Delist.ru

Чувственное познание и восприятие реальности окружающей действительности (10.09.2007)

Автор: Мочалов Сергей Михайлович

В контексте излагаемой проблемы реальности существования объекта в среде с точки зрения субъекта в данном случае ведущее значение придаётся наличию пространственно-временной объективной информации. Поскольку внутренняя структура образов практически не меняется, к вопросу о существовании объектов более выраженное отношение имеет принцип внешней пространственно-временной координатности. В соответствии с этим принципом варианты чувственного выражения факта временного существования могут проявляться в виде следующих: 1) объект существует в настоящее время; 2) объект не существует, но существовал в прошлом; 3) объект существовал в прошлом и существует в настоящее время; 4) объект существовал в прошлом и может появиться в будущем; 5) объект ранее был признан существовавшим в прошлом, но в дальнейшем выяснилось, что он и в прошлом не существовал.

Все эти варианты в соответствии с пространственно-временной гипотезой могут проявляться в вариациях связей образа объекта с факторами пространства и времени. Иными словами, речь идёт о концептуальной необходимости учитывать в процессе отражения наличие таких вариаций. И такое отражение диссертантом названо коммуникативным, по аналогии с уже известным понятием, используемым в литературе для выражения сути различных коммуникаций у животных, однако здесь в своем собственном смысле. Ибо общие корни любых связей между живыми существами находятся в необходимости преодоления пространственно-временных коммуникаций в окружающей среде. Именно исходя из этого, также и в основу термина, выражающего характер связи материального субстрата и факторов пространства и времени, как считает автор, должна быть заложена идея «коммуникации» или, если сказать точнее, коммуникабельности – той «первосвязи», которая предполагается самой организацией существования материи.

В четвертом параграфе четвертой главы «От понятия «внешняя пространственная координатность» к понятию «пространственно-временная коммуникабельность» сенсорного образа» приведены фрагменты собственного физиолого-психологических исследования (19941), в котором проведено моделирование у человека зрительного поиска четырехбуквенного слова среди других, расположенных в виде кругов. Выявлено, что сам процесс поиска разрешается наличием у человека информации о том, что в каком-то из кругов искомое слово существует (в каком конкретно, он не знает). Если же человек из-за невнимательности пропускает искомое слово, то повторять поиск не считает нужным (ибо, по его мнению, нельзя искать слово в пространствах, в которых его нет). Следовательно, для поиска не обязательно нужно точное указание местонахождения слова, но необходимо, чтобы существовала связь его с суммарным искомым пространством.

Это, в свою очередь, означает, что суть данного вопроса выходит за границы понятия «внешняя координатность» объекта. Дело в том, что внешняя координатность – это конкретное местонахождение объекта. Поскольку здесь данная конкретность не обязательна, а нужна лишь вообще связь объекта с фактором пространства, то такая абстрактная связь должна получать своё новое наименование.

В соответствии с выдвижением гипотезы обязательного отражения связей материи с факторами пространства и времени, диссертантом предложен термин «коммуникабельность». Он означает наличие природно заданной связи материального субстрата с факторами пространства и времени, - связи, которая в процессе восприятия реальности должна получать свое представительство (отражение) мозгом. При этом существующие объекты всегда находятся с ним в такой связи, а несуществующие находиться не могут. С учётом подобного подхода необходимо сделать соответствующее дополнение и относительно связи с фактором времени. Если объект существует в пространстве, то он существует обязательно в настоящем времени. То же самое можно сказать и в обратном смысле: если мы говорим, что объект существует в настоящем времени, то он должен существовать и в пространстве.

Следует добавить, что понятие пространственно-временная координатность позволяет продемонстрировать виды имеющейся интеграции материального субстрата с факторами пространства и времени. В частности, исходя из понятий внутренней и внешней координатности, а также из сути «коммуникабельности» сенсорных образов, эта классификация предполагает следующие виды.

Первый вид характеризует внутреннюю координатность образов объектов. Этот вид интеграции может быть назван внутриобразной интеграцией. Именно она характеризует объект, давая субъекту сведения, нужные для его опознания и понимания структуры.

