Методология проектирования организационных структур
Автор: Михалев Герман Семенович
Провести анализ теории и практики структурного моделирования объекта проектирования и процессных систем в проектировании организационных структур корпоративных образований. Разработать принципиальную теоретическую модель объекта проектирования корпоративного образования, удовлетворяющую условиям рефлексивно-инновационного процесса организационных изменений. Разработать концептуальный алгоритм процесса организационного проектирования, удовлетворяющий условиям обеспечения инновационности проектных решений в организационном развитии корпоративных образований. Проверить адекватность разработанных компонент методологии проектирования организационных структур в условиях конкретного инновационного структурного развития корпоративных образований. Теоретической основой исследования являлись: труды классиков экономической и управленческой науки, современных отечественных и зарубежных ученых, работающих в области менеджмента и организации производства, теории организационных изменений методологии и практики организационного проектирования, а также материалы и рекомендации научных конференций, симпозиумов, семинаров, посвященных указанной проблематике. При выполнении исследования был использован комплекс научных теорий, дисциплин и методов, относящихся к основным аспектам управления и проектирования организационно-экономическими системами: системный анализ, теория управления, теория организации, общая экономическая теория, теория инновационного типа развития, теория моделирования систем. Использованы методы анализа и синтеза, структурный анализ, методы проектного менеджмента и др. Информационную основу исследования составили материалы монографий, статей в специальных и периодических изданиях отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме, аналитические и статистические материалы о состоянии и перспективах развития корпоративного сектора, официальные материалы федеральных органов, обеспечивающих контроль и регулирование создания и функционирования корпоративных образований, данные организационных проектов ряда корпоративных образований. Основные научные результаты, выносимые автором на защиту Определены тенденции формирования российского корпоративного сектора вследствие формационных изменений систем институтов, ценностей, производственных факторов, технологий, выражающихся усложнением функциональной деятельности и увеличением активов корпоративных образований для обеспечения конкурентоспособности, информатизации, «уплощения» организационных структур и др., обуславливающих развитие адекватных методологических подходов к проектированию корпоративных образований. Обобщены основные концептуальные подходы к управлению формированием корпоративных образований в период реформационных преобразований российской экономики и оценена их применимость для инновационного развития организационных структур. Раскрыта сущность понятия «инновационность корпоративных организационных изменений» как организационного аспекта маркетинговых, технологических и воспроизводственных инноваций, и предложена их систематизация по глубине вносимых в корпоративное образование структурных изменений. Уточнено понятие «методология проектирования организационных структур корпоративных образований» как совокупность принципов, правил и норм проектной деятельности субъекта, направленной на получение прикладной детализированной модели будущей организационной структуры, и предложены для локализации предметной области и конкретизации содержательно-структурных компонент методологии типологические признаки: иерархический уровень корпораций, компоненты потенциала корпораций, стадии жизненного цикла проекта, содержательные процедуры проектирования организационных структур. Разработан концептуальный подход двухуровневого процесса проектирования организационных структур корпоративных образований, совмещающего типовые стадии процесса проектирования и фазы проектного мышления, реализующих критическую, аналитическую и преобразующую функции проектной рефлексии. Выделена совокупность исходных условий моделирования объекта проектирования, включающая вид системных связей организационной структуры и доминирующих причинно-следственных условий структурной модели корпоративного образования. Построена принципиальная теоретическая модель объекта проектирования организационных структур, отвечающая требованиям ее назначения в качестве единой методологической основы инновационного формирования корпоративного образования на основе единичного хозяйственного отношения, включающего структурные элементы: хозяйствующий субъект, объект собственности, хозяйственные противоречия и законы отношения. Разработана принципиальная модель алгоритма формирования организационной структуры корпоративного образования с заданными условиями деятельностной трансформации систем в идеальной и реальной средах, включающая ключевые логические процедуры проектной рефлексии, и отвечающая требованиям теоретического конструирования инноваций в объекте проектирования. Предложена классификация методов проектирования организационных структур корпоративных образований по типологическим признакам иерархического уровня объекта проектирования и компонентам процесса проектирования. Разработан инструментарий выбора метода из классификационных групп посредством разработанных процедурных схем управления на основе известности и предопределённости получаемого результата и ресурсной эффективности. Верифицированы компоненты методологии проектирования организационных структур в качестве теоретического и методического обеспечения для конкретных инновационных структурных изменений корпоративных образований и доведены до уровня практических расчетов и рекомендаций. Научная новизна результатов диссертационного исследования интегрально заключается в решении научной проблемы создания целостной методологической концепции проектирования организационных структур корпоративных образований, адекватной современному состоянию и развитию корпоративного сектора, включающей разработанную теоретическую модель объекта проектирования, модель деятельностной системы проектирования и обеспечивающей: а) локализацию области теоретических и прикладных знаний для использования в проекте организационной структуры корпоративного образования; б) наличие теоретических конструкций для их интерпретации в конкретных внешних