Delist.ru

Инновационное развитие таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности (10.09.2007)

Автор: Прущак Сергей Федорович

обеспечение надежного прикрытия границ;

обеспечение развития международного транзита;

развитие инфраструктуры обеспечения ВЭД и защитных функций таможенной службы.

Таможенная инфраструктура обеспечения ВЭД определяется как организационно-экономическая система, обеспечивающая надежный таможенный контроль и регулирование различного вида трансграничных потоков: транспортных, товарных, сырьевых, финансовых, трудовых, информационных, а также функционирование экономически эффективной таможенной службы в целом.

Под потенциалом таможенной инфраструктуры в диссертации понимается ее способность обеспечить обслуживание трансграничных потоков ВЭД, а также предупреждение и пресечение нарушений в этой сфере на таком уровне качества и в таком объеме, которые гарантировали бы устойчивое развитие ВЭД страны в широком диапазоне возможных состояний внешнего окружения, компенсируя влияние негативных факторов и адаптируясь к изменениям условий.

В исследовании раскрываются состояние и проблемы организационно-хозяйственного развития таможенной инфраструктуры в Российской Федерации, деятельность органов ФТС России и ФГУП «РОСТЭК» по инфраструктурному обеспечению ВЭД, а также основных направлений коммерциализации оказываемых услуг в инфраструктурной сфере. В целом решение задач инфраструктурного обеспечения ВЭД и деятельности таможенных органов, как подчеркивается в работе, распределено между управлениями центрального аппарата и аппаратов региональных управлений таможенной службы, в основном на органы тылового и технического обеспечения. Вместе с тем, как следует из анализа, задачи ФТС России по таможенному обслуживанию трансграничных потоков и выполнению защитных функций, и задачи, поставленные перед ней по формированию, поддержанию и развитию инфраструктуры, оказываются трудно совместимыми и несвойственными ей в целом. Не случайно, поэтому почти одновременно с ФТС России было создано ФГУП «РОСТЭК», как сеть региональных и местных хозяйственных структур инфраструктурной сферы.

Практика их совместной деятельности, как обосновывает автор, показала, что при сложившейся организации их взаимодействия задачи поддержания и развития таможенной инфраструктуры решаются неэффективно, каналы согласования, информирования, координации оказываются непрозрачными.

Вместе с тем, РОСТЭК, охватывая инфраструктурным обеспечением весь механизм товародвижения, имеет наиболее широкие возможности самостоятельно осуществлять контроль его функционирования, своевременно реагировать на потенциальные конфликты в системе, поощряя сотрудничество и нейтрализуя действия факторов, порождающих конфликты. РОСТЭК, обладая также определенной хозяйственной автономией по отношению к таможенной службе, сформировал организационно-хозяйственные механизмы и систему администрирования, позволяющие достаточно активно и успешно осуществлять деятельность в рамках рыночных отношений.

Современный этап ЭСЭТ развития характеризуется тем, что государства перестают считать сферой своей исключительной ответственности многие виды хозяйственной деятельности, в том числе и в инфраструктурном секторе, традиционно находившемся в их ведении. С другой стороны, в госбюджетах многих стран нет достаточного объема средств, чтобы обеспечить простое, а тем более, расширенное воспроизводство инфраструктуры. Для разрешения этого противоречия используется концепция государственно-частного партнерства, которое представляет косвенную, частичную приватизацию жизненно важных, имеющих стратегическое значение, объектов. Государственно-частное партнерство – форма привлечения бизнеса в сферу государственной собственности. Цель такого партнерства – развитие государственной собственности за счет объединения ресурсов государства и частного бизнеса. Государство оставляет за собой функции контроля, регулирования с целью соблюдения общественных интересов.

На основе анализа работ зарубежных и отечественных ученых в диссертации дана характеристика основных форм и моделей государственных форм предпринимательства и предпринимательской деятельности в инфраструктурной сфере в формате государственно-частного партнерства (ГЧП). Обоснована необходимость распространения этого формата на организацию деятельности РОСТЭК для более полной реализации его потенциала как организационно-хозяйственного инфраструктурного комплекса в обеспечении реализации защитных функций таможенной службы и повышении качества таможенного обслуживания ВЭД.

Таможенная система России в настоящее время представляет собой не оптимально структурированный симбиоз государственной службы, государственного предпринимательства (РОСТЭК), множества частных организаций «околотаможенного» назначения. В последние 10-15 лет в окружении таможенных служб сложились организации коммерческого характера (например, институт таможенных брокеров, международных перевозчиков, сеть подрядных организаций и т.п.), которые в ряде случаев действуют в таможенной сфере с большим эффектом и эффективностью, чем государственные структуры.

Именно эти обстоятельства создают основу при рассмотрении проблем коммерциализации таможенной службы ограничиться на первоначальном этапе исследованием возможностей и внедрением модели взаимодействия государственной и коммерческой организации, объединенных общей целью, контроль за достижениями которой осуществляется «сверху» государством.

Поскольку отношения таможни с подобного рода организациями складываются непростыми, необходимо находить форму и механизм согласования их интересов, четко разграничить решаемые ими задачи, а также взаимовыгодную основу для налаживания и развития партнерских отношений.

Основным принципом для сегментирования этого пространства является четкое определение функций непосредственно ЭСЭТ защитного характера и обеспечивающих реализацию этих функций в инфраструктурном отношении. Последние, как правило, связаны необходимостью организации предпринимательской, коммерческой деятельности.

