Delist.ru

Инновационное развитие таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности (10.09.2007)

Автор: Прущак Сергей Федорович

1. Утверждение, что инструментом регулирования глобального воспроизводственного процесса в фазе «обмена» выступает администрирование внешнеэкономической деятельности.

2. Обоснование необходимости адаптации к процессам глобализации, интеграции России в мирохозяйственные связи и отношения посредством усилий по формированию административно-хозяйственного механизма, обеспечивающего надежную и эффективную внешнеэкономическую деятельность. Это должно обеспечиваться путем создания соответствующих инновационно интегрированных структур, оптимизирующих реализацию экономических, правовых возможностей в этой сфере.

3. Доказательство, что интернационализация национального производства, его интеграция в глобальные экономические процессы включает таможню в качестве фильтра вещества, энергии и информации в мировые воспроизводственные процессы, замедляя или ускоряя их в зависимости от технологической и инфраструктурной составляющих обработки пограничных товаропотоков и системы обеспечения экономической, социальной, экологической, технологической безопасности страны.

4. Вывод о том, что мировой опыт, включая практику деятельности российской таможенной службы, свидетельствует: сосредоточение в таможенных органах комплекса задач по таможенному обеспечению внешнеэкономической деятельности приводит к ослаблению ими реализации контрольно-защитных функций на коммуникациях трансграничных потоков, к снижению эффекта и эффективности их деятельности по прямому назначению, а также росту численности аппарата; это делает целесообразным реформирование инфраструктурно-коммуника-ционного комплекса и, в частности, его производственно-хозяйствен-ного ядра ФГУП «РОСТЭК».

5. Обоснование авторской концепции формирования и развития, организационно сопряженных между собой экономических, социальных, экологических и технологических коммуникационных систем администрирования защитных функций таможни и их надежного инфраструктурного обеспечения, а также институционально-организацион-ных основ поддержания и развития таможенной инфраструктуры на принципах государственно-предпринимательского партнерства в формате коммерциализированной таможенной сервис-системы .

6. Аргументацию по поводу появления на инфраструктурном таможенном пространстве разнородных инновационно интегрированных структур, связанных друг с другом общей целью и деятельным наполнением для ее достижения, наличием связей в функциональной сфере, коммуникационном администрировании с условным названием «компаунд-системы».

7. Концепцию совершенствования инфраструктуры, удовлетворяющей потребностям ВЭД Российской Федерации, стратегии транспортно-коммуникационной инфраструктуры и повышению качества реализации защитных функций ФТС России, представляющей новую структуру организации управления инфраструктурой таможенных органов и призванной обеспечивать ее устойчивое функционирование и целеориентированное развитие.

8. Обоснование механизма создания и реализации единого государственного органа - Федерального агентства по развитию приграничной инфраструктуры, опирающегося на организационно-производственную структуру ФГУП «РОСТЭК», которое в состоянии эффективно обеспечивать и решать задачи создания инфраструктуры сопровождения ВЭД России на уровне мировых стандартов.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее основные результаты доведены до конкретных рекомендаций, ряд из которых реализован на практике. Они могут быть использованы при реализации таможенной политики государства, включая внешнеэкономическую ее часть, а также при подготовке стратегических планов инновационного развития таможенного администрирования ВЭД, их осуществления с учетом инфраструктурного обеспечения.

Особый практический интерес представляют методологические аспекты, охватывающие:

решение одной из важных для Российской Федерации экономической, социальной, экологической, технологической проблемы – обеспечение роста эффективности ВЭД и повышения уровня и надежности реализации защитных функций таможенными органами и другими правоохранительными ведомствами;

механизм обеспечения ЭСЭТ безопасности, базирующийся на концепции государственно-частного партнерства в сфере развития инфраструктурного обеспечения защитной деятельности таможни от нелегитимных потоков в условиях открытой экономики;

концептуальную модель повышения эффективности реализации защитно-сервисной функции на основе инновационного подхода к организации администрирования в инфраструктурной системе обеспечения ВЭД и деятельности таможенных органов;

пути реформирования РОСТЭК в вариантных решениях и предложен прогноз эффекта их реализации для выполнения программ обустройства таможенной границы России, развития и повышения качества сервисного обслуживания участников ВЭД и общего роста поступлений в бюджет государства;

механизм создания и реализации единого государственного органа - Федерального агентства по развитию приграничной инфраструктуры, опирающегося на организационно-производственную структуру ФГУП «РОСТЭК», который в состоянии эффективно обеспечивать и решать задачи создания инфраструктуры обеспечения ВЭД России на уровне мировых стандартов.

