Delist.ru

Система языкового образования в неязыковых специализированных вузах (на материале английского языка) (10.09.2007)

Автор: Мыльцева Нина Александровна

Таким образом, проблема исследования обусловлена существующим противоречием между потребностью в подготовке специалистов с высоким уровнем владения иностранным языком (продвинутый уровень – В 2 по классификации Совета Европы), и отсутствием соответствующей этим потребностям разработанной системы языкового образования. В рамках реформирования образования в России на современном этапе необходимо четко определить цели обучения иностранному языку в специализированных вузах, структурировать содержание обучения, на основе разработанной концепции определить методы и средства обучения, условия реализации концепции, а также требования к разработке учебных программ.

Неразработанность единой системы языкового образования в специализированных вузах делает тему настоящего научного исследования особенно актуальной.

Степень научной разработанности темы исследования. Анализ теоретических исследований в области преподавания иностранного языка показывает, что в литературе проблемам языкового образования в специализированных вузах, обучающих иностранному языку согласно ведомственным стандартам, на сегодняшний день уделяется мало внимания.

Однако нельзя сказать, что проблема обучения иностранному языку в специализированных вузах вообще не изучалась в отечественной методике. В последние десятилетия проведен ряд исследований по обучению конкретным видам речевой деятельности в этой группе вузов, что подтверждает актуальность темы, но не решает всех имеющихся проблем.

Так, диссертационное исследование Е.И. Федотовской посвящено методам формирования критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах. Работы Л.М. Ежовой посвящены проблемам методики обучения письменному переводу общественно-политических текстов в исследуемой категории учебных заведений. Отдельным проблемам обучения иностранному языку в вузах с углубленным изучением предмета посвящены работы И.Ю. Соловьевой (возможности использования метода проектов), О.С. Виноградовой (особенности применения проблемных методов обучения) и др. Однако в этих работах при всей их новизне и практической значимости отсутствует комплексный подход к исследованию проблем изучения иностранного языка в специализированных вузах, в которых обучение ведется по ведомственным стандартам.

Существует также ряд работ, посвященных методикам обучения иностранному языку специалистов различного профиля (Астафурова Т.Н., 1997; Векшин Е.В., 1990; Лесохина Т.Б., 1995; Ломакина О.Е., 1998, 2002; Мацуева Т.М., 1993; Нейман А.А., 1987; Цибульская Е.В., 2001; Шилак Л.В. и мн. др.).

Особо необходимо отметить Школу англистики МГУ им. М.В. Ломоносова, работы которой посвящены теории и практике «языка для специальных целей» – «английский для филологов», «английский для историков», «английский для экономистов» и др. (О.С. Ахманова, С.Г. Тер–Минасова, Н.Б. Гвишиани, Т.П. Добросклонская, Т.Б. Назарова, В.В. Васильев, Р.Ф. Идзелис, С.Т. Богатырева, А.В. Мчедлишвили, А.И. Комарова, И.М. Магидова, А.П. Миньяр-Белоручева, А.Л. Назаренко, П.Стревенс, П.В.Сысоев, А.Уотерс, Р. Харрисон, Т. Хатчинсон и мн. др.). Огромным достоинством этой группы исследований в свете выделенной проблемы является четкая профессиональная направленность предлагаемых методик. «Язык для специальных целей» понимается как особая система языковых средств, объединенных тематически в соответствующей узкоспециальной сфере человеческой деятельности.

К комплексным исследованиям изучения иностранного языка в вузах с углубленным изучением предмета можно отнести работу Н.М. Громовой, посвященную лингвометодическим основам системы обучения иноязычному деловому общению. Однако данная работа направлена на изучение проблем вузов, специализирующихся на подготовке специалистов для внешнеэкономического сотрудничества, в то время как проблема специализированных вузов представляется нам значительно более широкой. Интересующая нас категория учебных заведений относится к различным министерствам и ведомствам и не может быть сведена только к вузам с внешнеэкономической направленностью. Кроме этого, работа Н.М. Громовой, затрагивая важные методические вопросы языкового образования, тем не менее, практически не затрагивает проблему юридического статуса языкового образования в специализированных вузах, к которым можно отнести и вузы с внешнеэкономической направленностью. Вопрос о юридическом статусе дополнительного языкового образования в специализированных вузах тесным образом связан с вопросами требований, предъявляемых к разработке учебных программ, определения уровня владения иностранным языком, необходимого для полноценного делового общения, и другими. В-третьих, как показывает анализ потребностей рынка труда, иноязычная коммуникативная компетенция в сфере профессиональной деятельности на сегодняшний день не может быть сведена лишь к проблеме делового общения. Требования, предъявляемые к современным специалистам, включают в себя также умение работать с информацией на иностранном языке, критически оценивать иноязычные источники, принимать взвешенные решения при ведении деловых переговоров. Вопросы формирования информационно-аналитической компетенции в данной работе также не освещены.

