Delist.ru

Организационно-экономический механизм функционирования жилищно-коммунального комплекса региона (10.09.2007)

Автор: Останина София Шамильевна

Результаты исследований отечественных ученых представлены в трудах С.Н. Абрамова, В.А. Аверченко, А.О. Александрова, А.Н. Асаула, Э.Н. Аскерова, И.В. Бабичева, Т.И. Безденежных, В.В. Бузырева, Б.С. Бушуева, Н.В. Васильева, Ю.Н. Гузова, Е.В. Егорова, В.Н. Иванова, Н.А. Илькиной, А.В. Карасева, М.И. Каменецкого, О.А. Киниченко, С.И. Круглика, Г.Ф. Кузнецова, Б.Н. Нефедова, Б.Р. Пайкина, А.М. Платонова, А.А. Подсумкова, М.В. Потапова, В.М. Серова, С.Б. Сибаева, Е.Б. Смирнова, Н.С. Тимофеева, В.С. Чекалина, И.А. Чернова, О.И. Шостака.

В большинстве представленных в настоящее время работ авторы уже рассматривают деятельность в жилищно-коммунальной сфере не как прикладную область экономических исследований, а как самостоятельное направление теоретической и практической экономической мысли. Ибо отношение к науке об экономике жилищно-коммунального комплекса, как к прикладной, ограничивает исследователей отраслевыми рамками и сужает выбор теоретических методов решения отраслевых проблем. Ведь коммунальная деятельность с точки зрения ее практического использования не вписывается ни в одну классическую схему экономической теории, что и должно быть основанием для выработки специфических принципов и механизмов ее реализации. Однако многие экономисты и политики до сих пор абсолютно убеждены в незыблемости положений классической экономической теории в сфере жилищно-коммунальной деятельности, которые не могут быть подвержены никакому сомнению. Поэтому до сих пор не существует и единой научной концепции реформирования жилищно-коммунальной сферы, комплексно охватывающей различные направления, методы оценки, критерии и факторы экономического развития отрасли.

Актуальность разработки теоретических и практических аспектов реформирования жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований, а также адаптации организационно-экономического механизма реализации экономических интересов субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг определили выбор темы настоящего исследования, а также его цель и задачи.

Цель диссертационного исследования - разработка теоретико - методологических основ и практических рекомендаций функционирования организационно-экономического механизма жилищно-коммунального комплекса региона.

Указанная цель предопределяет выбор и необходимость решения следующих исследовательских задач:

1. Представить теоретическое обоснование сущности и содержание организационно-экономического механизма функционирования жилищно-коммунального комплекса региона.

2. Определить функции и роль органов местного самоуправления в организации и управлении муниципальным хозяйством.

3. Раскрыть особенности функционирования рынков жилищных услуг и услуг инженерно-коммунального обеспечения.

4. Исследовать особенности конкуренции и конкурентных отношений на рынке услуг инженерно-коммунального обеспечения.

5. Обобщить методологические основы механизма ценообразования на услуги инженерно-коммунального обеспечения.

6. Выявить основные тенденции формирования региональной тарифной политики на услуги жилищно-коммунального комплекса, разработать методику формирования экономически обоснованных тарифов на услуги жилищно-коммунального комплекса

7. Предложить методику эластичного пропорционального распределения коммунальных платежей в тарифной политике жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан.

8. Разработать рекомендации по реформированию и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на основе нового организационно-экономического механизма.

Предметом исследования выступают социально-экономические отношения, возникающие по поводу реализации организационно-экономического механизма реформирования жилищно-коммунального комплекса региона.

Объектом исследования являются предприятия и организации жилищно-коммунального комплекса региона, а также деятельность органов местного самоуправления по повышению эффективности их функционирования.

Методологической основой исследования являются общенаучные и частные методы познания: диалектический метод познания, обеспечивающий комплексный и объективный характер изучения, системный подход к изучению рассматриваемых процессов и явлений, методы абстрактно-логического, сравнительно-аналитического, статистического и экономико-математического анализа.

