм, инструментов и организационно-институциональных механизмов управления региональными инвестиционными рисками в едином управленческом и информационном пространстве региона в направлении их возможно большей адекватности территориально-хозяйственным реалиями и стратегии экономического развития.

Научная новизна исследования заключается в концептуальном осмыслении категории «инвестиционный риск региона» как важной характеристики регионального инвестиционного процесса, разработке теоретико-методологических подходов и приемов к исследованию проблемы идентификации и классификации рискообразующих факторов и собственно инвестиционных рисков, выработке концепции управления инвестиционными рисками региона как подсистемы регионального управления и разработке на этой основе инструментария оценки и управления рисками инвестирования в регион. Отдельные элементы научной новизны, содержащие критическую массу новационного знания и характеризующие эвристический потенциал работы, заключаются в следующих положениях диссертации.

1. Дано авторское определение категории «инвестиционный риск региона» и комплекса угроз и опасностей как факторов, порождающих инвестиционные риски; предложена авторская интерпретация «профиля инвестиционных рисков региона» как совокупности его видов и подвидов, определяющих их содержание и оценку; осуществлена классификация рискообразующих факторов: по отношению к субъекту инвестиций (внешние, внутренние), по объективности (субъективные, объективные), по уровню и состоянию развития конкурентной среды (опасности и угрозы конкуренции и монополии), в зависимости от степени вмешательства властных структур в инвестиционные процессы (зарегулированности, дерегулированности), по уровню информационной безопасности (угрозы утечки информации); разработаны новые критерии классификации рисков: по отраслевой принадлежности инвестиционного проекта; в зависимости от цели и уровня агрегирования; в зависимости от сферы экономической деятельности предприятия; по уровню возникновения; по обстоятельствам появления; по сфере возникновения; по формам; по масштабам; по объекту возникновения.

2. Сформирован теоретико-концептуальный базис управления инвестиционными рисками региона, в соответствии с которым при управлении инвестиционным риском воздействие производится на экономическую систему, «порождающую» данный риск, с целью воздействия на последний; обосновано, что поскольку инвестиционный риск региона является синергетическим свойством экономического объекта (региона), изменяющим его характеристики, то управление им представляет собой воздействие на экономический объект с целью изменения тех его параметров, которые непосредственным образом связаны с инвестиционным риском и влияют, соответственно, на его оценки, определяя направления управленческих воздействий.

3. Определена существенная определенность управленческих стратегий в отношении региональных инвестиционных рисков специфическими факторами региона, поскольку, когда исследование инвестиционных рисков выводится на региональный уровень, система наследует риски отдельных предприятий, а синергетические свойства могут как способствовать росту этих рисков, так и снижать, а в некоторых случаях даже нивелировать их, что определяется институциональной инфраструктурой инвестиционной деятельности, нормативно-законодательной базой, программами поддержки инвестиционной активности другими факторами; обосновано в соответствии с этим, что управление инвестиционными рисками в регионе не может носить случайного, эпизодического характера: необходима постоянно функционирующая система сбора и обработки информации, ядром которой является совокупность показателей оценки инвестиционного риска, позволяющих характеризовать его уровень в доступных и понятных пользователю терминах, а также сравнивать разные инвестиционные проекты и их совокупности по степени рискованности.

4. Показано, что встраивание действенных управленческих технологий в отношении региональных инвестиционных рисков в систему управления экономикой региона возможно, с одной стороны, на основе согласования параметров и направлений инвестиционной политики федерального и регионального уровня, с другой, - посредством учета в механизме управления инвестиционными рисками специфических условий и факторов осуществления инвестиционной деятельности (а, следовательно, «специфического фона» образования и проявления рискообразующих факторов) в границах конкретной территории.

5. Установлено, что в силу относительной обособленности региона в его границах формируется системная инфраструктура инвестиционной деятельности, которая представляет собой, в том числе, элемент возникновения риска, и влияет на инвестиционный риск региона в целом, причем как в сторону возможного увеличения, так и уменьшения; показано, что система оценивания инвестиционного риска региона включает суммарный рисковый эффект реализуемых проектов как базисную составляющую и оценку синергетической компоненты риска, а формирование его оценок идет одновременно в двух направлениях: «снизу вверх» (от отдельных инвестиционных проектов до мезоуровня) и «сверху вниз» (от показателей экономического положения региона, начиная с инвестиционных, до момента их сопряжения с отдельными инвестиционными проектами).