Действующие в настоящее время государственные стандарты и разработанные на их основе модульные программы обучения иностранному языку не удовлетворяют полностью потребности специализированных вузов, для выпускников которых иностранный язык является средством осуществления профессиональной деятельности.

Можно констатировать, что в настоящее время в современной теории и практике преподавания иностранного языка в высшей школе отсутствует научно обоснованная концепция обучения иностранному языку в вузах с углубленным изучением предмета, работающих по ведомственным стандартам (специализированных вузах). Отсутствуют комплексные, обобщающие исследования, посвященные анализу языкового образования в специализированных вузах как самостоятельной педагогической системы.

Таким образом, актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена, с одной стороны, тенденциями современного этапа развития общества и происходящими на фоне этих тенденций изменениями социальных потребностей, а, с другой – недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы обучения иностранному языку как средству осуществления профессиональной деятельности в вузах с углубленным изучением предмета, работающих по ведомственным стандартам и не имеющих в настоящее время определенного лингвистического статуса кроме как предложенного названия «специализированные вузы».

Объект исследования: процесс обучения иностранному языку студентов в специализированных вузах с целью подготовки специалистов со знанием иностранного языка.

Предмет исследования: система обучения иностранному языку в специализированных вузах.

Цель исследования: разработка современной системы языкового образования в специализированных вузах, реализующейся в условиях личностно-ориентированного обучения, при применении идей и принципов гуманистической педагогики и профессионально-ориентированного и компетентностного подходов.

В соответствии с данной целью ставятся следующие задачи:

1. Проанализировать современное состояние и перспективы развития системы языкового образования в специализированных вузах, определить стратегию совершенствования языкового образования.

2. В соответствии с политикой модернизации высшего образования в России разработать концепцию языкового образования в специализированных вузах.

3. Сформулировать цели и задачи языкового образования в специализированных вузах и спрогнозировать результат языкового образования в рамках компетентностного подхода, а также определить принципы и требования к отбору и структурированию содержания учебных программ по иностранному языку для исследуемой категории вузов в рамках личностно–ориентированного обучения.

4. Предложить методику формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции и в частности методику формирования информационно–аналитической компетенции для специализированных вузов.

5. Рассмотреть особенности отбора оптимальных педагогических технологий для проектируемой системы обучения, опирающихся на разработанную концепцию обучения и отвечающих поставленным целям и задачам.

6. Проанализировать организационно-методические возможности информационно-образовательной среды как одного из обязательных условий реализации системы языкового образования в специализированных вузах.

7. Апробировать предложенную методику на различных типах вузов с углубленным изучением иностранных языков.

Помимо указанных основных следует также решить и ряд сопутствующих задач, к которым относятся следующие:

1) представить трактовку понятий «специализированные» вузы в отличие от «вузов с углубленным изучением иностранного языка», языковая прогностическая модель выпускника с дополнительной квалификацией «Переводчик-референт в сфере профессиональной деятельности»;

2) уточнить компоненты профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для подготовки специалистов со знанием иностранного языка;

3) разработать проект примерных требований для получения выпускниками специализированных вузов дополнительной квалификации «Переводчик-референт в сфере профессиональной деятельности».

Гипотеза исследования: эффективность системы языкового образования в специализированных вузах может быть значительно повышена при условии, если:

1. Будет выработана единая стратегия развития системы языкового образования в специализированных вузах, построенная на определении их лингвистического статуса, а также места в структуре организации иноязычного образования в вузах России;

2. Будет разработана концепция языкового образования для специализированных вузов, предусматривающая взаимодополняющее использование в организации учебного процесса по иностранным языкам принципов и идей гуманистической педагогики как основы взаимодействия в процессе обучения преподавателя и студента и отборе педагогических технологий, компетентностного подхода при реализации вектора цель – результат образования, личностно–ориентированного обучения при отборе содержания образования.