Нормативно-правовая и информационно-эмпирическая база исследования сформирована автором на основе нормативных правовых актов: Жилищного кодекса РФ, Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ от 28 апреля 1997 года, законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», «О естественных монополиях», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «Об основах федеральной жилищной политики», Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004-2010 годы, а также указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, распоряжений, приказов различных министерств и ведомств, действующих экономических и правовых норм и других официальных документов по вопросам жилищно-коммунальной политики.

Использованы также статистические материалы развития экономики и социальной сферы РФ, ее субъектов и муниципальных образований.

Научная новизна проведенного исследования в контексте предложенного варианта заключается:

1. Раскрыто содержание организационно-экономического механизма функционирования жилищно-коммунального комплекса региона на основе уточнения классификации форм и видов его экономической компетенции в классификационной структуре муниципального хозяйства, важнейшим признаком которой, является функциональная роль или предназначение того или иного элемента в процессе удовлетворения коллективных потребностей.

2. Определены функции и роль органов местного самоуправления в организации и управлении муниципальным хозяйством, на основании чего можно заключить, что управление прямого подчинения в процессе обеспечения ресурсами и услугами предприятий и организаций ЖКК соответствует форме чистой государственной собственности как на объект ЖКХ, так и на процесс его функционирования. Это дает возможность гарантировать доступность населения к жизненно важным услугам при сохранении государственной общественной формы собственности на объекты ЖКК и привлечь частный сектор в процесс оказания услуг ЖКК, что приведет к повышению эффективности и качества функционирования всей системы.

3. Раскрыты особенности функционирования рынков жилищных услуг и услуг инженерно-коммунального обеспечения, которые составляют основу внутренних противоречий самого рынка и существенно влияют на процессы приватизации в сфере жилищно-коммунальных услуг. Процессы централизации и децентрализации, происходящие одновременно в системе инженерно-коммунального обслуживания, порождают множество противоречий, связанных с характером предприятий системы инженерно-коммунального обслуживания как естественных монополий, а с другой стороны, сильной зависимостью их от внешних обстоятельств, что существенно тормозит внедрение рыночных механизмов хозяйствования в этой сфере и привлечение частного капитала. Разрешение этих противоречий позволит вместо искусственной имитации конкурентных отношений перейти к формированию реальных конкурентных стимулов.

4. Результаты проведенного исследования особенностей конкуренции и конкурентных отношений на рынке услуг инженерно-коммунального обеспечения показывают, что жилищно-коммунальные услуги по своей сути нельзя однозначно классифицировать как конкурентоспособные или неконкурентоспособные. Они находятся на промежуточной стадии от неконкурентоспособных услуг к услугам с зарождающимися признаками конкурентоспособности, что выражается в вещественном характере услуг инженерно-коммунального обеспечения, а признаки делимости характеризуют эти услуги как частные блага.

5. Обобщены методологические основы механизма ценообразования на услуги инженерно-коммунального обеспечения, одним из основополагающих принципов которого является ориентация на средние издержки минимального уровня их значения за определенный промежуток времени. Это не влияет на объем потребления коммунальных услуг, не ведет к общественным потерям, а потребности в коммунальных услугах будут удовлетворяться на уровне полного насыщения, в котором рыночные функции ценового регулирования не действуют.

6. Выявлены основные тенденции формирования региональной тарифной политики на услуги ЖКК и сформулированы методические основы тарифного регулирования, заключающиеся в принципиально новом механизме расчета тарифов с выделением абонентской платы за обслуживание и надежность сетей, включающей постоянные затраты коммунальных предприятий и условно переменные платежи, возмещаемые коммунальным предприятиям в зависимости от объема оказанных услуг.

Разработана методика формирования экономически обоснованных двухставочных тарифов на услуги ЖКК, разделяющая систему взаиморасчетов между поставщиками и потребителями услуг на две самостоятельные подсистемы, каждая из которых должна обслуживать интересы противоположных субъектов рынка коммунальных услуг, что позволит полноценно решить проблему возмещения стоимости услуг производителям и проблему оплаты услуг потребителями.

