Delist.ru

Организационно-экономический механизм функционирования жилищно-коммунального комплекса региона (10.09.2007)

Автор: Останина София Шамильевна

коммунальная деятельность как естественная монополия предполагает общественное (государственное) регулирование системы ценообразования на услуги жилищно-коммунального комплекса;

монополизм предприятий инженерно-коммунального обеспечения носит естественный или объективный характер, что выражается в непосредственном характере отношений между производителем и потребителем услуг коммунальной сферы. Иначе говоря, монополизм такого характера не может быть устранен или разрушен. При этом индивидуальный характер потребления услуг коммунальной сферы создает иллюзию их реализации как частных товаров.

Все это образует замкнутый порочный круг между экономической заинтересованностью коммунальных предприятий в развитии рыночных механизмов хозяйствования и объективной несовместимостью деятельности в коммунальной сфере и конкурентного рынка. В результате чего идеи демонополизации коммунальной отрасли или попытки использования механизма рыночного ценообразования для повышения эффективности и качества коммунального обслуживания не приведут к желаемым результатам.

5. Методологические основы механизма ценообразования на услуги инженерно-коммунального обеспечения

Как показал приведенный анализ механизма ценообразования на услуги инженерно-коммунального обеспечения нельзя вести с позиций рыночных функций ценового регулирования. Фактор предложения практически не будет играть в данной ситуации никакой роли. При этом фактор спроса достигает гипертрофированной величины по его значимости для потребителя и неадекватно сильного воздействия на механизм ценообразования, что естественным образом ведет к неэластичной зависимости между ними. Механизм эластичности здесь не работает, а снижение цен на коммунальные услуги к эффекту дохода не приведет. Таким образом, в долгосрочном периоде эластичность изменения спроса в результате действия ценового фактора не достигается.

Таким образом, объем предложения коммунальных услуг не зависит от цены на них, а их доступность потребителям определяется состоянием производственных мощностей оборудования и сетей. Все это свидетельствует о том, что при наличии, казалось бы, всех существенных признаков рынка в сфере коммунальных услуг – товар, цена, спрос, предложение, продавцы и покупатели – фактически рынка, как такового, не существует, так как не существует процесса изменения цен как результата изменения спроса и предложения, противопоставления экономических интересов субъектов этого рынка.

Методологически важной отличительной особенностью услуг инженерно-коммунального обеспечения является тот факт, что сырье и материалы здесь играют вспомогательную роль, а в некоторых системах инженерно-коммунального обслуживания, таких как электрические сети и снабжение газом, практически отсутствуют. В связи с этим, как нам представляется, возникают определенные методологические сложности в квалификации этих ресурсов как категории коммунальных услуг, так как вода, газ, энергия, топливо правильнее было бы квалифицировать как материализованный товар, имеющий цену как товарную характеристику, а их покупка коммунальными предприятиями имеет характер материальных затрат.

Если не учитывать стоимость самого ресурса в себестоимости услуг инженерно-коммунального обеспечения, то доля постоянных затрат достигает в электросетях 90%, газификации – 97%, водоснабжении и водоотведении – 85%, в системах теплоснабжения – 60%. При этом постоянные издержки имеют тенденцию к относительному росту в связи с тем, что практически все основные фонды в системе инженерно-коммунального обеспечения эксплуатируются до полного их физического износа.

Также невозможно установить прямую зависимость между заработной платой работников, занятых управлением и регулированием производственного оборудования системы инженерного обеспечения и объемом отпущенных через них коммунальных услуг. Поэтому одним из методологических принципов ценообразования на услуги инженерно-коммунального обеспечения является ориентация на средние издержки в минимальном уровне их значения за определенный промежуток времени, так как это не влияет на объем потребления коммунальных услуг, не ведет к общественным потерям, а потребности в коммунальных услугах будут удовлетворяться на уровне полного насыщения. Иначе говоря, в данной модели механизм спроса и предложения не действует, что свидетельствует об утрате данного рынка функции ценового регулирования.

6. Тенденции формирования региональной тарифной политики и методика расчета обоснованных тарифов на услуги ЖКК

Практика механизма регулирования тарифов на услуги инженерно-коммунального обеспечения базируется на понятии «экономически обоснованные расходы», принимаемые регулирующими органами за основу образования тарифа на услугу. Однако данная категория вызывает целый ряд возражений как теоретического, так и практического характера.

По мнению автора, практика использования регулируемых цен и тарифов на коммунальные услуги в современных нормативных документах подтверждает принципиальную невозможность устранения затратных тенденций в механизме ценообразования, а в самих документах были переоценены саморегулирующие возможности рыночных механизмов, недостаточно учтены особенности монополизированного рынка услуг.

Принципиально важным моментом процесса ценообразования в жилищно-коммунальной сфере является официальное признание и введение в практику тарифного регулирования инвестиционной составляющей тарифа на коммунальные услуги. Для стимулирования привлечения инвестиционных ресурсов, улучшения финансового и технического состояния жилищно-коммунального комплекса необходимо отказаться от расчета тарифов на основе экстраполяции фактических затрат. Традиционный подход является препятствием, как для эффективного ресурсосбережения, так и в целом для привлечения частного бизнеса, его участия в проектах модернизации коммунальной инфраструктуры.

