Delist.ru

Система языкового образования в неязыковых специализированных вузах (на материале английского языка) (10.09.2007)

Автор: Мыльцева Нина Александровна

Состояние отраслей, представляющих наибольший интерес для основного профессионального профиля выпускников (определяется профилем вуза). 100

СД.06 Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом (факультетом) 72

П.00 Переводческая практика 2 - 4 нед.

И.00 Итоговая аттестация

Государственный экзамен и/или защита выпускной квалификационной работы) 2 – 4 нед.

* - Объем и конкретное содержание дисциплин ОПД.01.1 и ОПД.01.2 определяется программой, разрабатываемой вузом (факультетом).

** - Программа общего практического курса изучаемого языка разрабатывается на основе требований государственного образовательного стандарта по специальности, а также в соответствии с примерными программами по дисциплине «Иностранный язык» цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и цикла общих профессиональных дисциплин (если предусмотрено соответствующим образовательным стандартом по специальности).

*** - Объем и конкретное содержание дисциплин СД.01.1 и СД.01.2 определяется программой, разрабатываемой вузом (факультетом).

В соответствии с данными требованиями нами были разработаны методические рекомендации по проектированию учебных программ подготовки специалистов с дополнительной квалификацией «Переводчик – референт в сфере профессиональной коммуникации».

Предложенная методика проектирования включает восемь этапов проектной работы, принципиально не имеющих существенных различий с общепринятой методикой проектирования: 1). Изучение социального заказа в основной профессиональной сфере деятельности будущих специалистов на изучение иностранного языка; 2). Определение целей и задач программы, курса; 3). Определение основных подходов к обучению; 4). Отбор содержания обучения; 5). Структурирование содержания обучения; 6). Отбор методов, средств обучения, педагогических технологий; 7). Апробация программы; 8). Оценка результатов, коррекция. Авторский вклад заключается в детальной конкретизации каждого из компонентов с учетом специфики исследуемой группы вузов.

Проектирование включает методические рекомендации по осуществлению целеобразования и постановки задач языкового курса, методические требования к его структурной организации, критерии отбора учебных языковых материалов, требования к конструированию упражнений, примерную схему оценки эффективности учебной программы.

В целях решения пятой задачи настоящего исследования нами была разработана методика формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции.

В основу данной методики было положено авторское понимание структуры профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции, вследствие чего она включала в себя два взаимосвязанных компонента: коммуникативно-ориентированную методику, адаптированную нами к условиям преподавания в специализированных вузах с учетом их потребностей (прагматический профессионально-ориентированный подход к формированию структуры учебных упражнений и моделированию аутентичных учебных коммуникативных ситуаций) и коллективную авторскую методику формирования информационно-аналитической компетенции при обучении иностранному языку, разработанную на кафедре иностранных языков Академии ФСБ под руководством и при непосредственном участии автора настоящего исследования.

Понятие профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции для специализированных вузов было введено нами с учетом того, что эти вузы являются неязыковыми, и углубленное изучение иностранного языка в них имеет статус дополнительного профессионального образования.

В основе методики формирования информационно-аналитической компетенции лежит развитие важного конструкта психической деятельности человека – критического мышления.

Методика формирования информационно-аналитической компетенции включает в себя следующие виды управлений, классификация которых основана на таксономии категорий критического мышления, предложенной Б. Блумом.

1) Подготовительные упражнения, направленные на формирование у студентов определенного уровня необходимых знаний (лексических, грамматических, фактических и т.д.) по исследуемой проблеме или тематике. Это задания типа: «что Вам известно о ...», «дайте определение ...», «как трактуется это понятие в нашей культуре ...», «перечислите…», «объясните…», «назовите…», «определите, какая дополнительная информация вам нужна».

2) Упражнения на развитие понимания. В качестве таких упражнений предлагается информация с аутентичными текстами из средств массовой информации страны изучаемого языка, которая предполагает выполнение следующих групп упражнений: самостоятельное чтение и анализ текста; упражнения на формирование умения выделять главные мысли и отдельные элементы; упражнения на формирование умения переструктурировать информацию; упражнения на формирование умения находить в тексте конкретную информацию.

3) Упражнения на развитие способностей применения информации (формирование умения осознавать содержание и структуру информации; умение составить план анализа, пользоваться диаграммами, иллюстрациями, классификациями для подтверждения сделанных выводов и полученных результатов исследований).

4) Упражнения на формирование навыков критического анализа полученной информации (упражнения на формирование умения анализировать структуру и логику аргументации; упражнения на формирование умения анализировать и сравнивать информацию из разных источников, оценивать ее надежность, валидностъ, точность, достоверность, а также умение распознать мнение и определить его объективность).

5) Упражнения на умение обобщить информацию, установить связи между различными событиями или явлениями, использовать информацию для выдвижения гипотез и формулирования выводов, а также для принятия решений.

6) Упражнения на умение оценить информацию, направленные на развитие таких умений, как умение отобрать и оценить информацию, необходимую для решения проблемы, определить, насколько найденная информация опровергает или подтверждает информацию, полученную из других источников, умение сделать аргументированные выводы на основе собранной информации и имеющихся знаний.

