Delist.ru

Чувственное познание и восприятие реальности окружающей действительности (10.09.2007)

Автор: Мочалов Сергей Михайлович

МОЧАЛОВ Сергей Михайлович

Чувственное познание и восприятие реальности

окружающей действительности

09.00.01 – Онтология и теория познания

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора философских наук

Москва - 2007

Диссертация выполнена на кафедре философии Современной гуманитарной академии и на кафедре истории философии и науки Башкирского государственного университета

Научные консультанты: - доктор философских наук, профессор

Г.Х. Шингаров

- доктор философских наук, профессор

Д.А. Нуриев

Официальные оппоненты: - доктор философских наук, профессор

Д.И. Дубровский

- доктор философских наук, профессор

В.М. Федоров

- доктор философских наук, профессор

Е.В. Мареева

Ведущая организация: Тюменская государственная

медицинская академия

Защита состоится « 26 » декабря 2007 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета ДМ 521.003.01 при Современной гуманитарной академии по адресу: 115114 Москва, ул. Кожевническая, д.3, ауд. 410.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке СГА по адресу: 109029 Москва, ул. Нижегородская, д.32

Автореферат разослан «____» ____________________ 200_ г.

Ученый секретарь

диссертационного совета: В.Г. Голобоков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность диссертационного исследования. При разработке философских аспектов теории познания исследователям, начиная с античного периода, приходилось сталкиваться с двумя сторонами познаваемой реальности: качественной определенностью вещей и фактом их существования. Обе эти стороны, как явствует из истории философии, на протяжении длительного времени рассматривались параллельно, хотя при этом наибольшее внимание уделялось вопросу о качественной характеристике вещи.

Многие философы часто рассматривали получаемые на чувственном уровне знания о качествах вещи лишь как «мнение», поскольку характеризовали их как знания неустойчивые, неполные, текучие и т.д. Более твердые знания, приобретаются посредством ума. В трудах философов Нового времени значение этих путей для обретения знаний (чувственный и рациональный) получает всё большее осмысление. Возникает представление о том, что познание идёт от общего к частному, от «абстрактного к конкретному», от незнания к знанию.

Однако в философских работах прошлого, начиная с античного периода, прослеживается и другая тенденция, состоящая в осознании того факта, что люди к воспринимаемым вещам всегда относятся как к реально существующим. Первоначально этот факт специально исследователями не подчеркивался, ? он как бы неявно присутствовал в их сознании. Поэтому, можно сказать, что в философских взглядах и само выделение этого факта носило лишь стихийный характер. В осмысленном понимании в философских работах он получает наименование «веры» (Платон1, Аристотель2). «Вера» - это явление, суть которого выражается в наличии у людей твердой уверенности в существовании воспринимаемых вещей, предметов, объектов.

Лишь в более позднее время обе из названных тенденций: рассмотрение качественной определенности вещей и их существования в прямой взаимосвязи получает в работах некоторых мыслителей. Такое освещение имеет свое представительство в работах Гегеля. Значение же «веры» особенно обстоятельно рассматривается Юмом Д., который связывал её происхождение с привычкой человека наблюдать определенные последовательности событий. Несмотря на то, что явление «веры» находило признание и в диалектическом материализме, взаимосвязь названных тенденций в материалистической философии до настоящего времени специально не рассматривалась.

Хотя явление «веры» в том виде, в каком оно находит свое понимание в философских работах прошлого, затрагивает аспект существования материальных объектов, в основном, применительно к процессу их восприятия и связанному с ним обращению человека к образам памяти, тем не менее, сфера проявления «веры» не ограничивается только этим фактом.

В философском плане главным является непосредственное участие «веры» в процессе познания. Здесь мы обращаем внимание читателя на одно существенное обстоятельство: это участие определяется тем, что «вера» у человека уже изначально определяет его позицию к окружающим вещам, предметам, объектам, как существующим вне него. С этой «веры» фактически и начинается познание сущности вещей и объектов. Вместе с тем в процессе познания человек исходит и из их качественной определенности. Это значит, что структура познания сложна и противоречива: с одной стороны в познании должно происходить изменение представлений о качественной определенности объектов, с другой, очевидно, должна существовать некоторая граница, за которой изменение этой определенности становится несовместимым с пониманием существования вещи в своем прежнем качестве. В результате в сознании познающего новые представления о вещи могут исчерпать понятие её существования в прежнем виде. Поэтому для познающего человека вещь, представляемая им в новом качестве, может существовать лишь как иная. Из сказанного следует, что, хотя и происходит сохранение «веры» относительно существования познаваемого объекта, на самом деле «механизм» этого сохранения имеет свой «скрытый» смысл. Понимание этого смысла имеет непосредственное значение не только потому, что в представлениях человека качество вещи может меняться в плане перегруппировки её элементов или структур, но и по той причине, что человек постигает более глубокие уровни их организации. Каждый следующий шаг в познании вещи может вести к новым знаниям, меняющим представления о её качественной определенности, а, следовательно, и к признанию существования её в своем новом качестве.

Природа делает эксперименты над человеком, в которых в «чистом» виде можно наблюдать параллельное существование «веры» в реальности воспринимаемого внешнего мира и его качественного определения. Это так называемая дереализация и галлюцинации при психических заболеваниях.

Разработанность проблемы. Обращение к литературе с целью выяснения характера и степени изученности отношений между изменением качественной определенности вещи и «верой», или уверенностью в её существовании, показывает, что этот аспект недостаточно исследуется в современной теории познания. Также не получает целенаправленного изучения в познании действительности и природа самой «веры». С естественнонаучных и философских позиций лишь в отдельных работах прошлого (Гельмгольц Г.) аспект существования вещей и его отражение человеком ставится на рассмотрение и связывается с ролью ощущений и восприятия. Гельмгольц, говоря о познании, высказывает следующие важные положения, которые в принципе могли бы считаться программными при изучении роли ощущений в познании: «Ощущения, вызываемые светом в нервном аппарате зрения, используются нами для формирования представлений о существовании, форме и положении внешних объектов»1. Как видно из изложенного, у Г.Гельмгольца аспект существования объекта стоит на первом месте, и как полагает автор, представление о его существовании обусловлено ролью ощущений.

Как известно, Гельмгольц в плане познавательных процессов придерживался знаковой природы ощущений и не считал, что она препятствует познанию. И как видно из приводимой цитаты, он полагал обусловленным ощущениями не только представление об их существовании, но и о форме и положении внешних объектов. Форма же объектов, как известно, является частью их качественной определенности. Таким образом, во взглядах Гельмгольца на природу ощущений содержатся самые главные аспекты познания, и из них выявляется наиболее важный – проблема соотношения качественной определенности вещи и факта её существования. Основываясь на основных положениях концепции Гельмгольца, мы считаем, что, при определенном её развитии, она открывает позитивные перспективы в решении указанной проблемы.

Объект исследования: Чувственное познание, его организация и взаимоотношения ощущений и восприятия.

Предмет исследования: Восприятие человеком реальности; принципы формирования на её основе качественной определенности объектов и уверенности в их существовании; выявление связи между ними.

Проблемная область исследования включает:

- исследование природы и роли ощущений в организации восприятия;

загрузка...