Чувственное познание и восприятие реальности окружающей действительности (10.09.2007)
Автор: Мочалов Сергей Михайлович
- анализ становления знаковой природы модальностей ощущений в процессе эволюции и их зависимости от адекватных воздействий; конкретизация соотношения знаковой и адекватной форм восприятия реальности объектов; - уточнение конкретного содержания воспринимаемой реальности посредством её деления на непосредственно воспринимаемую (отдельным ощущением) и опосредованно (совокупностью ощущений). - выяснение путей предоставления ощущениями субъекту главных сторон реальности объектов: их качественной определенности и формирования уверенности в их существовании. Цель исследования – создание концепции, объясняющей, каким образом в сознании человека совмещается качественная определенность воспринимаемых объектов с чувством их существования. При постановке цели мы исходим из того принципа, что происхождение «веры» с самого начала связано с наличием в процессе восприятия чего-то объективного, на которое человек должен опираться при формировании чувства существования воспринимаемого объекта. Такой принцип в работе рассматривается как принцип реальности. Для реализации поставленной цели в аспектах понимания формирования качественной определенности вещи, и происхождения «веры» в её существование в работе ставятся и решаются задачи: В аспекте качественной определенности вещи: уточнение соотношения в ощущениях образно-адекватной и символической форм отражения; использование идеи «отражения по соответствию» для понимания эволюционно-генетического формирования знаково-упорядоченной системы, необходимой для адекватного описания объектных реальностей; установление факта использования мозгом описательной функции посредством ощущений; установление факта базирования описательной роли ощущений на использовании мозгом адекватных раздражителей; разработка новых понятий о внутренней и внешней координатностях материи; создание гипотезы субстратно-пространственно-временного отражения; В аспекте принципа реальности: выяснение структуры и определение критериев принципа реальности; выявление наличия у человека чувственного выражения в форме «ощущения реальности» факта существования объектов; использование понятия идеального для выяснения происхождения чувственного выражения факта существования материальных объектов; создание нового подхода к пониманию принципов познавательных процессов на основе совмещения в соответствующих образах субстратной и пространственно-временной информаций (в виде разнообразия формируемых идеальных межсимвольных связей). Новизна исследования: 1. В диссертации на обширном историко-философском, психологическом и естественнонаучном материале выделены две функции ощущений: описательная и реальностная, посредством которых воспринимаются качественная определенность предметов и проявляется реальность их существования. 2. Реальностная функция обеспечивает человеку уверенность в существовании воспринимаемого, которая в истории философии понималась как «вера» (Платон, Аристотель, Д.Юм; и др.). 3. Исходя из наличия указанных функций ощущений, раскрыто соотношение понятий: ощущение – знак (символ) отдельного качества вещи, – совокупность ощущений (символов) – чувственная модель вещи, характеризующая её целостное изображение, – объемная идеальная модель вещи, в которой представлена в виде символов её качественная определенность благодаря отображению пространственных и временных факторов, – формирование образа вещи в идеальной форме. 4. Сущность концепции состоит в том, что совокупность ощущений как знаков, характеризующая качественную определенность вещи, «читается» (по Г. Гельмгольцу), в результате чего из неё выделяется образ вещи, содержание которого за счёт реальностной функции выносится субъектом за пределы сознания, то есть в объективный мир, при этом проявляется уверенность в существовании вещи. 5. В соответствии с изложенным выше, образ вещи – это «прочитанная» модель, он возникает посредством установления субъектом связи его с факторами пространства и времени. 