и внутренних характеристиках объекта и процесса проектирования организационных структур корпоративных образований; в) целезадающую основу для координации и регулирования проектной деятельности; г) коммуникационную основу в проектной кооперации разнопрофильных специалистов. В разрезе сформулированного интегрального результата научная новизна заключается: в общесистемном и понятийном позиционировании методологии проектирования организационных структур в сфере корпоративного управления; научно-обоснованной структуризации методологии проектирования организационных структур корпоративных образований; концептуализации объекта и процесса проектирования организационных структур корпоративных образований; формализации процедур идентификации методов и стратегии проектирования организационных структур корпоративных образований; практическом подтверждении методической реализуемости и пригодности разработанных методологических инструментов проектирования организационных структур корпоративных образований. Практическая значимость исследования состоит в возможности теоретического, методологического и прикладного применения полученных результатов, выводов и обобщений работы при решении проблем организационного развития и повышении эффективности корпоративных образований. Основанные положения диссертации могут быть использованы: – в практике проектирования организационных преобразований корпоративных структур; – научных исследованиях с целью получения нового знания и дальнейшего развития теории и методологии организационного проектирования корпоративных образований; – управленческой консалтинговой практике при выработке решений, направленных на создание и развитие организационных структур корпоративных образований; – системе подготовки и переподготовки специалистов и руководителей предприятий, слушателей магистратуры, МВА; – учебном процессе для студентов экономических специальностей вузов. Апробация. Результаты исследования использованы в проектах корпоративного развития при реализации научно-исследовательской темы «Основные направления конверсии предприятий ОПК Красноярского края» (2003 г.), в концептуальном проекте развития Красноярского мультимодального транспортного узла (2004 г.), хоздоговорной темы «Анализ условий оптимизации транзакционных издержек в условиях вертикальной интеграции создания спутниковых систем» (2003–2004 гг.), госбюджетной темы «Теория и практика совершенствования механизма индивидуального воспроизводства промышленного капитала» № 0120.601625 (2004–2006 гг.) и проектов создания холдинговых структур на базе предприятий Красноярского края в рамках Федеральной программы реструктуризации отраслей ОПК. Предложения и выводы исследования были апробированы в практике организационного проектирования и организационных изменений ряда промышленных компаний, что подтверждено актами о внедрении. Основные результаты и положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на международных, всероссийских, региональных, межвузовских конференциях, в том числе международных научно-практических конференциях второго и третьего Сибирских международных авиакосмических Салонов (САКС-2003, САКС-2004); Всероссийских конференциях с международным участием – «Решетневских чтениях» (2003, 2004, 2005 гг.) и др. Авторские публикации. Содержание и результаты диссертационного исследования отражены в 34 публикациях, в том числе 4 монографиях и 7 научных публикаций в изданиях, рекомендованных ВАК. Общий объем монографий, учебных пособий и других материалов составляет более 80 п. л., из них авторский вклад составляет 40 п. л. Диссертация включает введение, пять глав и заключение. 2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность разрабатываемой проблемы, формулируются цель, задачи, объект и предмет исследования, а также его методологическая и фактологическая основы. В первой главе «Формационные особенности развития корпоративного сектора экономики Российской Федерации» исследуются тенденции формирования корпоративного сектора в процессах трансформации социально-экономической системы России, выявляются особенности концептуальных подходов к формированию корпоративных образований, анализируется инновационность структурных изменений корпораций, и обосновываются возможности и необходимость инновационного организационного развития корпоративных образований. Создание, функционирование и развитие корпоративного сектора в России связано с рядом специфических особенностей, определяющих структурное оформление и содержательное наполнение корпоративных образований. Специфика формирования корпоративных образований обусловлена, прежде всего, произошедшим в результате реформ в России формационном сдвигом общественного устройства. Так, по данным Роскомстата, из 155 тыс. предприятий промышленности России к концу 2004 года 144 тыс. предприятий являлись частными. На предприятиях частной формы собственности производилось 47,2 % промышленной продукции, а число занятых составляло 53,8 %. Доминирование частной собственности в структуре общественного капитала свидетельствует о смене способа производства. Очевидность взаимообусловленности экономической, политической, социально-культурной компонент общества и признание корпораций одним из видов общественных институтов обусловили использование в диссертации институционального подхода для анализа тенденций трансформации социально-экономической системы. В соответствии с ним выделяются следующие компоненты общественной организации: системы ценностей, институтов, ресурсов и технологий. Анализ изменений данных компонент позволил по тексту в работе выявить формационные тенденции развития корпоративного сектора России. К выделенным в работе тенденциям формирования корпоративного сектора, прежде всего, относятся следующие: – рост активов корпоративных образований для обеспечения конкурентоспособности при глобализации рынков, товаров, технологий, информаций, капиталов с одновременным сохранением монопродуктовой, в основном ресурсной, вертикально ориентированной организацией и ориентацией на сферу услуг; – сохранение ряда функций, появившихся у корпоративных образований с началом рыночных реформ из-за неразвитости финансовой и сервисной инфраструктур по видам предлагаемых финансовых, сервисных, технологических, интеллектуальных услуг для обслуживания корпораций (банковские, финансовые компании, технопарки, центры трансферта и клиринговых сделок и т. п.); |