Delist.ru

Организационно-экономический механизм функционирования жилищно-коммунального комплекса региона (10.09.2007)

Автор: Останина София Шамильевна

- материальный характер услуг

- конкуренто-способные услуги - муниципальные предприятия

- индивидуальные предприниматели

- акционерные общества

- малое предпринимательство

- регулирование отношений со стороны муниципальных властей

Инфраструктура услуг социально-культурной сферы - здравоохранение

- образование

- социальная защита

- учреждения культуры и искусства

- физическая культура, спорт - нематериаль-ный характер

- псевдоинди-видуальный характер

- ограниченная конкурентоспо-собность услуг - государственные и муниципальные предприятия

- некоммерческие частные организации

- общественные орга-низации

- частные коммерческие организации

- акционерные общества

Инфраструктура услуг по обеспечению общественной безопасности - охрана общественного порядка (милиция)

- пожарная безопасность

- экологическая безопасность

- правовые органы защиты населения

- нотариат

- ликвидация последствий чрезвычайного характера - чистые общественные блага - государственные уни-тарные предприятия

- муниципальные уни-тарные предприятия

- бюджетное финанси-рование

Предлагаемая нами классификация предметов ведения представляет собой усовершенствованный вариант классификационной структуры муниципального хозяйства, имеющейся в современной экономической науке. Однако за прошедшие годы существенно изменилось как законодательство в области муниципального самоуправления, так и процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства перешел в качественно новую трансформационную фазу. При этом утверждать о том, что центр экономических забот государства и его бюджета находится в социальной сфере, у нас сегодня нет никаких оснований. Уровень эффективности управления этими сферами будет, в конечном счете, определяться тем, насколько юридически корректно проведено здесь разграничение компетенции местного самоуправления и государственной власти, координированы бюджетные связи между ними в финансировании муниципальной деятельности в указанных сферах.

В диссертации значительное место уделено основным причинам низкой эффективности и убыточности предприятий жилищно-коммунального комплекса, являющихся составной частью системы жизнеобеспечения населения муниципальных образований. В связи с чем исследование указанных проблем необходимо начинать с анализа содержания процесса управления муниципальным хозяйством, определения полномочий органов местного самоуправления в отношении муниципального хозяйства. Важнейшим условием данного процесса исследования является положение о том, что низкая эффективность функционирования жилищно-коммунального хозяйства лежит в основе низкой эффективности и несостоятельности всей системы местного самоуправления в целом.

2. Функции и роль органов местного самоуправления в организации и управлении муниципальным хозяйством

В диссертации показано, что в силу наличия в указанных видах деятельности рыночных начал и механизмов их организации экономическая политика органов местного самоуправления должна быть направлена на стимулирование частного предпринимательства в этих областях деятельности. Однако, рыночные механизмы и предполагаемая конкурентоспособность услуг сами по себе еще не гарантируют возникновения и формирования конкуренции в отраслях муниципального хозяйства. В сложившихся условиях возникает острая необходимость административных организационно-управленческих мер по формированию, например, муниципальных унитарных предприятий по предоставлению некоторых видов услуг наиболее нуждающемуся в них населению.

Однако если практически не возникает сомнений о преимуществе государственной формы собственности на объекты и сооружения коммунального хозяйства, то процесс обеспечения ресурсами предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса, по нашему глубокому убеждению, может и должен являться объектом смешанного вида деятельности или государственно-частного партнерства.

Таким образом, можно заключить, что управление прямого подчинения в процессе обеспечения ресурсами и услугами предприятий и организаций ЖКК соответствует форме чистой государственной собственности как на объект ЖКХ, так и на процесс его функционирования. Так эффективными формами государственно-частного партнерства могут стать контракты на обслуживание, аренда и различные виды концессий. Все это подтверждается продолжающейся демонополизацией ЖКК. В частности, в среднем около 16-25 % коммунальных предприятий водо-, тепло-, электроснабжения имеют частную или смешанную форму собственности, а в теплоснабжении их насчитывается почти 30%. Более того, 13% тепловых сетей и теплоисточников принадлежат частным и смешанным компаниям. Доля частных предприятий в сфере жилищно-коммунального обслуживания в среднем по стране составляет 17,3% от общего числа предприятий, оказывающих услуги в этой сфере.

Развитию государственно-частного партнерства или смешанной формы процесса реализации услуг ЖКК существенно препятствует целый ряд факторов, важнейшими среди которых являются:

высокозатратное и не эффективное состояние жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, требующее больших финансовых вложений на замену и модернизацию;

многообразие собственников жилых и нежилых помещений и необходимость выработки согласованных решений всех собственников в отношении планов модернизации и реконструкции жилья;

отсутствие институционального подхода к управлению кондоминиумами;

отсутствие механизма возмещения затрат на содержание, ремонт жилья и предоставление коммунальных услуг, устанавливаемыми органами местного самоуправления ценами и тарифами в соответствии со стандартами оплаты;

наличие льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и необеспеченность их финансирования в полном объеме;

неопределенность с источниками и объемами финансирования затрат на работы капитального характера, модернизацию и реконструкцию жилищного фонда;

отсутствие реальных договорных отношений с населением и управляющими компаниями;

конфликты имущественных прав и интересов собственников жилья с балансовой принадлежностью жилых помещений и общего имущества жилых домов.

загрузка...