Инновационное развитие таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности (10.09.2007)
Автор: Прущак Сергей Федорович
РОСТЭК как производственно-хозяйственный комплекс инфраструктурного обеспечения защитной деятельности ФТС России Глава V. Федеральная таможенная служба и РОСТЭК как защитная компаунд-система в рыночной экономике Концептуальные аспекты сегментирования пространства таможенного администрирования ВЭД и повышение эффективности защитных функций ФТС России Организационная модель ФТС России и РОСТЭК как компаунд–система таможенного обеспечения ВЭД и ее целостности Функции администрирования предпринимательской деятельности РОСТЭК в таможенной системе и оказание коммерческих услуг в сфере ВЭД Инновационные стратегии внешнего и внутреннего администрирования РОСТЭК в формате компаунд-системы ГЛАВА VI. Разработка стратегии коммуникаций администрирования в коммерциализированной таможенной сервис-системе (КТС) Система проектирования структуры функций администрирования РОСТЭК в формате таможенной компаунд-системы Задачи организационного проектирования развития РОСТЭК Основные направления администрирования по подготовке к проведению организационных преобразований в РОСТЭК Заключение Список использованных источников и литературы Приложения II. Содержание основных положений диссертации, выносимых на защиту: Исследование показало, что инновационное развитие экономики представляет собой непрерывный процесс приведения воспроизводственной структуры и инфраструктуры, техники, технологии, информации, производимой продукции, организационно-управленческих отношений в соответствие с изменениями среды, потребностей, спроса, моды, мощности. В механизме реализации этого процесса важнейшими взаимно обуславливающими элементами становятся, во-первых, концентрация инноваций и инвестиций, а во-вторых, мотивированное использование административного ресурса для их реализации на всех стадиях воспроизводственного цикла – научная подготовка расширенного воспроизводства, собственно производство, распределение, обмен и потребление (рис. 1). Рис. 1. Влияние концентрации инноваций и их администрирова-ниие на инновационное развитие воспроизводственного цикла В работе приводится аргументация факта, что инструментом регулирования мирового воспроизводственного процесса на стадии «обмена» выступает таможенное администрирование внешнеэкономической деятельности. Соответственно ускорение этого процесса находится в прямой зависимости от инновационного развития таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности. Выход глобального развития мира на новые горизонты предопределяет качественно иное наполнение концептуального содержания внешнеэкономической деятельности, необходимость внесения изменений в функционирование национальных таможенных систем. Совершенствование обозначенных явлений осуществляется посредством упрощения и автоматизации обработки таможенных документов на базе совместно разрабатываемых странами международных соглашений и стандартов, а также путем внедрения передовой информационно-коммуникационной техники и технологии. Это позволяет повышать эффективность проводимой работы и снижать на нее затраты (на единицу используемых ресурсов или перемещаемых через границу товаров). Стремительно увеличивается объем электронной коммерции, что ведет к росту внешнеторгового оборота без участия в его оформлении таможенных органов. Предстоящее присоединение России к ВТО вызывает необходимость гармонизации национального законодательства с зарубежной практикой и активизацию правоприменительной практики в таможенной области в соответствии с этими требованиями. На таможенные органы страны возлагаются в этой связи новые функции и возникают новые виды их деятельности. Например, борьба с лавинообразным увеличением "торгового пиратства", защита прав интеллектуальной собственности, тесное повседневное международное сотрудничество и оказание организационно-технической помощи зарубежным коллегам в противодействии ввозу в страну опасной продукции для населения, животного мира и окружающей среды. Кроме того, существенно осложняется работа таможенных органов по контролю за соблюдением правил происхождения товаров (при оценке их таможенной стоимости в связи с многообразием таможенных режимов). Возрастает ответственность таможенных органов в области защиты государства от резко участившихся в последнее время и ставших более изощренными попыток несанкционированного проникновения в страну (или транзита) мигрантов, нелегального провоза наркотических средств, взрывчатых веществ, оружия, а также в противодействии отмыванию "грязных денег" в процессе криминализации бизнеса. ??i?????