Предлагаемая в диссертации направленность структурирования и организации развития предпринимательской деятельности на основе внедрения в инфраструктуру учреждений, функционирующих на принципе компаунд-систем, позволяет получить существенный народнохозяйственный эффект по сокращению издержек и ущерба в системе ВЭД.

На основе проведенных исследований разработаны и сформулированы концепция организации обеспечения развития инфраструктуры, удовлетворяющей потребностям развития ВЭД России, стратегии развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры в стране и повышения качества реализации защитных функций.

Результаты исследования применимы в учебном процессе вузов при изучении курсов по экономике, таможенному делу, мировому хозяйству, государственному регулированию внешнеэкономической деятельности, а также при разработке спецкурсов и методических пособий по проблемам инфраструктурного обеспечения ВЭД, предназначенных для преподавателей, аспирантов и студентов.

Апробация результатов исследований. Основные положения работы, ее выводы и предложения апробированы при подготовке организационно-распорядительных документов и реализации решений по совершенствованию организационной структуры и управления ФГУП «РОСТЭК» в 2004-2005 гг., последующем его реформировании в свете задач по реализации государственной программы по инфраструктурному обустройству границ России, при разработке предложений в Правительство РФ о федеральном агентстве по развитию приграничной инфраструктуры, а также при реализации проектов, разработанных на основе авторской методики исследования и проектирования систем защиты национальной безопасности в ходе ВЭД.

Результаты исследований докладывались на международных научно-практических конференциях «Эффективное государство и его роль в развитии российско-китайского сотрудничества» (М., апрель 2006 г.); «Международная безопасность России в условиях глобализации» (М., март 2007 г.) прошедших в РАГС, а также в 2004-2005 гг. в Институте стратегических исследований (г. Москва) и получили положительную оценку.

Основные положения диссертации опубликованы в 24 работах объемом 65 п.л., в том числе трех монографиях, среди которых: Инновационное развитие таможенного администрирования. – М.: Известия, 2007. (23 п.л.); Защитно-сервисная система внешнеэкономической деятельности. – М.: МосГУ, 2006. (18.25 п.л.); Институализация альтернативных структур в системе контроля ВЭД. – М.: Книга и бизнес, 2004. (11.5 п.л.).

Структура диссертации определяется общей концепцией, целью, задачами, логикой исследования и включает введение, шесть глав, содержащих 21 параграф, список использованных источников и литературы и приложения. Ее содержание раскрывается в следующей последовательности.

Введение

Глава I. Инновационное развитие национальных таможенных систем в условиях глобальных тенденций мирового хозяйства

Сущность инновационного развития таможенного администрирования

Влияние современной внешнеэкономической деятельности на инновационное развитие таможенной службы

Либерализация современной внешнеэкономической деятельности и двусторонние соглашения в таможенной сфере.

Расширение международного сотрудничества в таможенной сфере в целях повышения эффективности деятельности

Глава II. Теоретические аспекты инновационного таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности

Таможенное администрирование, его структура и проблемы внешнеэкономической деятельности

Функциональные особенности таможенного администрирования

Инновационная модель таможенного развития внешнеэкономических связей

Глава III. Развитие инфраструктурного комплекса в системе коммуникаций таможенного администрирования в защитно-сервисной сфере внешнеэкономической деятельности

Состояние инфраструктурного комплекса и проблемы развития его таможенной подсистемы

Развитие стратифицированной модели (ЭСЭТ) инфраструктуры и обеспечение функций российской таможни

Регулирование государственного предпринимательства и совершенствование государственно-частного партнерства в инфраструктурном комплексе

Коммерциализация РОСТЭК в системе инфраструктурного обеспечения внешнеэкономической деятельности таможенных служб

Глава IV. Инфраструктурное обеспечение реализации защитно-сервисных функций таможенной службы России в системе коммуникаций внешнеэкономической деятельности

Концепция коммуникативно-инфраструктурного совершенствования администрирования ВЭД таможенной службой, ее защитно-сервисных функций в России

Функционально-процессная модель таможенного администрирования защитно-сервисных функций ВЭД и его перспективы

загрузка...