7. Предложена методика эластичного пропорционального распределения коммунальных платежей в тарифной политике жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан, в основе которой заложено перераспределение коммунальных расходов между потребителями услуг, что позволит: обеспечить достижение, сохранение и поддержание баланса экономических интересов участников рынка услуг инженерно-коммунального обеспечения; перераспределить эффект естественной монополии внутри населения: от богатых и состоятельных семей в пользу малоимущих семей; уменьшить финансовую нагрузку на бюджеты органов местного самоуправления, связанную с обеспечением финансовой устойчивости предприятий жилищно-коммунального комплекса; создать экономические условия для формирования эффективной бюджетной политики муниципальных образований, направленной на экономическое развитие территории. Разница между стоимостью услуг по общему тарифу и расходами малоимущих семей компенсируется последними из бюджета в виде жилищных субсидий.

8. Разработаны рекомендации по реформированию и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан, включающие:

расширение государственно-частного партнерства как фактора повышения инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса путем приватизации как предприятий, так и объектов коммунального комплекса при направлении доходов, полученных от приватизации, на модернизацию основных фондов отрасли;

разработку и применение согласительного механизма взаимодействия в процессе формирования тарифов между органами государственной власти, муниципальными образованиями и частным капиталом, обеспечивающего защиту интересов участников рынка жилищно-коммунальных услуг (производителей услуг и инвесторов, в части возмещения затрат, необходимых для реализации производственной программы и обеспечения экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, и государства, в части гарантий достаточности предусмотренных бюджетных средств Республики Татарстан на предоставление мер социальной поддержки и выполнения обязательств по бесперебойному обеспечению населения коммунальными услугами);

внедрение экономической модели функционирования жилищно-коммунального комплекса с использованием персонифицированных социальных счетов граждан.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в нем обобщения и выводы способствуют расширению знания о комплексном подходе к разработке теоретических и практических аспектов организационно-экономического механизма функционирования жилищно-коммунального комплекса региона в условиях становления рыночных отношений. Исследование вышеизложенных проблем способствует раскрытию противоречий, характерных для современного этапа развития экономических отношений, позволяет федеральным, региональным и муниципальным органам власти более эффективно прогнозировать экономические процессы, обоснование подходов к выбору соответствующей политики по отношению формирования нового экономического механизма в жилищно-коммунальной сфере.

Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и результаты диссертационного исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на научных конференциях международного, всероссийского и регионального уровней.

Основные результаты исследования нашли применение при разработке в составе рабочей группы Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004 – 2010 г.г.

Результаты исследования используются в деятельности: Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, научных инженерных центров «Новые технологии», ООО «РИТЦ», строительных ООО «Строймонтажсервис», ООО «Стройтехника», ООО «Стройполимерсервис», экологических ООО «Промэкология» и эксплутационных ООО «Водоканал», что подтверждено справками о внедрении.

Публикации. Содержание и результаты диссертационного исследования достаточно полно опубликованы, в том числе в реферируемых журналах «Вестник Казанского технологического университета», «Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана», а также в виде монографий. Всего по теме диссертации опубликовано 31 работа, из них 2 монографии, 14 статей в реферируемых изданиях, общим объемом 41,2 п.л., в том числе лично написано соискателем 38,7 п.л.

Структура работы. Основная часть исследования изложена на 347 страницах, текст иллюстрирован 49 рисунками и 20 таблицами. Диссертация включает в себя введение, пять глав, заключение, библиографию из 184 источников.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

1. Сущность и основное содержание организационно-экономического механизма функционирования жилищно-коммунального комплекса региона

Формирование в отечественной экономике рыночных механизмов хозяйствования сыграло непосредственную мотивирующую роль во всем процессе реформирования экономических основ местного хозяйства и муниципальных образований. С одной стороны, только в рыночных условиях муниципальные органы власти приобретают широкую экономическую самостоятельность для развития местного хозяйства на основе принципов конкуренции, с другой стороны - развитие инфраструктуры местного хозяйства, расширение его экономической базы становится существенным вкладом в доходную часть бюджетов муниципальных образований.

загрузка...