$??i?????$??R ???????????? ?????????R /ного контроля, основанного на международных стандартах. Мировое социально-экономическое пространство все более приобретает характер, когда структура и география размещения производительных сил, направления и интенсивность товаропотоков и капитала определяются глобальной конъюнктурой. В наши дни рынок и крупные предприятия все заметнее становятся транснациональными, приобретающими сетевую структуру. У государств существенно сузились возможности использования финансовых и фискальных рычагов для контроля над производством, торговлей, финансами (рис. 2). Поэтому в методах администрирования ВЭД со стороны государства и его таможенных органов все возрастающее значение приобретает необходимость поиска адекватных сложившейся ситуации и динамике ее изменений методов работы в целях обеспечения требуемого защитного эффекта от их деятельности. В диссертации предложена модель таможни как фильтра, барьера в компаунд-системе и на ее основе раскрывается сущность реализации защитных функций. Рис. 2. Эволюция совершенствования таможенной системы (затратная функция) Согласно модели по отношению к легитимным потокам таможня как эффективный фильтр нейтральна, незаметна для них (ортогональна), не препятствует этим потокам и, следовательно, бизнесу в ВЭД. Барьеры призваны обеспечивать надежный заслон нелегитимной составляющей потоков, т.е. по своим возможностям они должны быть эквивалентны потенциалу нелегитимных потоков и даже несколько превосходить их по защитным возможностям. Мера содействия и воспрепятствования торговле, возникновение и интенсивность нелегитимных потоков определяется соотношением характеристик таможни как фильтра и барьеров. В общем случае таможенные барьеры не ортогональны при малых мощностях по отношению к фильтру, поскольку включают в себя «переродившиеся в барьеры» «засоренные» элементы фильтра, препятствующие легитимной торговле и провоцирующие рост ее нелегитимной составляющей. В исследовании обосновывается, что таможню можно рассматривать как экономический, социальный, экологический, технологический механизм содействия потребностям легитимной торговли и воспрепятствования нелегитимной, в то же время ЭСЭТ-коммуникации обуславливают ущерб, ибо допускают пропуск через таможню в общем товаропотоке нелегитимной составляющей и создают те или иные барьеры для легального предпринимательства. В связи с глобализацией ВЭД для таможенных служб мира, и особенно ФТС России, стали актуальны, по мнению соискателя, проблемы реализации защитных функций по целому спектру направлений. Прежде всего, требуется решение вопросов администрирования и коммуникаций, как в таможенной службе, так и в ее взаимодействии с параллельно действующими в этой сфере структурами, а также обеспечивающими подсистемами в общих для них сегментах деятельности. Часто они не согласуются между собой, служат источником разрывов организационно-управленческого, коммуникационного, финансового, технологического, правового и психологического характера. Россия врастает в сложную структуру международных экономических отношений, которые несут с собой не только несомненные блага для каждой национальной экономики, но и серьезные угрозы. Экономическая открытость и уязвимость ее национальной экономики обуславливает необходимость совершенствования защитных механизмов реализации ВЭД и ее администрирования, расширения формата коммуникативной интеллектуализации обменных процессов, ужесточения «правил игры» и норм их соблюдения на глобальном экономическом поле. В работе исследуются модели развития международных экономических связей в условиях глобализации, возможные экономические, социальные, технологические угрозы национальным интересам России, формулируются связанные с этим проблемы совершенствования администрирования защитных функций государства и концепция модели описания структуры коммуникаций администрирования ВЭД. Одним из основных выводов по результатам анализа динамики глобализационных процессов, накладывающих свой отпечаток на характер ВЭД, автор считает необходимость разработки и реализации экономически обоснованной социально ориентированной, стратегически выверенной и институционально оформленной политики и программ развития защитных функций, реализуемых ФТС России по таким приоритетным направлениям, как: эффективное решение задач защиты и контроля в сфере ВЭД по всей таможенной территории; |