Delist.ru

Методология экономического анализа циклических колебаний в развитии хозяйствующих субъектов (10.09.2007)

Автор: Поздеев Валерий Леонидович

Идентификация стадии жизненного цикла продукта.

Анализ влияния объемов продаж отдельных продуктов, их удельного веса и цены на общий объем продаж в динамике развития предприятия.

Анализ безубыточности продаж по предприятию в целом и отдельным продуктам по стадиям жизненного цикла.

Анализ влияния жизненных циклов продуктов на траекторию хозяйственного цикла предприятия.

Важная задача вертикального анализа структуры цикла – определение безубыточности продаж в целом по предприятию и отдельным продуктам по стадиям жизненного цикла. Анализ безубыточности позволяет вычислить объем продаж, при котором доходы предприятия равны расходам. Продажи ниже точки безубыточности приносят убытки, соответственно, выше точки безубыточности – прибыль.

, где Зпост – уровень постоянных затрат; Зпер – уровень переменных затрат, ОП – объем продаж (тыс. шт.).

Важность этих расчетов заключается в том, что в процессе их проведения определяются разные уровни постоянных и переменных затрат, соответствующие разным стадиям развития предприятия.

Установлено, что найденные значения критических объемов продаж для разных стадий хозяйственного цикла практически совпадают с точками пересечения выровненной линии циклических колебаний и тренда. Это обстоятельство дает очень важную информацию для аналитика. Во-первых, выделение линий циклической составляющей и тренда в динамическом ряде показателя объема продаж одновременно дают характеристику критических объемов продаж в точках пересечения этих линий. Во-вторых, определение критических точек объема продаж для стадии роста и стадии спада и проведение между этими точками прямой линии формирует линейный тренд показателя динамического ряда.

Формирование тренда через критические точки объемов продаж

Морфологическая карта хозяйственного цикла и продуктовых циклов

Продолжительность стадии цикла:

Подъем

Продукт А

Продукт В

Подъем

Продукт C

Продукт D

Разрыв был бы исключен если для продукта В в момент спада его объемов продаж критический объем продаж был равен критическому объему продукта С. Результатом такого разрыва явился спад деятельности предприятия. В диссертации показано, что выравнивание критических объемов продаж обеспечивает стабильную деятельность предприятия. Это положение имеет важное значение для выполнения основной цели анализа циклических колебаний – подготовки управленческой информации для обеспечения устойчивого развития предприятия.

Шестая методика – Прогнозный анализ. В прогнозном анализе циклических колебаний хозяйственной деятельности, перед тем как строить прогнозные оценки, необходимо идентифицировать стадию развития предприятия. Это во многом будет влиять на тактические и стратегические требования составляемого прогноза. Следующей важнейшей задачей при анализе циклических колебаний выступает задача предсказания поворотных моментов в траектории развития предприятия и, в большей степени, прогнозный анализ должен быть направлен на рассмотрение этой задачи. Из этого будут вытекать сроки прогнозного периода и методы анализа.

Методика прогнозного анализа циклических колебаний включает следующие этапы:

Проведение трендового анализа в целях определения тенденции развития предприятия.

Идентификация стадии развития предприятия.

Прогнозирование развития предприятия на основе экстраполяции динамического ряда показателя.

Подготовка информации для написания сценария развития предприятия.

Прогнозирование поворотных точек в краткосрочном периоде.

В диссертации представлены прогнозные оценки объема продаж на следующий год деятельности предприятия тремя способами:

– сглаженный тренд в периоды t и t-1 соответственно,

b – выбранная константа сглаживания.

Схема формирования прогнозной горизонтальной точки

) и содержат несколько итераций.

Примеры графов переходных состояний

В результате первой итерации строится матрица двухступенчатых переходов, в результате второй итерации – матрица трехступенчатых переходов. В результате расчетов появляется информация о вероятном нахождении предприятия на той или иной стадии цикла. В примере, рассмотренном в диссертации, матрица трехступенчатых переходов получила вид:

Это значит, что в третьем году прогнозного периода вероятность, что предприятие сохранит рост, составляет 0,583, а вероятность спада деятельности оценивается как 0,417.

Методика определения поворотных моментов с использованием марковских процессов, рассмотрена в диссертации и в отношении отдельных продуктов. Информация по смене режимов отдельных продуктов является полезной не только для разработки перспективных планов развития предприятия, но и для разработки программы замены производимых продуктов для обеспечения стабильной деятельности предприятия.

Седьмая методика – Программно-ориентированный анализ: регионально-отраслевой аспект. Программно-ориентированный анализ основан на четком определении целей развития и предоставлении необходимой информации для разработки и осуществления программы действий, направленных на достижение этих целей.

Методика проведения программно-ориентированного анализа заключается в следующем:

– производится анализ достигнутого уровня развития предприятия с выделением устойчивых закономерностей его развития;

– формулируются (уточняются) цели развития предприятия, ориентированные на устойчивое развитие предприятия в долгосрочной перспективе;

– разрабатываются альтернативные варианты развития предприятия, направленные на реализацию цели развития предприятия;

– производится отбор показателей для проведения сравнительного анализа и оптимизации альтернативных вариантов развития предприятия;

загрузка...