Delist.ru

Теория и методология развития региональной экономики на инновационной основе (10.09.2007)

Автор: Матвиенко Сергей Владимирович

??????g

??????денций, угрожающих единству России, на базе межрегиональной кооперации.

Переход от индустриальной к глобальной информационной экономике во всех развитых странах приводит к выделению и ускоренному развитию инновационной (научно-технической) инфраструктуры, включающей в себя учреждения, фирмы и консорциумы (временные объединения капиталов различных фирм), специализирующиеся на выявлении потребностей рынка в нововведениях, отборе соответствующих научно-исследовательских проектов, разработке и передаче технологий для освоения, информационной, финансовой и организационной поддержке этого процесса. В России до сих пор слабое формирование инновационной инфраструктуры недопустимо увеличило длительность научно-производственного цикла, что сделало неэффективным расходование значительных средств на развитие науки.

Санкт-Петербург в силу своего географического положения, роли в системе международных связей, высокого научно-образовательного и культурного потенциалов, наличия наукоемких отраслей индустрии обладает наибольшими возможностями для того, чтобы стать важнейшим инновационным центром России. В этой связи недопустима ориентация на развитие города лишь как финансово-торгового, транспортного и туристского центра.

Мировой опыт подтверждает необходимость использования многообразных организационных форм развития региональных инновационных систем. На современном этапе наиболее актуально создание и развитие маркетинговых и экспертно-консультационных фирм, информационных и вычислительных сетей, центров оценки и передачи технологий, инженерных услуг, которые можно создать без больших затрат на базе действующих НИИ с использованием части их персонала, высвобождаемой в ходе реформы науки.

Целесообразно выделить следующие принципы формирования региональной инновационной системы.

1. Инновационная деятельность на приоритетных направлениях, определяющих конкурентоспособность экономики и социальной сферы, не может основываться только на стихийном рыночном механизме и нуждается в государственном (на федеральном, региональном и местном уровне) регулировании, особенно в переходный период к постиндустриальной информационной экономике. Это объясняется большими затратами на крупномасштабные проекты модернизации экономики, которые не под силу одним только коммерческим структурам, длительными сроками окупаемости и повышенным риском, особой ролью общественных благ, производимых публичным сектором, социального, экологического и структурного эффекта, интересующего, прежде всего государство, а не частные предприятия. Для создания региональной инновационной системы необходимо законодательно закрепить минимальную долю соответствующих расходов в ВРП, механизм государственно-частного партнерства, шкалу инновационных приоритетов, социальные стандарты объема и качества услуг в области здравоохранения, образования и культуры, предоставляемых населению, а также статус научных и образовательных организаций, порядок лицензирования и аккредитации тех из них, кто претендует на поддержку местных и федеральных органов.

Рыночная и гражданская свобода не противоречат государственному регулированию, а, напротив, не могут существовать друг без друга, поскольку обеспечивают оптимальное сочетание экономической эффективности и социальной справедливости. Государственное региональное управление направлено не на развитие социального иждивенчества, а на развитие регионального социума, человеческого капитала и инновационного потенциала региона, повышение конкурентоспособности и востребованности граждан на рынке труда, их активности во всех сферах гражданского общества. Соответственно, вложения в формирование и развитие инновационной системы, включая образование, здравоохранение и культуру, представляют собой не расходы, а инвестиции, эффект которых при переходе к постиндустриальной экономике при условии управления результатами этих инвестиций намного выше, чем от вложений в материальные активы.

Как свидетельствует мировой опыт, создание региональных инновационных систем и резкое увеличение роли высоких технологий не может осуществляться, особенно в странах с переходной экономикой, без государственного содействия и регулирования как на федеральном, так и на региональном уровнях. Курс на саморегулирование и самовыживаемость НИИ, КБ и проектных организаций, лишенных в шоковом порядке государственных заказов и финансирования, привел к развалу научных школ мирового значения и необратимому падению конкурентоспособности отечественной индустрии и ее экспорта. Основой государственного регулирования формирования и развития инновационной системы в регионах, как показывает мировой опыт, должно быть не административное вмешательство, а создание региональных корпораций и фондов развития, участие местной власти в формировании инновационных программ и предприятий в качестве учредителей с передачей принадлежащих местным органам власти помещений, земельных участков и т. д.