В качестве второго вида интеграции следует считать тот, который может быть определен как поведенчески-реальностная интеграция. И последний - третий вид интеграции может быть назван объектно-реальностной интеграцией. Её важнейшей особенностью в соответствии с данной гипотезой, является то, что она служит объективной основой, представляя собой то самое «нечто», которое необходимо для отражения факта существования материальных объектов.

Поскольку с введением понятия «коммуникабельность» конкретность местонахождения вещи теряет смысл, то, исходя из этого, следует думать, что для выражения чувства существования объекта достаточно лишь наличие связи с пространственным фактором «вообще» (в символьной форме), наряду с временным фактором в виде символа настоящего времени.

В пятом параграфе четвертой главы «Некоторые гносеологические аспекты восприятия объектов – обоснование пространственно-временной гипотезы чувства их существования» рассмотрены некоторые гносеологические аспекты восприятия объектов, способствующие обоснованию пространственно-временной гипотезы чувства их существования.

С этой целью поставлен и рассматривается вопрос о том, отражается ли мозгом в ходе восприятия материальный субстрат отдельно или в единстве с факторами пространства и времени, с которыми он природно связан.

Достаточно подробно изложена существующая в отечественной литературе теория хронотопа (А.А. Ухтомский, И.А. Аршавский, 1991). Выдвинута гипотеза пространственно-временной природы существования материальных объектов, которая состоит в следующем. За счет наличия в указанном комплексе временной и пространственной связи, с учетом возможности их модификации, для человека возникает и возможность выражать в чувственной форме различные соотношения пространственно-временных комбинаций, типа «существование в настоящем», «существование в прошлом» и т.д. Поэтому различные варианты таких комбинаций могут являться объективной основой для выделения человеком критериев реальности существования.

Сделан вывод, что для отображения факта существования или несуществования материальных объектов необходима модификация связи, как с временным, так и с пространственным фактором.

Что касается отображения человеком существования материальных объектов в будущем времени, объяснение психологического чувства «существования в будущем» может быть сделано на основе сопряжения двух возможных хронотопов – это хронотопа, отражающего существование объекта в прошлом и отражающего его в настоящем времени. Смысл психологического чувства будущего времени у человека может выражаться в некой субъективной проекции в процессе перехода от хронотопа прошлого времени к настоящему.

В шестом параграфе четвертой главы «Чувственная модель объекта – основа для совмещения описательной и реальностной функций ощущений. Формирование «реальностного» объекта» проанализированы этапы формирования качественной определенности объекта и чувства его существования. Воспринимаемый объект первоначально представлен в виде скрытого образа - совокупности символов, которая может быть названа «моделью объекта». Содержанием её характеризуется его качественная определенность, но не представлена реальность его существования. Для создания целостной картины изображения в ней наряду с описанием структурных особенностей материального субстрата объекта, должно содержаться и описание пространственно-временных его характеристик в соответствии с существующими формами и условиями их проявления.

Вместе с наличием пространственных и временных характеристик у человека создается последующая возможность превращения объемной модели объекта в его реальностную модель. Это происходит за счет идеализации содержания модели и способности «вынесения» человеком этого содержания за пределы своего сознания. Такое «вынесение», очевидно, связано с процессом абстрагирования структурного содержания идеальной модели объекта от собственных модальностей ощущений человека1.

Здесь также применим тот принцип, который в психологической литературе используется для понимания единства отражённых пространственного и временного начал в их связи с модальными характеристиками образов отражаемых объектов. Их отношение в некотором смысле понимается как комбинация последовательности и одновременности, в результате которой могут возникать психологические варианты, создающие для человека либо некий временной гештальт (с выраженной для субъекта временнoй динамикой событий), либо некий пространственный гештальт, в котором для человека вместо динамики изменений на первый план выступает некоторая структурная представленность всего воспринимаемого целого. В результате вся целостная конструкция может быть понята человеком как некое психическое пространство.

