Delist.ru

Организационно-экономический механизм функционирования жилищно-коммунального комплекса региона (10.09.2007)

Автор: Останина София Шамильевна

Коэффициент эластичной пропорциональности при сложившихся для данного региона уровнях общего льготного тарифа для населения, отношения среднедушевых доходов обеспеченных и малоимущих семей, а также удельного веса малоимущих семей в общей численности региона необходимо рассчитать по формуле:

Удельный вес максимально допустимой доли собственных расходов малоимущих граждан на оплату коммунальных услуг (по социальным нормам) в общем льготном тарифе для населения данного региона предлагается определять по формуле:

При этом непосредственно сам уровень тарифа для малоимущих граждан может быть определен как

- отношение среднего душевого дохода обеспеченных семей к величине среднего душевого дохода малоимущих семей.

Отдельные элементы предлагаемого метода уже внедряются в системе предоставления жилищно-коммунальных услуг в Республике Татарстан, где установлены стандарты, действующие при оплате жилищно-коммунальных услуг в форме максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в размере 16%. С целью снижения размеров платежей наименее доходных домохозяйств необходимо разработать систему дополнительных региональных стандартов. В результате этого средства, направляемые в виде субсидий-дотаций всем домохозяйствам, будут перераспределены и направлены малообеспеченным. При этом снижение суммы адресных жилищно-коммунальных субсидий возможно только в случае опережающих темпов роста заработной платы населения.

Данный стандарт должен носить форму налога, величина которого должна быть для богатых семей не менее, а для малоимущих семей – не более его единой ставки. При этом ставка социального стандарта должна разрабатываться и устанавливаться органами местного самоуправления региона, так как его величина непосредственным образом должна зависеть от уровня доходов проживающего на территории данного муниципалитета населения.

Исходя из приведенных методов расчетов представляется возможным определить величину и сумму дотаций из соответствующих бюджетов региона при введении в систему оплаты коммунальных услуг показателя максимального тарифа для обеспеченных семей:

Таким образом, эластичный характер установления ставки тарифа при помощи этого коэффициента наиболее безболезненно и, как нам представляется, справедливо перераспределяет эффект естественной монополии между потребителями коммунальных услуг пропорционально уровню получаемых ими доходов.

8. Основные направления реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан

Организационно-экономический механизм реформирования и модернизации ЖКК региона включает в себя механизм государственно-частного партнерства как фактор повышения инвестиционной привлекательности ЖКК, а также экономическую модель функционирования жилищно-коммунального комплекса с использованием персонифицированных социальных счетов граждан. Принципиальное содержание механизма реформирования на основе государственно-частного партнерства предусматривает приватизацию, как предприятий, так и объектов коммунального комплекса при направлении доходов, полученных от приватизации, на модернизацию основных фондов отрасли. Важнейшим условием этого процесса является сохранение не менее 25% акций плюс одной акции открытых акционерных обществ, созданных в результате реформирования, в государственной собственности Республики Татарстан с последующей передачей этих акций муниципалитетам. Таким образом, в результате реализации принципов государственно-частного партнерства доля организаций негосударственной формы собственности в целом по отрасли достигла 78%, со 100%-ным частным капиталом – 54%, при этом в жилищной сфере указанный показатель составил 88%.

В связи с разделением полномочий по установлению и регулированию цен и тарифов между органами государственной власти и муниципальными образованиями и приходом частного капитала в жилищно-коммунальную сферу возникла потребность в разработке и применении согласительного механизма взаимодействия в процессе формирования тарифов, обеспечивающего защиту интересов участников рынка жилищно-коммунальных услуг:

потребителей, в части увеличения стоимости набора услуг не выше индекса потребительских цен и соответствующей критериям доступности;

производителей услуг и инвесторов, в части возмещения затрат, необходимых для реализации производственной и инвестиционной программ, и обеспечения экономически обоснованной доходности инвестированного капитала;

государства, в части гарантий достаточности предусмотренных бюджетных средств Республики Татарстан на предоставление мер социальной поддержки и выполнения обязательств по бесперебойному обеспечению населения коммунальными услугами.

С 2003 года в республике дотации на покрытие убытков организаций жилищно-коммунального комплекса заменены включением в систему субсидирования населения так называемых субсидий-дотаций, рассчитываемых как разница между оплатой жилищно-коммунальных услуг по экономически обоснованным тарифам и регулируемым тарифам для населения. Субсидии-дотации рассчитывались персонифицировано в разрезе каждого домохозяйства, с учетом реальных объемов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг организациями комплекса. Для реализации данной системы учета и начисления платежей жителей в 2002 году был сформирован единый банк данных, включающий в себя информацию о населении, об удельных характеристиках жилищного фонда республики, объемах и состоянии расчетов по предоставляемым услугам в разрезе каждого домохозяйства. Проведена инвентаризация адресного пространства, что позволило присвоить каждой семье уникальный в пределах республики код и обеспечить сопоставимость различных информационных массивов участников системы предоставления субсидий.