6. Отображение человеком связи материального субстрата вещи с пространственными характеристиками её внутренних элементов осуществляется в соответствии с их внутренней координатностью. Отражение внешних связей образа вещи с факторами пространства-времени, позволяющими отобразить положение вещи – осуществляется в соответствии с его внешней координатностью. Отображение же факта пространственно-временного существования вещи осуществляется в соответствии с понятием «пространственно-временная коммуникабельность» образа вещи. 7. Выявление внутренних связей образа вещи и пространственных факторов осуществляется субъектом на основе «чтения» межсимвольных сочетаний («швов» и их «узоров»); выявление же факта существования вещи – посредством «чтения» особенностей состояния внешних связей факторов пространства и времени с образом вещи. 8. В соответствии с двумя отмеченными функциями ощущений: описательной и реальностной, процесс познания осуществляется в рамках его рабоче-организационной формы, посредством которой обеспечивается, с одной стороны, постоянное углубление представлений о качественной определенности вещи, с другой – целенаправленное сохранение «веры» в её существование в новом качестве и их связь между собой. На защиту выносятся следующие положения: Непосредственно воспринимаемой органами чувств человека реальностью окружающей действительности является реальность адекватных раздражителей. В ходе эволюции живых существ, возникающие на основе этих воздействий ощущения, становятся инструментом описания предметной реальности (описательная функция ощущений). Предметная реальность получает свое представительство в психической реальности человека в форме знакового отражения: совокупности знаков-ощущений (Гельмгольц). В адекватной же форме эта реальность первоначально представлена лишь как возможность. Посредством ощущений–знаков получает описание качественная определенность предметов, которая сама по себе не содержит какого-либо «указания» человеку на факт их существования. Соответственно функция ощущений, обеспечивающая чувство существования воспринимаемых объектов, должна быть названа реальностной функцией. Процесс чувственного познания может быть представлен в виде следующей последовательности: формирующаяся в процессе восприятия символьная совокупность из ощущений, содержащая качественную определенность объекта (с наличием пространственно-временных его характеристик) «читается», в результате чего формируется образ объекта, который выносится субъектом за пределы сознания, то есть в окружающую действительность. Одновременно проявляется чувство его реального существования. Различные впечатления пространственно-временного существования материального объекта (его внутренних структур), как и пространственного положения среди других объектов, получают адекватное обоснование посредством привлечения принципов «противополагание», «наблюдаемость» и «идеальность» образов, что непосредственно связано с понятиями о пространственно-временной координатности материальных объектов и их пространственно-временной коммуникабельности. Выполнение указанных функций ощущений: описательной и реальностной указывает на наличие структуры их взаимодействия, которая должна рассматриваться в качестве рабоче-организационной формы процесса чувственного познания. Суть её состоит в том, что каждый новый шаг в более глубоком познании качественной определенности объекта требует повторной «увязки» с признанием объекта реально существующим. Рабочим инструментом данной «увязки» является универсальный механизм процесса «чтения» (по Гельмгольцу) взаимосвязей межсимвольных сочетаний модели объекта - разновидностей связей между субстратными, пространственными и временными символами. Реализация такого механизма может рассматриваться как осуществление критериев реальности в ходе бессознательного умозаключения (по Гельмгольцу) с чувственным выражением существования объекта. Теоретическая значимость. Важное теоретико-познавательное значение имеет положение о том, что в основе чувственного познания находятся два начала: познание качественной определенности вещей и их объективная реальность дает возможность исследовать этот уровень познания как сложное системное образование. Разработанная автором концепция позволяет понять единство знаковой (символической) и образно-адекватной составляющих чувственного познания. Принципиально важное значение для понимания сути чувственного познания имеет раскрытие взаимоотношений и внутренней логической связи понятий: ощущение – знак отдельного качества вещи - совокупность ощущений – чувственная модель вещи – объемная идеальная модель вещи – формирование образа вещи в идеальной форме. Определенное значение для понимания гносеологических особенностей чувственного познания имеет разработанная автором (в соответствие с представлениями Гельмгольца) идея «прочтения» значения символов для возникновения образа вещи в сознании. Основные положения диссертационного исследования дают возможность по-новому подойти к проблеме идеального на уровне чувственного познания. Практическая значимость результатов исследования определяется, прежде всего, возможностями их использования в дальнейшей разработке проблемы чувственного познания, и для анализа ряда философских вопросов естествознания, в частности в возможности использования результатов работы для развития актуальных аспектов психологии, психофизиологии, физиологии поведения и др. