Delist.ru

Инновационное развитие таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности (10.09.2007)

Автор: Прущак Сергей Федорович

выполнение функции заказчика по подготовке документации по планировке территории пункта пропуска и созданию инженерной, социальной и иной инфраструктуры за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта федерации и местного бюджета;

выдача разрешения на строительство объектов в пунктах пропуска;

получение технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения и передача их гражданам и юридическим лицам, осуществляющим строительство и/или реконструкцию пунктов пропуска.

III. Основные выводы по итогам исследования

Инновационное развитие таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации характеризуется постоянной готовностью к изменениям в мировой торговле в ее содержании, особенностях и составе решаемых задач. Ведущей определяющей чертой инновационного развития таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности становится тенденция его позиционирования в различных формах на всех стадиях мирового воспроизводственного процесса.

Формирование геоэкономического пространства, сменяющего мировой рынок, на этом фоне проявление тенденций несовпадения национальных границ с экономическими, подвижность последних требует высокой степени инновационности, оперативности и гибкости по обеспечению их безопасности. В этой связи целесообразно создать единую государственную структуру (агентство) по осуществлению многообразных видов работ по модернизации, проектированию, созданию и эксплуатации всей приграничной инфраструктуры (строительство, содержание, эксплуатация с системами инженерного, транспортного, социально-бытового обеспечения), обеспечивающей, в том числе эффективное обслуживание трансграничных потоков и надежное перекрытие каналов проникновения и продвижения на рынки их нелегитимной составляющей, а также предусмотреть формирование государственно-частных структур компаунд-систем под государственным контролем по строительству и обслуживанию таможенной инфраструктуры.

Выявлены тенденции, определяющие характер инновационных изменений в таможенном администрировании и направленные на решение проблем совершенствования деятельности таможенных служб. К ним относятся:

Сближение в видении общих для мирового сообщества проблем по определению подходов к назначению коммуникационной структуры таможенного обеспечения мировой торговли, к ее формированию и администрированию в ней таможенных служб.

Возрастание значимости экономических составляющих в показателях эффективности таможенной службы через ее расширение тех функций в управлении и деятельности ее органов, которые имеют больший удельный вес для реализации экономического эффекта.

Перенос инновационных методов администрирования, принятых в частном секторе, на сферу управления процессами в таможенных органах путем трансформации традиционных форм и методов государственного администрирования в формат государственного менеджмента.

Усиление роли информации в обеспечении большей четкости и гибкости в работе таможенных органов.

Усиление правового обеспечения всех сторон таможенного управления, в противовес произволу бюрократизации и чиновничьего подхода в отношениях с участниками ВЭД.

Непрерывное образование кадров и их ротация.

Определены цели и задачи таможенной инфраструктурной стратегии государства, которые представлены по направлениям:

Защита государственного суверенитета и обеспечение экономической безопасности государства.

Обеспечение социальной устойчивости и защиты социальных интересов.

Стимулирование национальной экономики на осуществление и развитие ВЭД.

Продвижение отечественных товаров на мировой рынок.

Обеспечение эффективной интеграции российской экономики в мировую экономику.

Выявлена материальная основа таможенной инфраструктуры, включающая: транспортно-коммуникационную – сети, в которых осуществляется перемещение экспортно-импортных потоков; технологическую – объекты и системы, обеспечивающие таможенный контроль и защитные функции, а также деятельность по эксплуатации той или иной инфраструктурной сети; рыночную - инфраструктурные рынки, предложения на которых формируют требования к пропускной способности сетей поставок, а спрос – объемы потоков поставок.

Определены важнейшие функции таможенной инфраструктуры. К ним относятся: интегрирующая, регулирующая, стимулирующая, ценообразующая, контролирующая, посредническая, информационная, экономическая.

Интегрирующая функция инфраструктуры состоит в соединении сфер интересов и деятельности участников ВЭД, таможни, экономических и правоохранительных институтов государства, стран-партнеров по внешнеэкономическим связям.

Регулирующая функция инфраструктуры предполагает воздействие на все стороны ВЭД, обеспечивая его сбалансированность, регулирование трансграничных потоков по объему, структуре, интенсивности.

Стимулирующая функция инфраструктуры – побуждение государства, предпринимательства инвестировать в эту сферу для снижения транзакционных издержек ВЭД.

Ценообразующая функция инфраструктуры – регулятор цен таможенного обслуживания потоков.

Контролирующая функция инфраструктуры – обеспечение таможенного контроля.

Посредническая функция инфраструктуры – обеспечивает коммуникации для экономически обособленных участников ВЭД в процессе осуществления ими внешнеторговых операций и перемещения потоков товаров.

Информационная функция – обеспечение участников ВЭД и таможни необходимой информацией для эффективного осуществления ими деятельности по продвижению потоков товаров.

Функция обеспечения экономичности инфраструктуры – сокращение издержек трансграничного перемещения потоков.

Следовательно, инфраструктура своим существованием и реализуемыми в ней функциями выступает как материальная основа функционирования системы ВЭД, связывая все ее элементы.

На основе сложившихся форм и подходов к решению проблем деятельности организаций инфраструктурного обеспечения в таможенной сфере выделен инновационно-интеграционный подход, определяющий корпоративное управление как деятельность по управлению интегрированной структурой и партнерский подход, основанный на гармонизации интересов и отношений государственных и предпринимательских экономических структур.

В рамках разработки стратегии коммерциализации защитно-сервисной составляющей таможенного администрирования, с точки зрения реализационного подхода, выявлены следующие составляющие: правовая (властная), организационная (институциональная), экономическая, технико-технологическая, коммуникационная, психоэтическая.

Правовая составляющая - обретение, удержание и использование механизмов администрирования в таможенной сфере. С этой точки зрения, коммерциализированная таможенная сервис-система должна оставаться действенным инструментом реализации комплекса мер, правил регулирования и упорядочения ВЭД посредством нормативно-законодательной базы и мер административно-властного характера, предоставленных ей государством.

Организационная (институциональная) составляющая регулирования раскрывается через институциональные структуры, которые реализуют таможенные функции, применяя запретительно-разрешитель-ные или ограничительные системы по трансграничному перемещению товаров, транспорта, людей.

Экономическая составляющая коммерциализации связана с обеспечением реализации таможенной политики через протекционизм, свободу торговли, преференции и другие средства таможенного регулирования.

Технико-технологическая составляющая – это средства и технологии реализации установочных процедур таможенного контроля, таможенного оформления, сбора таможенных платежей, обеспечивающих снижение издержек для таможни и участников ВЭД.

Коммуникационная составляющая проявляется через стратегию, тактику и механизмы развития внешних и внутренних коммуникаций таможни, развитие сети консультационных и технических услуг, оформления и контроля.

Психоэтическая составляющая – разработанная система сценариев, определяющих правовой спектр конфликтно-консенсусных шагов, маневров, уступок и т.д. при разрешении внутренних и внешних противоречий.

Обобщен опыт организационно-хозяйственной деятельности ФГУП «РОСТЭК» по решению задач создания, поддержания и развития инфраструктурных объектов ФТС России, выявлению организационно-коммуникационных разрывов, поиску и созданию наиболее оптимальных организационных структур, методов администрирования.

iV. Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах

загрузка...