В связи с изложенным целесообразно, как нам представляется, перейти на расчет льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги исходя из региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и стоимости жилищно-коммунальных услуг по аналогии с расчетом адресных жилищно-коммунальных субсидий и рассмотреть возможность передачи субъектам Российской Федерации полномочий по определению порядка учета доходов граждан.

Экономической основой организационно-экономического механизма процесса реформирования жилищного комплекса РТ стало разделение функций управления жилищным фондом и его обслуживания.

Стабилизации финансово-экономического состояния отрасли способствовала новая система оплаты за жилищно-коммунальные услуги.

Ранее выделяемая из местных бюджетов дотация на покрытие убытков предприятий заменена субсидией-дотацией населению на разницу между экономически обоснованным тарифом, включающим рентабельность, и регулируемым тарифом для населения.

В результате предприятия отрасли получили финансовые средства своевременно в объеме фактически оказанных услуг. Это стало возможным благодаря созданию в каждом районе и городе управляющих компаний и единых расчетных центров.

Анализ затрат на реализацию модели финансовых потоков при адресном их начислении в Республике Татарстан показал, что их уровень при действующей системе существенно выше, чем при ранее существовавшем прямом бюджетном финансировании части расходов предприятий жилищно-коммунального комплекса. Более того, практика показала, что данная схема влечет за собой дополнительный рост накладных расходов, уровень которых на содержание учреждений по оформлению жилищных и коммунальных субсидий населению составил за 2006 год почти 30% от общего объема самих выплат. В этой связи представляется целесообразным возврат к ранее существовавшей схеме прямого возмещения непосредственно коммунальным предприятиям разницы между фактическим и устанавливаемым на федеральном уровне стандартом удельного веса расходов на жилищно-коммунальные услуги в семейном бюджете.

В предложенной модели управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования системообразующим элементом управления является экономический механизм взаимоотношений интересов участников отраслевого рынка, обладающий саморегулирующимися свойствами и, соответственно, обеспечивающий согласование экономических интересов всех субъектов отраслевого рынка.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

монографии

1. Управление жилищно-коммунальным комплексом региона в современных условиях. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та,- 2006.– 148 с.– 9,0 п.л.

2. Управление жилищно-коммунальным комплексом региона. – М.: Изд-во Московск. гос. ун-та им. М.В. Ломоносова, - 2007. – 336 с. – 21,0 п.л.

статьи в реферируемых журналах

3. Экономические основы местного самоуправления // Ученые записки государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. – Казань, 2005. – Том 186. – 0,5 п.л.

4. Классификация предметов ведения муниципального образования //Ученые записки государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. – Казань, 2005. – Том 186. – 0,7 п.л.

5. Экономическая классификация форм и видов местного хозяйства // Вестник Казанского технологического ун-та.- Казань, 2006. – №3. – 0,6 п.л.

6. Специфические особенности содержания деятельности в жилищно-коммунальной сфере//Ученые записки государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. – Казань: 2006. – Том 188. – 0,4 п.л.

7. Основные тенденции формирования тарифной политики в жилищно-коммунальной сфере//Ученые записки государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. – Казань, 2006. – Том 188. – 0,4 п.л.

8. Социальная защита населения при предоставлении жилищно-коммунальных услуг в Республике Татарстан//Ученые записки государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. – Казань, 2006. – Том 188. – 0,8 п.л.

9. Типология коммунальной деятельности//Ученые записки государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. – Казань, 2006. – Том 189. – 0,7 п.л.

10. Основные формы государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном хозяйстве//Ученые записки государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. – Казань, 2006. – Том 189. – 0,5 п.л.

11. Конкуренция на рынке коммунальных услуг//Вестник Казанского технологического университета.– Казань, 2006. – №5. – 0,5 п.л.

12. Особенности функционирования рынка услуг инженерно-коммунального обеспечения//Вестник Казанского технологического университета. – Казань, 2006. – №6. – 0,4 п.л.

13. Методические основы формирования тарифной политики в жилищно-коммунальном комплексе региона//Ученые записки государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. – Казань, 2007. – Том 190. – 0,7 п.л.

14. Методика формирования двухставочного тарифа на коммунальные услуги//Ученые записки государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. – Казань, 2007. – Том 190. – 0,4 п.л.

15. Методика эластичного пропорционального распределения коммунальных платежей в тарифной политике региона//Вестник Казанского технологического университета. – Казань, 2007. – №7. – 0.3 п.л.

загрузка...