В диссертации уточнено определение базовых категорий инновационного процесса (инновационный потенциал, уровень производства, риск и т. д.), обосновано дерево целей формирования и развития региональной инновационной системы (рис. 4). В качестве генеральной цели выделяется повышение конкурентоспособности региональной экономики, целей первого уровня – формирование региональных кластеров, системы стратегического планирования и программирования, механизма государственно-частного партнерства, девелопмента территорий, реформа образования, здравоохранения и ЖКХ, развитие малого и среднего инновационного бизнеса. Достижение этих целей обусловлено изменением структуры и качества регионального управления, улучшением делового, инвестиционного и инновационного климата, реформой межбюджетных отношений и местного самоуправления, обеспечением баланса рынка труда.

Рис. 4. Цели формирования и развития региональной инновационной системы

Инновационный потенциал региона можно определить как сбалансированный комплекс организационно-экономических и правовых условий создания, освоения и распространения эффективных направлений с учетом прогрессивного отечественного и зарубежного опыта. Инновационный потенциал региона целесообразно учитывать по межотраслевым комплексам, включая АПК, транспортный комплекс, потребительские товары и услуги, а также по этапам научно-производственного (инновационного) цикла.

Формирование инновационного климата – органическая составная часть институциональной концепции государственного регулирования. Зарубежные исследователи обращают особое внимание на связь этого климата с развитием культуры и межличностных коммуникаций в регионе и его населенных пунктах, с целенаправленным сокращением избыточной хозяйственной деятельности малоэффективных фирм и стимулированием развития новейших производств в регионах, обладающих широким кругом полномочий в области самофинансирования и управления.

Инновационный потенциал региона характеризует также инвестиционный риск – качественная характеристика политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуации, отражающая вероятность потери инвестиций и дохода от них.

Анализ современного международного опыта показывает, что основной структурной единицей постиндустриальной экономики становится межотраслевой комплекс, обслуживающий определенный сегмент национального и мирового рынка и интегрирующий НИОКР, производство промежуточных и конечных продуктов, а также оказание услуг их потребителям. Горизонтальные связи между участниками этого мезоэкономического комплекса поддерживаются с помощью трансфертных цен, логистических стандартов, закрепленных в долгосрочных формальных и неформальных соглашениях, а также общих нематериальных активов, аутсорсинга, научно-технических альянсов. На этой основе создаются региональные и межрегиональные экономические кластеры – межотраслевые цепи предприятий и организаций, создающих добавленную стоимость на базе создания инновационной системы. Региональный экономический кластер можно определить как устойчивую межотраслевую цепь предприятий и организаций, создающих добавленную стоимость на основе нововведений, включающую в себя конкурентоспособную на мировом рынке фирму-лидера, ее поставщиков, субподрядчиков и организации инновационно-образовательной, транспортно-логистической, коммуникационной, производственной, рыночной и социальной инфраструктур (рис. 5).

Рис. 5. Структура регионального экономического кластера

В постиндустриальной экономике основной структурной единицей становится межотраслевой комплекс, обслуживающий определенный сегмент национального и мирового рынка, происходит усиление взаимосвязи и взаимозависимости отраслей и отраслевых технологий на базе широкого использования результатов фундаментальных НИР. Возрастает роль производственной, инновационной, рыночной и социальной инфраструктуры – совокупности материальных средств для обеспечения потребностей всех предприятий региона, независимо от их отраслевой принадлежности, собственности, организационно-правовых форм. В итоге происходит интеграция производства промежуточных и конечного продукта, а также оказания услуг их потребителям в диверсифицированных интегрированных бизнес-группах (ИБГ).