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в практике преподавания для студентов основного учебного курса философии по темам, связанным с проблемами материи и сознания, теории познания, а также на лекциях для аспирантов, спецкурсах по философии и методологии науки, а также в преподавании психологии и физиологии высшей нервной деятельности на биологических факультетах университетов и в медицинских вузах. Апробация результатов работы. Основные идеи и положения диссертации излагались автором на: Всесоюзной конференции «Философские и социальные аспекты взаимодействия современной биологии и медицины» (Москва, 1982), на научно- и научно-практических конференциях: «Вопросы клинической и теоретической медицины (Уфа, 1983); «Актуальные проблемы физиологии, биохимии и фармакологии функциональных систем» (Уфа, 1985); «Социально-философские проблемы современной медицины и здравоохранения» (Уфа, 1988); «Единство онтологии, теории познания и логики (Уфа, 1996), на Съезде физиологов (Москва. 1994), «Всероссийской научной конференции с междунар. участием, посвящ. 150-летию со дня рождения академика И. П. Павлова» (СП-б., 1999), на методологическом семинаре «Проблема обоснования знания» (при головном совете Минобразования и науки РФ «Философия» - секция «Онтология») - (Уфа, 2004), на Юбилейной научной конференции БГУ (Уфа, 2004). Материалы работы использовались в ходе преподавания студентам и для повышения квалификации преподавателей вузов (Методические рекомендации «Современные проблемы интенсификации научных исследований и преподавания физиологии человека и животных» (Москва, 1988). Структура и объём диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, 4 глав, включающих 18 параграфов, заключения и библиографического списка. Работа изложена на 325 страницах машинописного текста, имеет 10 иллюстраций в виде рисунков, список литературы включает 242 наименования. Содержание и основные положения работы: Во введении обосновывается актуальность темы исследования, показана степень её разработанности, определяются объект, предмет, цель, решаемая научная проблема и задачи исследования, характеризуется научная новизна и формулируются положения, выносимые на защиту. Даётся теоретическая и практическая значимость работы. В первой главе «Два аспекта в познании реальности: качественная определенность объектов и факт их существования» в первом параграфе «О чувстве реальности воспринимаемой действительности и его нарушении при некоторых видах психической патологии» рассматривается проблема совмещения образов воспринимаемых объектов с уверенностью и существования. При рассмотрении этого явления автор констатирует, что имеющееся у человека представление о существовании объектов возникает сразу по ходу восприятия и не связано с осознаваемыми логическими операциями. В связи с этим ставятся следующие вопросы: является ли такое представление прямым следствием восприятия, либо оно проявляется как результат какой-то неосознаваемой оценки? Если да, то не проявляется ли эта оценка в некоторой чувственной форме? И, наконец, связана ли подобная оценка с наличием в структуре восприятия «нечто объективного», опираясь на которое человек способен формировать уверенность в существовании воспринимаемого? Для ответа на эти вопросы анализируется понятие «чувственная данность». Прежде всего, автор останавливается на тех ранних психологических работах конца XIX - начала ХХ века, в которых её рассмотрение дается с двух позиций: объективности содержания воспринимаемого и проявления чувства его реальности. Далее рассматриваются такие фундаментальные свойства живой материи, как раздражимость, возбудимость, переживаемость и чувственность (ощущения). Показано, что восприятие реальности имеет чувственный характер, оно проявляется в виде «чувства реальности» окружающей действительности. Приводятся данные психиатрической клиники, свидетельствующие о том, что нарушение этого чувства наблюдается при симптомах так называемой дереализации. При этом больные в основном правильно оценивают качественные характеристики объектов, но они представляются им чуждыми, несуществующими в том виде, какими они были до болезни, нереальными. С учетом такого фундаментального свойства живой матери как «переживаемость» можно считать, что чувство реальности зависит не только от объективности воспринимаемого, но и от воспринимающего его субъекта. |