Методология экономического анализа циклических колебаний в развитии хозяйствующих субъектов (10.09.2007)
Автор: Поздеев Валерий Леонидович
Идентификация стадии жизненного цикла продукта. Анализ влияния объемов продаж отдельных продуктов, их удельного веса и цены на общий объем продаж в динамике развития предприятия. Анализ безубыточности продаж по предприятию в целом и отдельным продуктам по стадиям жизненного цикла. Анализ влияния жизненных циклов продуктов на траекторию хозяйственного цикла предприятия. Важная задача вертикального анализа структуры цикла – определение безубыточности продаж в целом по предприятию и отдельным продуктам по стадиям жизненного цикла. Анализ безубыточности позволяет вычислить объем продаж, при котором доходы предприятия равны расходам. Продажи ниже точки безубыточности приносят убытки, соответственно, выше точки безубыточности – прибыль. , где Зпост – уровень постоянных затрат; Зпер – уровень переменных затрат, ОП – объем продаж (тыс. шт.). Важность этих расчетов заключается в том, что в процессе их проведения определяются разные уровни постоянных и переменных затрат, соответствующие разным стадиям развития предприятия. Установлено, что найденные значения критических объемов продаж для разных стадий хозяйственного цикла практически совпадают с точками пересечения выровненной линии циклических колебаний и тренда. Это обстоятельство дает очень важную информацию для аналитика. Во-первых, выделение линий циклической составляющей и тренда в динамическом ряде показателя объема продаж одновременно дают характеристику критических объемов продаж в точках пересечения этих линий. Во-вторых, определение критических точек объема продаж для стадии роста и стадии спада и проведение между этими точками прямой линии формирует линейный тренд показателя динамического ряда. Формирование тренда через критические точки объемов продаж Морфологическая карта хозяйственного цикла и продуктовых циклов Продолжительность стадии цикла: Подъем Продукт А Продукт В Подъем Продукт C Продукт D Разрыв был бы исключен если для продукта В в момент спада его объемов продаж критический объем продаж был равен критическому объему продукта С. Результатом такого разрыва явился спад деятельности предприятия. В диссертации показано, что выравнивание критических объемов продаж обеспечивает стабильную деятельность предприятия. Это положение имеет важное значение для выполнения основной цели анализа циклических колебаний – подготовки управленческой информации для обеспечения устойчивого развития предприятия. Шестая методика – Прогнозный анализ. В прогнозном анализе циклических колебаний хозяйственной деятельности, перед тем как строить прогнозные оценки, необходимо идентифицировать стадию развития предприятия. Это во многом будет влиять на тактические и стратегические требования составляемого прогноза. Следующей важнейшей задачей при анализе циклических колебаний выступает задача предсказания поворотных моментов в траектории развития предприятия и, в большей степени, прогнозный анализ должен быть направлен на рассмотрение этой задачи. Из этого будут вытекать сроки прогнозного периода и методы анализа. Методика прогнозного анализа циклических колебаний включает следующие этапы: Проведение трендового анализа в целях определения тенденции развития предприятия. Идентификация стадии развития предприятия. Прогнозирование развития предприятия на основе экстраполяции динамического ряда показателя. Подготовка информации для написания сценария развития предприятия. Прогнозирование поворотных точек в краткосрочном периоде. В диссертации представлены прогнозные оценки объема продаж на следующий год деятельности предприятия тремя способами: – сглаженный тренд в периоды t и t-1 соответственно, b – выбранная константа сглаживания. Схема формирования прогнозной горизонтальной точки ) и содержат несколько итераций. Примеры графов переходных состояний В результате первой итерации строится матрица двухступенчатых переходов, в результате второй итерации – матрица трехступенчатых переходов. В результате расчетов появляется информация о вероятном нахождении предприятия на той или иной стадии цикла. В примере, рассмотренном в диссертации, матрица трехступенчатых переходов получила вид: Это значит, что в третьем году прогнозного периода вероятность, что предприятие сохранит рост, составляет 0,583, а вероятность спада деятельности оценивается как 0,417. Методика определения поворотных моментов с использованием марковских процессов, рассмотрена в диссертации и в отношении отдельных продуктов. Информация по смене режимов отдельных продуктов является полезной не только для разработки перспективных планов развития предприятия, но и для разработки программы замены производимых продуктов для обеспечения стабильной деятельности предприятия. Седьмая методика – Программно-ориентированный анализ: регионально-отраслевой аспект. Программно-ориентированный анализ основан на четком определении целей развития и предоставлении необходимой информации для разработки и осуществления программы действий, направленных на достижение этих целей. Методика проведения программно-ориентированного анализа заключается в следующем: – производится анализ достигнутого уровня развития предприятия с выделением устойчивых закономерностей его развития; – формулируются (уточняются) цели развития предприятия, ориентированные на устойчивое развитие предприятия в долгосрочной перспективе; – разрабатываются альтернативные варианты развития предприятия, направленные на реализацию цели развития предприятия; – производится отбор показателей для проведения сравнительного анализа и оптимизации альтернативных вариантов развития предприятия; |