Delist.ru

Организационно-экономический механизм функционирования жилищно-коммунального комплекса региона (10.09.2007)

Автор: Останина София Шамильевна

3. Особенности функционирования рынков жилищных услуг и услуг инженерно-коммунального обеспечения

В результате проведенных реформ сегодня ЖКК уже не может быть идентифицирован ни на федеральном, ни на региональном уровнях, так как он находится сегодня исключительно в компетенции муниципальных властей. Рыночная структура жилищно-коммунальной отрасли в настоящее время включает в себя три типа рынков:

рынок жилья, наиболее крупный по своему объему, емкость которого составляет сегодня почти 800 млрд. рублей, в том числе новое строительство – 600 млрд. рублей;

рынок коммунальных услуг, емкость которого составляет сегодня свыше 750 млрд. рублей;

рынок жилищных услуг, емкость которого составляет сегодня почти 150 млрд. рублей.

Рынок жилищных услуг подразделяется, в свою очередь, на два сегмента: рынок услуг по ремонту и содержанию домовладений; рынок услуг по управлению домовладениями.

Сложившаяся ситуация имеет достаточно глубокие теоретические корни, лежащие в основе особенностей самого рынка жилищно-коммунальных услуг.

Таким образом, при создании на рынке общегородских услуг предприятий муниципальной формы собственности данный сегмент рынка коммунальных услуг является полностью монополизированным. При условии привлечения на условиях государственно-частного партнерства предприятий частного сектора в этот сегмент рынка появляется возможность его демонополизации. Все это делает его практически неконкурентным, хотя и дает возможность подрядным организациям приблизиться к рыночным ценам путем сопоставления своих затрат с аналогичными видами деятельности.

Второй тип коммунальной деятельности, каковым являются жилищные услуги, характеризуется коллективным процессом формирования потребностей в них. Данный вид услуг также является общественным благом, однако в отличие от услуг внешнего благоустройства они относительно локализованы. Это обстоятельство делает возможным персонифицировать оплату жилищных услуг, так как каждое конкретное лицо проживает по конкретному адресу и занимает конкретную жилую площадь. Однако данный вид услуг является неделимым, что означает невозможность ограничения их потребления отдельными лицами. Неделимость и невозможность ограничения в потреблении этих услуг являются двумя важнейшими признаками отнесения этих услуг к общественным благам.

Активные процессы приватизации существующего и строящегося жилищного фонда, безусловно, вносят определенные коррективы в сложившуюся ситуацию. Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда Российской Федерации по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья как социальной базы жилищной реформы. Доля частного жилищного фонда в 2006 г. составила более 73,5% по сравнению с 33% в 1990 г., а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67% до 25,6%, в том числе 20,1% составляет муниципальный жилищный фонд. Претенденты на муниципальный заказ по обслуживанию жилого фонда борются не за цену, а за политический акт на право владения муниципальной франшизой, условия которой в процессе реализации этого заказа можно будет изменить всеми доступными легальными и нелегальными способами.

Важнейшей проблемой на пути ценообразования услуг жилищного хозяйства является несоответствие между общественным характером предназначения самой услуги и персонифицированной формой ее оплаты, поскольку потребление этих услуг является частным лишь формально, тогда как процесс их предоставления остается коллективным.

В диссертации сформулированы основные характеристики рынка жилищных услуг как рынка неконкурентного:

основной критерий формирования цены на данном рынке - исключительно издержки производства жилищных услуг, следствием чего является монопольный характер установления цены и затратный механизм ее формирования, что обусловливает тенденцию к их постоянному росту;

введение органами местного самоуправления регулируемых цен как попытки стабилизации их роста не устраняет их содержательного внутреннего затратного механизма их формирования;

монопольный характер формирования цены на жилищные услуги сохраняется и при введении регулируемых цен, поскольку монополистом в этом случае становится орган местного самоуправления, получивший право установления регулируемой цены;

отсутствие на рынке жилищных услуг саморегулируемого механизма ценообразования делает его не привлекательным с инвестиционной точки зрения, а привлечение инвестиций становится исключительной прерогативой муниципальных образований;

цель реформы должна состоять не в развитии конкуренции, которая здесь практически невозможна, а в формировании экономического механизма, призванного устранять экономические противоречия, обусловленные искажением системы ценообразования.

Отличительные факторы услуг инженерно-коммунального обеспечения создают объективные условия для формирования такого специфического признака рынка этих услуг, каковым является централизация систем инженерно-коммунального обслуживания. В качестве вытекающих из этих предпосылок объективных признаков тенденций централизации на рынке услуг инженерно-коммунального обеспечения можно выделить:

необходимость обеспечения бесперебойного и непрерывного характера производства и предоставления этих услуг потребителям;

необходимость обеспечения полноценного удовлетворения потребностей в этих услугах в любой момент их возникновения, что требует адекватных производственных мощностей системы инженерно-коммунального обслуживания с целью гарантирования удовлетворения максимального уровня потребностей в соответствующей услуге.