К наиболее перспективным методам формирования критического мышления на уроках иностранного языка мы относим: индивидуальное решение проблемных задач в соответствии с предложенным алгоритмом, а также групповые методы работы, к которым мы относим решение проблемных задач в малых группах сотрудничества, метод проектов, различные виды проблемных дискуссий («мозговой штурм», круглый стол и т.д.), а также ролевые игры проблемной направленности.

Все эти методы реализованы в учебно-методических комплексах, апробированных на кафедрах Академии ФСБ РФ, МГИМО, РосНОУ.

В целях решения шестой задачи исследования были проанализированы достоинства и недостатки современных педагогических технологий, рекомендуемых учебными пособиями в качестве наиболее эффективных при обучении иностранному языку.

Главной целью системы является формирование профессионально-компетентного специалиста. На выполнение этой цели направлена методика формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции и критического мышления как одной из главных задач современного образования.

Современная парадигма образования, учитывающая стремительные темпы развития науки и техники, предполагает формирование у человека целостной картины мира, что не возможно при применении традиционных форм и методов обучения, направленных, в основном, на усвоение готовых знаний. Поэтому при выборе педагогических технологий необходимо руководствоваться теми из них, которые делают упор на методах проблемного обучения, позволяющего формировать умение в определенных ситуациях увидеть проблему, произвести поиск необходимой информации и выдвинуть возможные варианты ее решения.

С учетом целей и концепции разработанной системы языкового образования наиболее предпочтительными педагогическими технологиями являются:

1. Обучение в (малых группах) сотрудничества(е) (Д. Джонсон, Р. Джонсон, Р. Славин, С. Тоттен, Т. Силлс, А. Дигби, П. Расс и др.);

2. Метод проектов (Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик и др.);

3. Различные виды проблемных дискуссий: «мозговой штурм», круглый стол и т.д.

4. Ролевые игры проблемной направленности, метод драматизации.

Однако, отдавая предпочтение проблемным методам обучения, не следует забывать, что ни одна из технологий не является совершенной. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Различные технологии, как правило, направлены на реализацию различных педагогических целей. Оптимальное развитие методики обучения иностранному языку в вузах с углубленным изучением предмета видится нам не в поиске «правильных» педагогических технологий, а в умелом их сочетании для достижения поставленных педагогических целей.

При решении седьмой задачи исследования было отмечено, что эффективность разработанной системы обучения в специализированных вузах не может быть обеспечена без создания соответствующей целям и задачам обучения информационно-образовательной среды, которая обеспечивает формирование всех необходимых компетенций при интенсификации учебного процесса за счет увеличения доли самостоятельной поисково-аналитической деятельности обучающихся.

Вслед за Е.С. Полат, мы рассматриваем информационно - образовательную среду высшего учебного заведения через три взаимосвязанных друг с другом компонента: учебный процесс; информационно-дидактическое обеспечение учебного процесса; управление учебным процессом.

Основным принципом функционирования информационно-образовательной среды вуза является обеспечение доступа к информационно-дидактической базе всем студентам.

Информационно-дидактическое обеспечение учебного процесса имеет самостоятельную функцию, поскольку обладает существенно большими возможностями по сравнению с дидактическим обеспечением без использования информационно-коммуникационных технологий. Оно не может осуществляться без наличия справочно-консультационной службы (Интернет, интранет), медиатеки, электронной и виртуальной библиотеки, а также электронного каталога книжного фонда, образовательных чатов, on-line образовательных конференций, компьютерных учебных классов, лабораторий, читальных залов. Дополнительные формы учебного процесса предполагают разработку электронных пособий (по всем уровням и формам обучения), возможности выполнения различных видов заданий с помощью ПК, осуществления самоконтроля и др. Управление учебным процессом становится более эффективным и демократичным, т.к. основные службы вуза, методические секции преподавателей, студенческое самоуправление объединены возможностями современных технологий, и руководство вуза или факультета осуществляет более целесообразный мониторинг их деятельности.

Основные дидактические функции информационно-коммуникационных технологий и Интернета связаны с информационно-образовательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также информационными ресурсами сети, которые могут быть полезны в образовательном процессе.

К информационно-образовательным услугам можно отнести: книги, лекции, методическую литературу, газеты, журналы в мультимедийном виде на иностранных языках; обучающие и другие, имеющие отношение к педагогике, компьютерные программы; электронные библиотеки, базы данных, информационно-справочные системы. Все указанные услуги уже существуют и достаточно хорошо развиты в русскоязычном Интернете, что, однако вовсе не означает отсутствия необходимости их дальнейшего развития, совершенствования и систематизации как средств обучения.

Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности может располагаться на различных носителях информации (бумажные носители, CD-ROM, дискеты, видеокассеты, аудиокассеты) для использования в различных технологических средах (обучение face-to-face, сетевое, мультимедийное обучение). Значение электронных библиотек и медиатек для организации учебного процесса в вузе, в том числе и системы языкового образования, сложно переоценить. Благодаря информационно-коммуникационным технологиям сбора, обработки, хранения и передачи информации накапливающиеся в вузовских библиотеках информационные ресурсы становятся потенциально доступными любому студенту вуза. Выход в Интернет позволяет также пользоваться и библиотечными системами, расположенными в сети.

загрузка...