Delist.ru

Современная концепция и модель развития высшего профессионального образования в условиях малого города (10.09.2007)

Автор: Кузнецов Василий Федорович

В четвёртой главе «Мониторинг качества профессионального обучения студентов вуза в условиях малого города» - рассматриваются результаты мониторинга качества профессионального обучения студентов вуза в условиях малого города, включающего исследовательский, оценочный, прогностический компоненты.

Мониторинг качества профессионального обучения студентов вуза в условиях малого города рассматривается в четвёртой главе исследования как целенаправленный, непрерывный, научно обоснованный, технологический процесс исследования, оценки, прогнозирования количественных и качественных изменений условий, процесса и результатов профессионального обучения.

Мониторинг осуществлялся с целью определения состояния педагогической системы и прогнозирования её развития в будущем. В структуре мониторинга, исходя из представленных теоретических положений, было выделено три основополагающих процесса – исследование, оценка, прогнозирование.

Мониторинг качества профессионального обучения осуществлялся не только с целью определения состояния педагогической системы, но и прогнозирования её развития в будущем. В связи с этим, одним из компонентов мониторинга качества профессионального обучения студентов вуза в условиях малого города являлся прогностический компонент, на основе которого осуществлялось в реферируемом исследовании прогнозирование экономического и технического развития территориального пространства малого города и разрабатывалась методика формирования прогнозного перечня профессий (табл. 2).

Реализация прогностического компонента мониторинга качества позволила выявить перспективы развития регионально-образовательного комплекса, на основе прогностической информации стало возможным определение программы развития «Открытого института» и оперативной её корректировки.

Таблица 2.

Основные показатели прогностического компонента в структуре мониторинга качества профессионального обучения

Задачи Структура прогноза рынка труда

Оценка рынка труда Выявить:

-степень соответствия уровня образования выпускника потребностям рынка труда;

- количественные потребности работодателей в кадрах определенных профессий;

- требования работодателей к личностным качествам специалистов. 1. Численность различных категорий граждан (не имеющих работу, впервые вступивших в трудовую жизнь, возобновляющих трудовую деятельность после длительного перерыва), попадающих на рынок труда.

2. Спрос на рабочую силу (число дополнительных рабочих мест, предлагаемых к вводу; потребность предприятий в работниках на замену выбывших; остаток вакантных мест)

3. Оценка напряжённости на рынке труда (сбалансированность спроса и предложения рабочей силы).

Оценка демографической ситуации Спроектировать общий объём приёма обучающихся в учреждения профессионального образования на заданный период. 1. Данные о численности выпускников общеобразовательных и профессиональных учреждений.

2. Данные о распределении выпускников общеобразовательных учреждений по каналам обучения.

3. Оценка ориентации выпускников общеобразовательных учреждений на профессиональные услуги.

4. Проект приёма учащихся в учреждения профессионального образования.

Оценка возможностей учреждений профессионального образования Сформировать прогнозный перечень профессий. 1.Профессии и специальности, которыми можно овладеть в образовательных учреждениях.

2.Профессии и специальности, которые пользуются повышенным спросом у населения.

3. Виды дополнительных образовательных услуг, которые могут предоставить образовательные учреждения и которые пользуются спросом у населения.

4. Контингент обучающихся, их качественный, количественный состав и территориальная принадлежность.

5. Виды образовательных услуг, в которых испытывает потребность педагогический коллектив образовательного учреждения.

Результаты мониторинга по прогнозированию потребности в подготовке кадров учитывались:

- при планировании подготовки рабочих и специалистов с учётом прогнозируемых оценок развития рынка труда;

- при корректировке учебных планов и программ на основе максимального учёта требований работодателей;

- при решении вопросов финансирования образовательных услуг населению;

- в процессе совершенствования профориентации с подростками и молодёжью, впервые вступающей на рынок труда;

- при комплектовании контингента обучающихся и трудоустройства выпускников;

- при оптимизации сети образовательных учреждений.

Для проведения исследования и оценки количественных и качественных изменений условий процесса и результатов профессионального обучения студентов в условиях малого города была разработана методика проведения маркетинга в единстве процедур, алгоритмов, научно-методического обеспечения. Методика реализации мониторинга качества профессионального обучения предусматривала структурно-содержательное и научно- методическое обеспечение данного процесса

Кроме цели, процедуры, операции, результата, методика включала критериальный комплекс, состоящий из критериев качества условий организации и осуществления профессионального обучения; критериев качества процесса профессионального обучения; критериев качества результата профессионального обучения (рис.7).

На основании результатов образовательной деятельности регионально-образовательного комплекса на базе «Открытого института» была выявлена положительная динамика по всем критериям и показателям мониторинга качества профессионального обучения, в частности: возрастание профессиональной компетентности преподавателей (увеличение количества преподавателей с учеными степенями и званиями до 74,3 % на 2007 г.); повышение уровня учебно-методических условий (соответствие образовательных и учебных программ критериям и показателям, предъявляемым к их разработке; увеличение числа комплексного методического обеспечения по учебным дисциплинам специальностям — 78,3% на 2007 г.), развитие организационно- управленческих условий (совершенствование организационно-штатной структуры, создание научно-образовательных центров, структурных подразделений), нормативно-правовые условия отвечают предъявляемым требованиям к организации учебного процесса.

Проводимая экспериментальная работа позволила выявить рост уровня

качества процесса профессионального обучения (нулевой

уровень — 0%, низкий уровень — 3%, средний уровень 32,5% высокий уровень – 64,5% на 2007 г.)

Рис. 7 Критерии мониторинга профессионального обучения студентов в вузе

Другими показателями эффективности реализации модели

мониторинга качества профессионального обучения студентов вуза явилась

положительная динамика уровня обученности студентов, сформированности

загрузка...