Delist.ru

Система языкового образования в неязыковых специализированных вузах (на материале английского языка) (10.09.2007)

Автор: Мыльцева Нина Александровна

Мыльцева Нина Александровна

Система языкового образования

в неязыковых специализированных вузах

(на материале английского языка)

Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(иностранный язык)

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертация на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Работа выполнена на кафедре английского языка Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Академии ФСБ России

Научный консультант доктор педагогических наук, профессор

Полат Евгения Семеновна

Официальные оппоненты доктор педагогических наук

профессор Е.В. Ковалевская

доктор педагогических наук

профессор Г.В. Колосницина

доктор филологических наук

профессор В.В. Ощепкова

Ведущая организация

Российский0государственный университет дружбы народов

Защита состоится 28 февраля 2008 года в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.79 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова.

Адрес: 119992, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1–й учебный корпус, филологический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке 1–го учебного корпуса Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и на сайте ВАК России.

Автореферат разослан «______»____________2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доцент И.В. Одинцова

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Осуществляемое в последние десятилетия реформирование системы высшего профессионального образования в России учитывает перспективные тенденции мирового развития в этой сфере. В соответствии с этим меняется не только роль, но и структура образования в целом и иноязычного образования в частности. В современном мире требуются квалифицированные специалисты, владеющие иностранными языками на высоком уровне. Именно они призваны стать той интеллектуальной элитой, которая должна решать существующие и предотвращать возникающие социально-экономические проблемы, работать в интересах безопасности России, укреплять её внутреннюю стабильность и международный авторитет.

В связи с этим требования к качеству подготовки специалистов в определенной профессиональной сфере, способных осуществлять свою деятельность на иностранном языке, в системе высшего языкового образования в нашей стране постоянно повышаются.

За годы развития иноязычного образования в вузах России сложилась следующая структура его организации:

– лингвистические или педагогические вузы или факультеты, работающие в большинстве своем по государственным стандартам «Лингвистика и межкультурная коммуникация» и «Теоретическая и прикладная лингвистика» и готовящие специалистов, для которых иностранный язык является профессией;

– вузы с углубленным изучением иностранного языка, работающие по «Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» и осуществляющие языковую подготовку в объеме около 750 часов аудиторного времени (1500 часов нормативной трудоемкости);

– вузы с углубленным изучением иностранного языка, готовящие специалистов, для которых иностранный язык является средством осуществления их профессиональной деятельности, реализующие обучение иностранному языку в объеме 1300–1500 часов аудиторного времени (2200–2700 часов нормативной трудоемкости), руководствуясь при этом ведомственными нормативными документами. Это – группа вузов, возникшая в связи с возросшими потребностями рынка труда, но не имеющая юридически закрепленного лингвистического статуса и иного названия, как неязыковые специализированные вузы. Это вузы или факультеты, существующие de facto, но не de jure, так как они не имеют государственного стандарта, регламентирующего подготовку специалистов со знанием иностранного языка;

– вузы или факультеты, где иностранный язык преподается в объеме и в рамках общевузовской дисциплины, т.е. неязыковые вузы.

Особый интерес вызывают специализированные вузы, для которых ведомственными нормативами предусматривается углубленное изучение иностранного языка, поскольку в организации языкового образования в них имеет ряд проблем и противоречий.

Эти вузы занимают среднюю позицию между языковыми и неязыковыми вузами. Хотелось бы отметить, что требования к уровню подготовки по иностранным языкам в них высоки (в большинстве таких вузов – это уровень В2 по общеевропейской классификации уровней владения иностранным языком), вместе с тем, они готовят специалистов не в области иностранного языка, а в другой профессиональной сфере, где иностранный язык для них – составляющая их профессиональной компетенции.

Одной из проблем организации языкового образования в специализированных вузах, заставляющим нас выделять их в отдельную, малоизученную категорию, является отсутствие юридически оформленного языкового статуса этих вузов, и, как следствие, отсутствие для них единых государственных стандартов языкового образования.

Задаваемый практическими потребностями рынка труда высокий уровень требований к владению иностранным языком для выпускников этих вузов делает неприменимыми к ним действующие «Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», рассчитанные на достижение студентами общеевропейского А2 – В1 уровня владения языком. Необходимость овладения, прежде всего, основной профессией, и дополнительный характер языкового образования также не позволяют этим вузам работать по государственным стандартам «Лингвистика и межкультурная коммуникация» и «Теоретическая и прикладная лингвистика» и готовящие специалистов, для которых иностранный язык является профессией.

Отсутствие юридического статуса дополнительного языкового образования в таких вузах, отсутствие единых государственных стандартов для лицензирования реализуемых в них программ, отсутствие единых учебно-методических подходов к обучению студентов – будущих специалистов в области иноязычной профессиональной коммуникации, безусловно, влияют на качество языкового образования. А тот факт, что уровень В2 по общеевропейской классификации уровней владения иностранным языком на сегодняшний день не обеспечен ни одним из действующих государственных стандартов в области высшего образования, выводит затронутую в работе проблему за рамки специализированных вузов.

загрузка...