6. Разработана авторская модель комплексной оценки инвестиционного риска региона, базирующаяся на идее сочетания атрибутивных и количественных процедур; сформирована матрица атрибутивных оценок риска субъектами управления инвестиционными рисками региона для поддержки принятия решений по управлению инвестиционным риском региона и для возможной формализации субъективного восприятия объективных количественных оценок риска, использование которой позволяет снизить субъективность при принятии решений по управлению инвестиционным риском региона и приблизить тем самым процесс управления к ситуации нейтральности к риску, позволяющей принимать решения, которые можно считать максимально возможно объективными.

7. Разработан проект информационной системы, нацеленной на регулярный мониторинг информации об инвестиционных рисках региона как основы для принятия управленческих решений, органично интегрируемый в единое информационное пространство управления инвестиционной активностью региона на основе применения сетевых информационных технологий, и позволяющей проводить постоянную оперативную оценку уровневых и масштабных характеристик инвестиционного риска в регионе с применением разработанной автором системы показателей оценки, а также представлять различные количественные оценки в удобном для использования виде.

8. Обосновано, что система поддержки принятия решений, связанных с управлением инвестиционными рисками региона, носящая информационный (кибернетический) характер, базируется на использовании современных информационных технологий и совместима с другими механизмами реализации управленческих решений на региональном уровне за счет применения единых стандартов; разработана модель информационной системы поддержки принятия управленческих решений в отношении инвестиционных рисков территориальной локализации, базирующаяся на совокупности уточненных принципов и требований к моделированию, учет которых позволит данной системе осуществлять оперативный контроль уровня инвестиционного риска и манипулирования им для повышения инвестиционной привлекательности региона и улучшения основных экономических показателей.

9. Обобщены, систематизированы и классифицированы на основе агрегирования в группы по наиболее существенным признакам функции, выполняемые системой управления инвестиционными рисками региона при ее интеграции в региональную систему управления, и в их контексте разработан проект информационной системы поддержки принятия такого рода решений, реализованный в программной среде языка UML в виде диаграммам взаимодействия (двух классов: диаграммы последовательности действий и диаграммы сотрудничества), иллюстрирующих прецедентное представление количественной оценки риска; показано, что универсальность и инвариантность данной системе придает наличие в ее составе большого спектра количественных оценок риска, имеющих однозначное толкование и не зависящих от субъективных особенностей индивидов, задействованных в процедуре оценивания.

10. Предложена авторское определение понятия «управление инвестиционными рисками региона» как совокупности концепций, теорий, принципов, способов и форм управления, а также способностей эффективно их применять в конкретной ситуации в качестве целенаправленного информационного управленческого воздействия на объект инвестиционного риска с целью получения желаемого результата: снижения уровня риска и получения дополнительного инвестиционного дохода; дана авторская интерпретация концепта «риск-менеджмент» как практически направленного процесса выявления и оценки инвестиционных рисков, а также выбора методов и инструментов конкретизированного управления инвестиционным процессом в регионе для минимизации риска и получения дополнительного инвестиционного дохода.

11. Выявлены, систематизированы и эмпирически проиллюстрированы (на примере ряда регионов ЮФО) возможности использования разработанного в диссертации инструментария управления инвестиционными рисками региона и на этой основе предложено авторское видение системы регионального управления, в которой реализуются конкретные этапы и функции инвестиционного риск-менеджмента как практики управления инвестиционными рисками региона, а также функционального наполнения экономико-институциональной инфраструктуры управления рисками инвестирования в регион.

12. Сформирован на основе максимально полного учета общефедеральных и региональных детерминант управления инвестиционными процессами ресурсно-компонентно-функциональный состав экономико-институциональной инфраструктуры управления инвестиционными рисками территориальной локализации (включая нормативно-законодательную, организационную, правовую, финансовую, производственно-технологическую, инновационную, информационную, кадровую, экспертно-консалтинговую и расчетно-инструментарную составляющие) как ключевого условия эффективного управления инвестиционными рисками, активизации привлечения и эффективности использования инвестиций в отдельных структурных единицах и в регионе в целом.

загрузка...