Даны уточнения основной идеи Гельмгольца о способности человека читать символьную совокупность - ощущений. Эти дополнения касаются, прежде всего, положения о том, что изображение воспринимаемого объекта, формируемое при работе органов чувств, должно быть представлено (закодировано) посредством знаков – ощущений, возможно, на основе определенных правил «языковой» технологии. В соответствии с этим, возникающая символьная совокупность из ощущений, - это не простая их сумма, а некоторая «языковая конструкция». Вместе с тем, эту мысль здесь нужно дополнить следующим положением: запись символьной совокупности из ощущений должна содержать в себе в скрытом виде кодируемое изображение объекта также и в адекватной форме – в том виде, в каком оно было воспринято органом чувства. Поскольку эта символьная совокупность из ощущений в дальнейшем должна читаться, то здесь важно, чтобы «чтение» соответствовало тем же правилам, по которым данная совокупность исходно писалась (ибо, нельзя писать что-то на одном языке, а читать на другом).

Способность человека читать отраженную им внутреннюю конструкцию объекта состоит в умении «пройти» по межсимвольным сочетаниям, образно говоря, субстратно-пространственному «шву» идеальной конструкции.

Обобщая вышеизложенное относительно совмещения субстратной и пространственной информаций (в плане внутренней координатности образа), необходимо подчеркнуть ещё одну особенность. Она касается субстратно-пространственного шва, рассматриваемого в аспекте внутренней координатности образа. Значение его состоит в том, что он в разных случаях должен иметь свои особенные узоры. Такие узоры можно также понимать как своего рода «язык мозга», пользуясь которым человек может «прочитывать» в образах внутренние особенности отражённых объектов.

Аспект существования выявляется за счет другой – реальностной функции ощущений. Проявление этой функции осуществляется на этапе преобразования объемной модели изображения объекта в его реальностную модель. Реализация этой функции осуществляется посредством «вынесения» его содержания за пределы сознания (то есть в среду, аналогом которой является противостоящая субъекту реальность). При этом проявляется тот же универсальный механизм – чтение, хотя теперь уже «внешних» связей образа с пространственными и временными факторами, выраженными в символической форме. Образ при этом, с одной стороны, не теряет своей символьной сути, с другой, его содержание выделяется в самостоятельное целое, которое в гносеологическом смысле становится адекватным содержанию воспринятого объекта. В итоге проявляется окончательный результат - его отражение в идеальной форме и чувство уверенности в его существовании.

В Заключении показывается, что ощущения на уровне чувственного познания осуществляют две функции: описательную и реальностную.

На основе описательной функции получает отражение качественная определенность материальных объектов, начиная с их изображения присущих им пространственных характеристик, и кончая их идеальной моделью. Отображение характеристик объекта осуществляется в виде совокупности символов. Доказано, что структура, представленная этими символами, и характеризующая качественную определенность объекта, не является указателем факта его существования. Факт существования объекта доводится до сознания человека за счёт реальностной функции ощущений. Посредством её происходит преобразование объемной модели объекта в его «реальностную» модель. Процесс этого преобразования осуществляется вследствие того, что символьная совокупность, содержащая качественную определенность объекта в соответствии с представлениями Г. Гельмгольца «читается», в результате чего возникает образ объекта, который не только переживается субъектом, но им также осуществляется и «вынесение» его содержания за пределы сознания, то есть в окружающую действительность. В итоге этого процесса предмет не только объективизируется, но и переживается как реально существующий, то есть у человека проявляется уверенность в его действительном существовании в окружающем мире. В результате, в процессе познания осуществляется совмещение качественной определенности объектов с фактом их существования.

Обсуждая роль эволюции в формировании природы ощущений, диссертант подчеркивает значение «первично-чувственной» материи – адекватных раздражителей, опираясь на которые мозг в процессе восприятия формирует чувство реальности и «переносит» его на воспринимаемые объекты.

В исследовании обосновывается положение, что для идентификации такого чувства человеком используется критерий, в виде наличия в процессе восприятия некоего «объективного нечто». В качестве такого нечто могло бы быть всеобщее свойство материи быть объективной реальностью. Но, поскольку восприятие органами чувств этого наиболее общего свойства маловероятно, обосновывается гипотеза о том, что указанное объективное «нечто» представлено наличием связей образа объекта с факторами пространства и времени.