Постиндустриальная экономика превращается в систему конкурирующих комплексов – цепочек прироста стоимости и кластеров (региональных и межрегиональных зон развития), интегрирующих первичный (добыча сырья), вторичный (обрабатывающая промышленность) и третичный сектор (сфера услуг). Эти цепочки располагают нестандартными специфическими материальными и нематериальными активами, приспособленными для удовлетворения запросов смежных звеньев цепи. Каждое звено цепи теснее связано со смежными звеньями, относящимися к другой отрасли и подотрасли, чем с другими производителями в своей отрасли.

В диссертации исследована структура региональных кластеров, включающих в себя лидирующую компанию, ее поставщиков и субподрядчиков, инфраструктурные и управляющие организации, к которым отнесены органы власти и гражданского общества, корпорации и фонды развития, логистические центры и управление ОЭЗ. Обобщен мировой опыт превращения региональных кластеров в основное звено ассоциативной инновационной экономики. Основными задачами их формирования и развития являются определение круга приоритетных для региона отраслей, выделение и поддержка лидирующей компании, создание сети поставщиков и потребителей в регионе и за его пределами, в том числе в зарубежных странах, создание логистической системы, региональной инновационной инфраструктуры, корпораций и фондов развития инноваций и передачи технологий, технико-внедренческих зон.

Выявлены проблемы и обоснованы пути создания кластеров в регионах СЗФО, круг отраслей, обладающих соответствующим потенциалом (судостроение, информатика и телекоммуникации, лесопромышленный, металлургический, медицинский, транспортный комплекс, энергетическое и транспортное машиностроение).

2. Необходимым условием создания региональных инновационных систем является развитие стратегического инновационного планирования и программирования, в котором особая роль отводится управлению знаниями, институциональными изменениями и согласованием экономических интересов действующих в регионе хозяйственных субъектов. Анализ опыта регионального планирования в России, в частности, негативного опыта конверсии 90-х гг. XX в., опыта управления научно-производственным комплексом Москвы и создания системы социальных стандартов в качестве базы среднесрочного программирования в Санкт-Петербурге, позволил уточнить содержание и структуру региональных инновационных программ.

Региональную инновационную программу как часть комплексной программы социально-экономического развития региона можно определить как комплекс маркетинговых, научно-исследовательских, проектных, конструк-торских, технологических, строительных, производственных, институциональ-но-организационных и финансово-хозяйственных мероприятий (работ), увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, направленных на решение приоритетной задачи развития региона и имеющих единого заказчика в лице местных органов власти или уполномоченных ими органов.

К числу принципов их разработки отнесены: четкое установление конечной и промежуточных целей программы, включение в ее состав всех этапов инновационного цикла, организацию мониторинга хода реализации программы на основе создания системы индикаторов и региональной информационной системы с соответствующей базой данных; определение функций государственного заказчика, разработчиков, исполнителей программы и управляющей компании, а также объектов и методов управления инновационным развитием региона; типизация структуры и процедуры разработки и реализации программы; создание исполнительной дирекции, которой передаются в доверительное управление активы, а также полномочия и возлагается ответственность за реализацию программы.

Глава 3. Методы и формы финансового обеспечения региональных инновационных систем на постиндустриальной экономической фазе

В диссертации представлена схема организации финансовой поддержки региональной инновационной системы, уточнены функции ее заказчиков (региональных органов власти), инвесторов (инновационные и инвестиционные фонды, консорциумы и альянсы фирм), исполнителей проектов, управляющих компаний, инфраструктурных организаций, представительств федеральных служб. Финансовое обеспечение формирования инновационной системы не может базироваться на одном источнике – государственном или частном, поскольку бюджетное финансирование не создает подлинной заинтересованности хозяйственных субъектов в окупаемости вложений, а частный капитал, особенно в российских условиях, не склонен к инвестициям с высоким технологическим, коммерческим и политическим риском с длительным сроком окупаемости и жесткой зарубежной конкуренцией. Организационная схема финансовой поддержки региональной инновационной системы представлена на рис. 6.