3. Будут сформулированы цели и задачи языкового образования в специализированных вузах, ориентированные на результат (уровень В2), учитывающие современные потребности рынка труда в специалистах со знанием иностранного языка;

4. Вместо разрозненных ведомственных требований будут определены единые требования к отбору содержания обучения, его организации и структурированию, учитывающие разработанную концепцию, а также сформулированные цели и задачи системы языкового образования в специализированных вузах.

5. Будет разработана методика формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции для специализированных вузов, учитывающая не только требуемый уровень владения иностранным языком будущих специалистов, но и умение работать с иноязычной информацией.

6. Будут определены условия реализации учебного процесса в специализированных вузах, в основе которых должно лежать формирование единой иформационно-образовательной среды, необходимой для достижения поставленных целей обучения иностранному языку.

Методологическим основанием проводимого исследования являются теория речевой деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, А.Н. Леоньев, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.); основы психолингвистики (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, О.Л. Каменская, А.А. Леонтьев, И.М. Румянцева, В.П. Третьяков и др.), методика преподавания иностранного языка (работы И.Л. Бим, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, Р.П. Мильруд, А.А. Миролюбова, О.Г. Полякова, В.В. Сафоновой, Е.Н. Солововой и др.);

Большое значение для создания системы языкового образования в специализированных вузах имели концепции развивающего потенциала иностранного языка (И.Л. Бим, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, Р.П. Мильруд, Е.С. Полат, Г.В. Рогова,), феномена коммуникативной компетенции (Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, Е.В. Прозорова, Дж. Равен), коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку (И.Л. Бим, А.А. Вербицкий, В.П. Кузовлев, Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова, Е.И. Пассов, R. Allright, L. Bachman, М. Holliday, D. Hymes, H. Johnson, W. Littlewood, K. Morrow, J. Munby, R. Oxford, B. PattenJ. Richards, S. Savignon и мн. др.).

При разработке теоретических основ обучения иностранному языку в специализированных вузах большое значение имели исследования в области педагогической психологии (Д. Дьюи, Д. Роджерс, Дж. Браун, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, Н.Ф. Талызина и др.), педагогики (Л.В. Занков, В.А. Сластенин и др.); информатизации учебного процесса преподавания иностранного языка (Е.С. Полат, М. Моисеева, В.И. Солдаткин, С.А. Щенников); проектирования педагогических систем (Н.А. Алексеев, Э.Н. Гусинский, Б.С. Гершунский, Г.Л. Ильин, И.А. Колесникова, В.Ф. Любичева, А. П. Тряпицына и др.).

Исследования по формированию профессиональной компетентности специалиста (Б.С. Гершунский, Г.Л. Ильин, А.К. Маркова, А.М. Новиков и др.); гармонизации уровней владения иностранным языком с европейскими требованиями (С.Л. Володина, Л.А. Городецкая, Ю.Б. Казанцева, Л.М. Карацева, Ю.Б. Кузменкова, Л.Б. Полубиченко, А.А. Тельнова, И.А. Хан и др.); исследование теоретических моделей коммуникативной компетенции (Л.Ф. Бахман, И.Л. Бим, Ван Дейк, Т.А. Горева, М. Каналь, Р.П. Мильруд, В.В. Сафонова, М. Свейн, Д. Хаймз и др.); концепции построения учебно-методических комплексов по иностранному языку для специализированных вузов (А.И. Бородина, Т.М. Дридзе, Л.И. Каминская, Е.С. Полат, С.В.Титова, Т.Н. Шишкина и др.) также имели важное значение для формирования данной работы.

Методы исследования. Общенаучные: системно - структурный анализ функционирования педагогических объектов при их проектировании; логико-исторический анализ ключевых понятий; теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ и обобщение педагогического опыта; моделирование процессов и ситуаций. Эмпирические: обсервационные — прямое, косвенное и включенное наблюдение; диагностические — анкетирование, интервьюирование, тестовые задания, ранжирование; прогностические — метод экспертных оценок; педагогический эксперимент; статистические — методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, комплексным (системным) использованием различных методов, опорой на данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, использованием процедур математико-статистической обработки данных, репрезентативным объемом контрольной и экспериментальной групп исследования, а также непротиворечивостью промежуточных результатов и выводов.

Научная новизна исследования. В работе впервые разработан единый подход к организации системы языкового образования в специализированных вузах, включающий в себя:

загрузка...