Анализ официальных законодательных и нормативно-правовых документов по вопросам ценообразования и тарифной политики в системе жилищно-коммунального комплекса позволяет сформулировать основные принципы современного тарифного регулирования естественных технологических монополий в жилищно-коммунальной сфере:

ориентация на рыночные механизмы регулирования экономических отношений и ценообразования на продукцию и услуги предприятий жилищно-коммунального комплекса;

обеспечение полной самоокупаемости и самофинансирования предприятий жилищно-коммунального комплекса на основе компенсации экономически обоснованных расходов организаций по оказанию услуг и получение прибыли для реализации производственных и инвестиционных программ;

достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов организаций жилищно-коммунального комплекса, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;

Рис. 1. Изменение инвестиционной составляющей тарифа в водоснабжении

установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимых для реализации их производственных и инвестиционных программ;

стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров и услуг и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;

создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;

установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.

В данном случае суть вопроса заключается не столько в принципах, которые в целом не вызывают ни у кого принципиальных возражений, сколько в методах реализации указанных принципов.

На основе анализа основных тенденций в механизме ценообразования на услуги ЖКК можно сформулировать основные задачи тарифного регулирования, которые заключаются в следующем:

сформировать стабильные правила ценообразования, обеспечивающие фиксированный на определенный срок предельный уровень тарифов и «формулу цены», гарантирующую аккумулирование получаемой экономии от снижения издержек предприятиями жилищно-коммунального комплекса;

обязать органы местного самоуправления гарантировать сохранение на период срока окупаемости согласованных цен и тарифов;

обеспечить использование трех методов установления тарифов и цен методом экономической обоснованности расходов, методом индексации и методом экономически обоснованной доходности инвестированного капитала;

использовать право установления предельных уровней тарифов, в том числе предельных уровней тарифов для населения;

в целях реализации стратегии плавного повышения тарифов обеспечить порядок их установления с учетом региональных и иных особенностей;

в целях формирования устойчивой и предсказуемой динамики цен на услуги жилищно-коммунального обеспечения увеличить срок установления регулирующим органом ставок тарифов до двух и более лет;

регулирование тарифов должно основываться на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулирующую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту тепловой и электрической энергии;

обеспечить гарантирование возможности использования в соответствии с нормативными документами двух способов привлечения инвестиций: за счет инвестиционной надбавки тарифа и за счет заемных средств с погашением расходов по обслуживанию инвестиционных долгов за счет тарифа;

перейти к конкурсной форме заключения договоров на коммунальное обслуживание частными операторами (включая имущественные правоотношения и инвестиционные обязательства) в соответствии с муниципальным (социальным) заказом;

разработать механизмы реализации методов регулирования предельных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, дифференцированных тарифов, учитывающих сезонность, а также двухставочных тарифов со ставками, формирующимися по условно-постоянным и условно-переменным затратам организаций коммунального комплекса.

Таким образом, основные проблемы в области тарифного регулирования на различных уровнях федеральной, региональной и муниципальной власти заключаются в итоге в уровне тарифов на жилищно-коммунальные услуги и стремлении региональных властей добиваться их неограниченного повышения. Иначе говоря, в основе противоречия экономических интересов субъектов рынка коммунальных услуг, включая интересы муниципальных образований, лежат три объективные причины, делающие невозможным достижение баланса экономических интересов участников рынка – это ярко выраженный монопольный характер рынка и, как следствие, невозможность конкуренции и затратный механизм ценообразования. Именно эти причины лежат в основе кризисного положения отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

В целях устранения сложившихся экономических противоречий целесообразно перейти к принципиально новому механизму формирования тарифов с выделением абонентской платы за обслуживание и надежность сетей, включающей постоянные затраты коммунальных предприятий и условно переменные платежи, возмещаемые коммунальным предприятиям в зависимости от объема оказанных услуг, состоящему из двух частей:

абонентской платы (цены услуги) – стоимости права на обслуживание, которая определяется реальным уровнем надежности и затратами на его поддержание и является постоянной величиной;

ресурсной платы или платы за фактическое потребление ресурса (воды, тепловой энергии и др.).

В двухканальной схеме возмещения затрат ставка постоянной абонентской платы включает в себя плановую прибыль, необходимую коммунальному предприятию для обеспечения надежной и бесперебойной эксплуатационной деятельности. Такой способ формирования прибыли устраняет ее зависимость от колебаний объема потребленных коммунальных услуг, сезонности и других внешних факторов. Все это ведет к сокращению влияния важнейшего дефекта современной системы ценообразования на коммунальные услуги – затратных тенденций и, следовательно, снижению заинтересованности поставщиков услуг в бесконтрольном и расточительном их производстве. Поэтому важнейший вывод и преимущество предлагаемой методики формирования тарифов на коммунальные услуги заключается в том, что расчетная прибыль в полном объеме должна включаться в абонентскую (постоянную) ставку тарифа. В целях более четкого выявления методических подходов к формированию современной тарифной политики необходимо максимально нивелировать стремлением коммунальных предприятий к поддержанию достаточно высокого уровня тарифов на свои услуги. Этого можно добиться, в частности, за счет:

загрузка...