По мнению автора, эти признаки вступают в противоречие с требованиями принципов эффективности, заключающихся в получении максимального полезного эффекта при минимизации затрат на его получение. Противоречие заключается в необходимости содержания системы инженерно-коммунального обслуживания, располагающей мощностью «пиковых» характеристик, необходимость в которых возникает на непродолжительные периоды, остальное же время эти мощности практически не используются. То есть, причиной возникновения данного противоречия является неравномерность характера потребления услуг инженерно-коммунального обеспечения.

Если рассматривать централизацию как особенность рынка услуг инженерно-коммунального обеспечения, то можно вполне определенно сформулировать и сами экономические признаки данного вида деятельности, заключающиеся, прежде всего, в:

наиболее ярко выраженной зависимости производства от потребления услуг, необходимость удовлетворения потребностей населения в этих услугах круглосуточно и круглогодично;

неравномерности режима потребления и, соответственно, режима производства услуг инженерно-коммунального обеспечения, связанных с ярко выраженной индивидуальностью характера их потребления;

экономической нецелесообразности расширения масштабов производства услуг инженерно-коммунального обеспечения, что связано с жестко ограниченными потребностями в них со стороны населения исходя из «пиковых» возможностей их производства;

экономической зависимости инвестиционной привлекательности систем инженерно-коммунального обслуживания от численности населения и размера территории городского хозяйства;

экономической целесообразности привлечения частного капитала в сферу инженерно-коммунального хозяйства при наличии признаков ее децентрализации в небольших городах и поселках городского типа.

Раскрытые особенности функционирования рынка инженерно-коммунальных услуг лежат в основе внутренних противоречий этого рынка и накладывают существенный отпечаток на сами процессы приватизации в сфере жилищно-коммунальных услуг. В соответствии с целями проводимого исследования в сфере коммунального обеспечения населения предполагается использование всех трех видов приватизации:

функций муниципалитета в сфере предоставления коммунальных услуг;

самого процесса исполнения функций муниципалитета в сфере предоставления коммунальных услуг;

непосредственной приватизации имущества муниципальных предприятий и учреждений.

Таким образом, процессы централизации и децентрализации, происходящие в системе инженерно-коммунального обслуживания порождают множество противоречий, связанных с приданием предприятиям инженерно-коммунального обслуживания характера естественных монополий с ярко выраженными властными полномочиями и сильной зависимостью от внешних обстоятельств, что существенно тормозит внедрение рыночных механизмов хозяйствования в этой сфере и привлечение частного капитала как главного источника инвестиционных ресурсов отрасли. В данной ситуации вполне естественным представляется рассмотрение вопроса о замене понятия «конкуренции на рынке» понятием «конкуренция за рынок». Основное преимущество данного подхода состоит в том, что вместо искусственной имитации конкурентных отношений происходит переход к формированию реальных конкурентных стимулов.

4. Особенности конкуренции на рынке услуг инженерно-коммунального обеспечения

8одятся на промежуточной стадии от неконкурентоспособных услуг к услугам с зарождающимися признаками конкурентоспособности.

Естественно напрашивается вывод о том, что наличие вышеперечисленных признаков предполагает возможность возникновения на данном сегменте рынка коммунальных услуг конкуренции. На этом положении основан предлагаемый переход к конкурентным отношениям в «Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства» 1997 года. Однако разработчики Концепции Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на 2005-2007 годы и Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы уже подходят к вопросам формирования конкурентных отношений в коммунальной сфере более детально и осторожно.

Следовательно, если в условиях конкуренции внешний характер установления цены и равновесный характер рынка являются следствием действия закона спроса и предложения, то в коммунальной сфере цены на услуги устанавливаются государственными и муниципальными органами, а равновесие в предложении услуг достигается условиями технологических характеристик систем инженерно-коммунального обеспечения на уровне необходимости насыщения потребностей.

Таким образом, в диссертационном исследовании сделаны следующие выводы:

рассмотренные специфические особенности функционирования предприятий инженерно-коммунального обеспечения с объективной реальностью свидетельствуют о том, что они являются ярко выраженными субъектами естественных монополий технологического типа;

результаты анализа взаимосвязи основополагающих принципов коммунальной деятельности и рыночных механизмов свидетельствуют о глубоких системных противоречиях между ними;

коммунальная деятельность как сфера производства общественных и смешанных благ с объективной необходимостью требует соответствующего общественного (бюджетного) и частного финансирования инвестиционной деятельности;

загрузка...