Delist.ru

Современная концепция и модель развития высшего профессионального образования в условиях малого города (10.09.2007)

Автор: Кузнецов Василий Федорович

профессионально значимых качеств личности.

Анализ результатов профессионального обучения будущих

специалистов осуществлялся по четырехуровневой системе

усвоения опыта ВП. Беспалько (1 уровень — узнавание, II уровень —

воспроизведение, III — применение, IV уровень — творчество.

При реализации мониторинга качества профессионального обучения

исследовались показатели промежуточной и итоговой аттестации студентов

по блокам дисциплин (естественно-научные, общепрофессиональные,

частнопрофессиональные). В табл. 3 представлены обобщенные показатели качества результата процесса профессионального обучения.

Таблица 3

Итоги качественного анализа результатов профессионального обучения студентов в вузе

Качественные характеристики результатов профессионального обучения Количество студентов с тем или иным уровнем обученности (%)

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Уровни обученности студентов I 51,1 40,2 32,1 19,4 8,1

II 33,2 36 34 27 20,2

III 10,2 14,2 23,3 33,6 47,2

IV 5,5 9,6 10,6 20,0 24,5

В 2007 г. было проведено анкетирование родителей студентов филиала, обучающихся по очной форме.

Результаты опроса после обработки материалов представлены на рис. 8, 9, 10. Результаты показывают, что наиболее значимым фактором важности и необходимости высшего профессионального образования родители студентов (жители малого города области) считают открывающиеся большие возможности молодого человека в трудоустройстве (рис. 8). Однако уже на второе по значению место родители поставили повышение культурного уровня молодого человека. Для г. Похвистнево, в котором администрация города уделяет большое внимание развитию культурной жизни, этот приоритет не случаен.

Как следует из рис. 9, наиболее значимым фактором, повлиявшим на выбор учебного заведения, является финансовая обеспеченность семьи. По оценке родителей, стоимость платного обучения в своем малом городе с проживанием в семье ниже, чем стоимость «бесплатного» обучения на

Рис. 8 Оценка важности высшего образования:

I – обеспечит большую возможность в трудоустройстве; II – повысит культурный уровень сына (дочери); III – обеспечит возможность получения большей зарплаты; IV – повысит уверенность в «завтрашнем дне»; V – обеспечит лучшее понимание современного мира; а – оценка фактора родителями студентов, характерной чертой которых является высокая степень самостоятельности; б – то же, средняя степень; в – то же, низкая степень; ср – общие усредненные значения.

Рис. 9. Оценка степени влияния факторов на выбор вуза

1 – меньшие финансовые расходы по сравнению с обучением в г. Самаре; 2 – возможность проживания сына (дочери) в домашних условиях, в семье; 3 – возможность постоянного контроля за обучением; 4 – последующее трудоустройство в г. Похвистнево и прилегающих районах; 5 – невозможность выезда в г. Самару по состоянию здоровья или семейным обстоятельствам.

бюджетных местах в центральном городе региона. На рис.10 представлена диаграмма оценки родителями влияния результатов работы «Открытого института» на г. Похвистнево и прилегающие районы.

Рис. 10 Оценка влияния результатов работы филиала вуза

1 – развитие экономики города и района; 2 –повышение культурного уровня жителей; 3 – повышение уровня благосостояния; 4 – снижение уровня преступности.

Наиболее важным ожидаемым результатом родители считают, что подготовка и выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием приведет к развитию отраслей экономики малого города. Следующим по значению фактором вновь указывается повышение культурного уровня жителей.