Поскольку наличие пространственных и временных связей получает отражение не только в образах восприятия, но и памяти, как продолжение ступени чувственного познания, то это позволяет человеку использовать и применительно к ним аналогичные, хотя и по иному проявляемые критерии реальности существования материальных объектов. Таким образом, оба критерия, лежащих в основе оценочной функции человека, имеют объективную опору в структуре чувственных образов и образов памяти.

В частности, критерий реальности существования объектов, используемый человеком в процессе восприятия, соответствует принципу бессознательного умозаключения (Гельмгольц). При оценке существования или несуществования объектов, ранее отображенных в образах памяти, используемые человеком критерии реальности, требуют дополнительной информации из окружающего мира.

Для пространственно-временной характеристики материи с позиций её качественной определенности и факта её с существования в диссертации разработано понятие «координатность», с подразделением её на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя – это форма, внутренние размеры и особенности структур объектов. Внешняя – положение объекта среди других.

Выявлено, что факт существования материальных объектов непосредственно связан с понятием внешней координатности объектов и с производным от него понятием «пространственно-временная коммуникабельность».

Предполагается (в виде гипотезы), что процесс познания внешнего мира осуществляется посредством анализа информации в виде «чтения» человеком (в соответствии с взглядами Г. Гельмгольца) символьных сочетаний, возникающих на стыке между субстратными и пространственно-временными символами по ходу восприятия и отображения в памяти материальных объектов. При этом сама символическая природа образов не может препятствовать познанию мира человеком.

В качестве обобщения представленного в работе теоретико-логического анализа данных обосновано наличие рабоче-организационной формы познания, представленной спецификой конструкции тройственной коммуникации: образ вещи – пространственный – временной факторы. Варианты существования или несуществования вещей в прошлом, настоящем и будущем при этом получают объяснение посредством модификаций временной и пространственной связей в системе указанной тройственной коммуникации.

Исходя из связи качественной определенности вещи и уверенности человека в её существовании, подчеркивается необходимость наличия единой рабоче-организационной формы процесса познания. В её рамках познание включает в себя три этапа. Первый из них - начало познания. Это – исходные представления о вещи, которая человеком обязательно понимается и как существующая. Второй - этап получения новых знаний о вещи и осмысление её новой качественной определенности. На этом этапе познание как раз и встречается с той трудностью, что перед человеком возникает существенный вопрос: считать ли вещь в новом качестве существующей или нет? А это значит выяснить: сохранять ли связь образа вещи с «нечто», являющимся опорой для проявления чувства «веры», - и в этом случае с позиций человека она существует; или же не сохранять и, следовательно, она не существует. Значение данного этапа в процессе познания состоит в том, что здесь должен осуществляться мозговой механизм, определяющий принятие данного решения. Результат признания или непризнания человеком существования вещи, выраженный в преобразовании данной связи, должен пониматься в качестве завершающего - третьего этапа познания.

Говоря о значении вклада данной работы в теорию познания, автор останавливается на проблеме вторичного выявления (выделения) мозгом свойств и качеств ранее отраженных объектов в описательной форме.

Исходным материалом для работы человека над выделением соответствующих свойств могут быть идеальные модели объектов.

И, наконец, определяются перспективы работы для развития теории познания в целом, имея в виду возможность распространения полученных представлений на рациональный уровень.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Понимание целостного отражения мозгом на основе принципа отражения «различий по спектру» // Вестник АМН СССР, № 5. 1975.- С. 53-58.

Отображательное начало рефлекса – существенный элемент в понимании основ рефлекторной регуляции функций организма // Регуляция вегетативных и соматических функций в организме человека и животных. Тез. докл. VIII Уральской конференции физиологов. - Уфа, 1977, - С. 34-36.

Некоторые аспекты взаимосвязи принципов теории отражения с философскими основами концепции системогенеза // Всесоюзная конф.: Философские и социальные аспекты взаимодействия современной биологии и медицины. - М. 1982. - С. 76-77. (в соавт. с Исмагиловым Г.С. и Кальметьевым А.Х.).

Исследование взаимосвязей некоторых функциональных аспектов системогенеза с принципами теории отражения, их использование в научных исследованиях и преподавании // Методические рекомендации «Современные проблемы интенсификации научных исследований и преподавания физиологии человека и животных». - М.: 1988. - С. 26-29.

загрузка...