С точки зрения реализации формата ГЧП в системе ФТС – РОСТЭК, как доказывает автор, могут быть выделены следующие основные составляющие: правовая (властная), организационная (институциональная), экономическая, психоэтическая, технико-технологичес-кая, коммуникационная.

Если имеются экономические и социальные угрозы, то эффективно работает «военизированный» коллектив ФТС России. Если обменные коммуникации ВЭД имеют лишь экономические и технологические характеристики, то государство через ФТС России делегирует функции защитной деятельности учреждениям типа РОСТЭК (рис. 3).

Такая форма перераспределения и делегирование ответственности – это не процесс разгосударствления некоторых видов деятельности в таможенной сфере. Она формирует ЭСЭТ условия для сокращения количества бюрократизированных и коррумпированных систем защитной деятельности на рубежах Российской Федерации. В качестве концептуальной может служить модель, которая включает структуру и связи органов таможенной службы (ТС), реализующих таможенную политику государства и регламентирующих действия участников ВЭД нормами, стимулами и санкциями, правилами организационных взаимоотношений, с одной стороны, и с другой – связанную с ФТС организационно-административными отношениями модель производственно-коммерческой структуры РОСТЭК, выполняющей функции в сфере инфраструктурного обеспечения деятельности ФТС и сервисного обслуживания ВЭД на коммерческой основе.

Рис. 3. Модель характеристик типов защитной деятельности ФТС

Таможенная служба и РОСТЭК связаны между собой, в основном, по взаимодействию в достижении общей цели. Такие системы не могут устойчиво функционировать, развиваться как единое организационное целое и сохранять эту целостность без давления «сверху» сколько-нибудь длительное время, поскольку их деятельность объективно базируется на принципиально различных хозяйственных основах и отношениях с рыночной средой.

Такого вида «составные» разнородные организационные структуры, связанные друг с другом:

общей целью и деятельностным пространством для ее достижения;

наличием связей отношения в функциональной сфере;

коммуникациями администрирования.

В диссертации они условно названы компаунд-системами.

Сложная многокомпонентная компаунд-система – это мультимерная организация, состоящая из инновационно интегрированных организационно-хозяйственных образований (подсистем), элементов и аддитивов, связанных между собой разнообразными видами отношений взаимодействия, а также общей целеориентацией и общим результатом.

Аддитивы к компаунд-системе – это внешние по отношению к компаунд-системе организации, привлекаемые на коммерческой основе к решению отдельных задач, выполнению функций для повышения эффективности деятельности системы в целом.

Данный подход к распределению функций позволяет рационально разрешить канонические проблемы социально-экономических коммуникаций таможенного и инфраструктурного обеспечения ВЭД.

Для анализа деятельности и характера взаимодействия компаунд-системы Таможенная служба - РОСТЭК должны быть представлены как композиция организованных структур - процессной, функциональной, морфологической. Для системы ФТС и РОСТЭК – это разделение в пространстве функций контроля потоков ВЭД и их сервиса (рис. 4). Принцип отношений взаимодействия: отработанный поток в первом контуре контроля уходит в сервисную сферу и затем - обратно. Цель – увеличение доходов, снижение затрат.

Модель внешнего и внутреннего администрирования РОСТЭК в формате компаунд-системы. В ее общей стратегии администрирования ФТС и РОСТЭК можно выделить 5 компонент (рис. 5) : директив-

Рис. 4. Структура признаков, обеспечивающих формирование

компаунд-системы

ную (Д) – 1, основанную на переговорах – переговорная (П) – 2, нормативную (Н) – 3, аналитическую (А) – 4, ориентированную на эксперимент - «проб и ошибок» (Э) - 5.

Логично предположить, что для каждой возможной комбинации компонент стратегии деятельности существует некая соответствующая ей структура организации рабочих процессов. Эта задача решается в рамках организационного проектирования РОСТЭК.

Рис. 5. Информационно-оценочная модель стратегии

администрирования в организации

Таким образом, как следствие реализации принципов предпринимательских отношений государственно-частного партнерства в формате компаунд-системы ФТС – РОСТЭК следует ожидать, что: во-первых, деятельность РОСТЭК становится более ЭСЭТ эффективной, стабильно функционирующей и предсказуемой. Его бизнес-деятельность перестает быть «заложником» структур ФТС, становится воспроизводимой и способной на расширение; во-вторых, если, по мнению руководства учреждений РОСТЭК, есть реальные возможности расширить сферу предпринимательства, то оно может инициировать новые направления без ущерба для уже действующих направлений; в-третьих, РОСТЭК приобретает реальную стоимость именно как бизнес, а не сумма активов, эффективное управление которыми неотделимо от учреждения как такового.

В диссертации аргументировано, что в рамках такого организационного и ЭСЭТ взаимодействия ФТС и РОСТЭК характер их внутренних и внешних отношений и связей приводится в соответствие с условиями и требованиями рынка, такого рода компаунд-система условно названа коммерциализированной таможенной сервис-системой.

В качестве одного из критериев совместной деятельности ФТС России и РОСТЭК может быть показатель эффективности таможенного контроля, выражающий предотвращенный социально-экономический ущерб за счет предупреждения и недопущения нарушений таможенных правил со стороны контрагентов ВЭД, выполнения международных стандартов по быстроте пропуска через таможенную границу и полноте обслуживания транспорта, грузов, людей.

В целом, реализация стратегии развития коммерциализированных форм деятельности в таможенной сфере с вовлечением коммерческих структур позволит обеспечить целостность и завершенность всей системы таможенных технологий администрирования ВЭД и реализации защитных функций.

В диссертационном исследовании сформулированы предложения о целесообразности реформирования:

загрузка...