Таким образом, результаты мониторинга качества профессионального обучения студентов свидетельствуют о том, что в регионально-образовательном комплексе на базе «Открытого института» реализован

механизм обеспечения организаций производственной, экономической и социальной сфер малого города кадрами, удовлетворяющими требованиям работодателей в отношении готовности студентов к профессионально-трудовой деятельности. Социальная значимость образовательной деятельности «Открытого института» определяется тем, что сформированный комплексный механизм управления кадровым потенциалом позволяет достигать динамического равновесия спроса и предложения кадров на рынке труда, значительно снизить риск невостребованности выпускников учреждений высшего профессионального образования на рынке труда, привести номенклатуру профессий и специальностей региональной системы профессионального образования и соотношение числа выпускников разных уровней образования в соответствие со структурой спроса, повысить профессиональную, психологическую, социальную готовность выпускников к профессионально-трудовой деятельности с учётом требований работодателей.

Основные выводы и результаты

Проведенная опытно-экспериментальная апробация результатов исследования по проектированию и реализации системы совершенствования высшего профессионального образования в условиях малого города подтверждает правильность выдвинутой гипотезы, верность ее концептуальных положений и позволяет сделать следующие выводы, раскрывающие положения, выносимые на защиту.

1. Анализ состояния тенденции развития высшего профессионального образования малых городов России, а также особенности формирования кадрового потенциала с учётом многоотраслевого характера развития территориального пространства малого города диктуют необходимость учёта специфики социально-трудовых отношений на уровне малого города, динамики изменений показателей инновационного развития региона.

2. С учётом анализа психолого-педагогической литературы и исследований по проблеме регионализации образования разработаны концепция и модель развития высшего профессионального образования в условиях малого города на основе региональной интеграции представительств ведущих высших учебных заведений.

3. Созданные эффективные механизмы управления формированием, сохранением, воспроизводством, развитием кадрового потенциала малого города, обеспечивающие устойчивую работу предприятий и учреждений в рыночных условиях, переход экономики области на инновационный путь развития и решение неотложных социальных задач позволяют решить на научно-теоретическом и практическом уровнях проблему реализации маркетинга партнёрских отношений между учреждениями регионально- образовательного комплекса и работодателями.

4. Разработанная в целевом, содержательном, процессуальном и организационном аспектах инновационная педагогическая система по совершенствованию высшего профессионального образования в условиях малого города позволяет разрешить противоречие между необходимостью кадрового обеспечения многоотраслевого развития муниципального территориального пространства и ограниченными возможностями системы высшего профессионального образования малого города в расширении перечня профессий и специальностей.

5. Программно-целевое обеспечение условий для реализации модели развития высшего профессионального образования позволяет отражать динамику научных, производственных, инвестиционных, материально-технических показателей инновационного развития территориального пространства малого города. Технологические подходы позволили реализовать целый комплекс взаимосвязанных, взаимодействующих учебно-образовательных, научно-исследовательских, инновационных процессов, предназначенных для формирования кадрового потенциала территориального пространства малого города на основе взаимоотношений, возникающих между научным потенциалом высшей школы и хозяйствующими субъектами региона.

6. Разработанные информационно-образовательные ресурсы вуза позволяют осуществить с учётом требований работодателей выбор оптимальных автоматизированных учебных курсов для построения информационного банка образовательных ресурсов «Открытого института», создать открытую развивающуюся информационную систему дистанционного обучения на основе передовой технологической оснащенности учебного процесса, направленной на технологизацию процессов формализации, передачи и контроля знаний.

7. Разработанный мониторинг качества профессионального обучения студентов вуза позволяет осуществить целенаправленный, непрерывный, научно-обоснованный технологический процесс исследования, оценки, прогнозирования количественных и качественных изменений процесса и результатов профессионального обучения в условиях территориального пространства малого города.

8. Экспериментальная проверка подтверждает положения гипотезы и эффективность разработанной модели развития высшего профессионального образования в условиях малого города. В результате проведенного исследования доказано, что разработанное программно-целевое обеспечение условий формирования «Открытого института», как регионального центра подготовки кадров обеспечивает эффективное развитие системы высшего профессионального образования с учётом социально-экономических условий территориального пространства малого города.

загрузка...