Рис. 6. Организационная схема финансовой поддержки региональной инновационной системы

В новых условиях необходимо разделение функций:

1) заказчика (региональная корпорация развития, выдающая заказ по решению исполнительной власти на основе перечня приоритетов, утвержденных Законодательным собранием);

2) уполномоченного банка реконструкции и развития, аккумулирующего средства на специальном счете и контролирующего их использование и возврат; 3) генерального подрядчика – крупной компании или специально созданного консорциума с участием частных, государственных и иностранных фирм, который отвечает за маркетинг, реализацию конечных результатов программы, подбор и координацию действий исполнителей;

4) субподрядчиков – НТО и предприятий, получающих заказ на основе конкурса (подрядных торгов);

5) страховых, лизинговых, ипотечных, факторинговых, инвестиционных и других фондов, компаний, банков и т. д.

Особое внимание уделено роли муниципальных банков и корпораций развития, а также региональных банков и резервной системы защиты инвестиций в мобилизации источников финансирования инновационной системы и контроле за их эффективным использованием, обобщен мировой опыт в этой области (ипотечное кредитование, ипотека соучастия и нарастающая ипотека, финансовый и возвратный лизинг).

Исследовано соотношение планирования, финансирования, стимулирования (налогового, амортизационного, кредитного, субвенционного) и организации в системе региональной поддержки инновационной деятельности. Система поддержки инновационной деятельности в регионе не сводится к финансированию, а финансирование – к бюджетным вложениям (рис. 7).

Государственно-частное партнерство – совместное финансирование, страхование, стимулирование и управление реализацией ИП с использованием его результатов на базе концессии – рассматривается в качестве основы финансового обеспечения инновационной системы.

В качестве принципов этого партнерства выдвигается пропорциональность участия, разделение объектов государственных (инфраструктура и нематериальные активы) и частных вложений (основные и оборотные активы), концессионный характер управления активами, создание совета по управлению приоритетными проектами в регионе с участием деловых кругов и гражданского общества.

В качестве условий эффективного партнерства выступает повышение качества регионального инвестиционного менеджмента, создание правового механизма передачи и защиты интеллектуальной собственности, налоговое и организационное стимулирование инновационного спроса и предложения, создание единого кадастра недвижимости, промышленных прав и налогоплательщиков, реформа межбюджетных отношений.

Рис. 7. Система поддержки инновационной деятельности в регионе

Венчурное финансирование – вложение средств крупных компаний, банков, страховых, пенсионных и инвестиционных и других фондов, частных лиц и государства в новый, расширяющийся на новой технологической основе или модернизируемый бизнес является важнейшим средством финансового обеспечения инновационной системы. Финансирование на основе долевого участия, на длительный срок, с доходом за счет роста капитализации конвертируемых ценных бумаг, с предоставлением информационных и финансовых услуг, как показал анализ мирового опыта, наиболее соответствует природе инновационных вложений с повышенным риском.

К числу новых тенденций развития венчурного бизнеса относится превращение венчурных фондов в публичные компании с участием государства, увеличение роли региональных фондов, корпоративного венчура, институциональных инвесторов, вложений не только в новый, но и в развивающийся средний бизнес в приоритетных отраслях, прежде всего, в программное обеспечение, информационные, биоинженерные, медицинские, микро- и нанотехнологии, альтернативную энергетику и энергосбережение.

Анализ доходности венчурных фондов показал, что она зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла и качества управления. В России до сих пор преобладали зарубежные венчурные фонды, которые инвестируют в основном мелкий бизнес, не конкурирующий на мировом рынке. Главная проблема здесь связана с нехваткой всесторонне обоснованных инновационных проектов (ИП).

загрузка...