Современная концепция и модель развития высшего профессионального образования в условиях малого города (10.09.2007)
Автор: Кузнецов Василий Федорович
Темпы газификации жилищно-коммунального хозяйства. Программно-целевые методы управления процессом газификации. Современные методы организации производства. Внедрение средств комплексной механизации и автоматизации трудоёмких процессов и передовой технологии обслуживания и ремонта газового оборудования. Повышение надёжности и оперативность управления газовыми сетями и газорегуляторными пунктами путём внедрения систем телемеханизации и автоматизации процессами. Основные пути повышения безопасности эксплуатационных систем газораспределения Основные направления использования газового топлива в сельскохозяйственных производствах. Методы санации газопроводов с истекшим сроком эксплуатации (метод протяжки полиэтиленовой трубы в полость стальной). Диагностика газопроводов и защита Специализированные предприятия газового хозяйства (на примере «Средневолжской газовой компании») Производственно-хозяйственная и финансово-экономическая деятельность. Совершенствование подготовки и повышение квалификации кадров в соответствии с требованиями научно-технического процесса. Основные направления деятельности аварийно-диспетчерской службы (на примере Похвистневского Линейного управления Магистральных газопроводов). Эксплуатационные службы по проведению современного технического обслуживания и ремонта газового оборудования. Основные направления деятельности производственно – технического отдела. Функции абсолютной службы по обеспечению бесперебойного газоснабжения и учёта поставляемого газа от коррозии. Рис. 5 Основные направления формирования содержания учебно-методического комплекса для специальности «Городское строительство и хозяйство» с учётом требований работодателей (региональный компонент) Исследование основных путей реализации модели развития высшего профессионального образования в условиях малого города в третьей главе обусловило необходимость подробного рассмотрения вопросов создания информационно-образовательных ресурсов в регионально-образовательном комплексе на базе «Открытого института» г. Похвистнево. При разработке учебно-методического комплекса с учётом требований работодателей осуществлён выбор оптимальных автоматизированных учебных курсов для построения информационного банка образовательных ресурсов «Открытого института». Учебно-методический комплекс построен по принципу обучающего портала и подразумевает интеграцию всего методического обеспечения дисциплин с помощью гипертекста. Одним из направлений использования информационно-образовательных ресурсов «Открытого института» является применение консультативно-контролирующих автоматизированных систем. В качестве примера можно привести, созданную консультационно-контролирующую систему по экономико - математическим методам и моделям, которая позволяет получить информацию и проверить знания по следующим разделам курса для студентов специальности «Экономика и управлении на предприятии в городском хозяйстве»: - модели анализа экономических процессов; - модели прогнозирования (на примере трендовых, адаптивных и многофакторных моделей); - модели оптимизации производственной программы; - балансовые модели производства и распределения продукции. Создана консультационно-контролирующая система (ККС) по экономико-математическим методам и моделям: а) позволяет повысить эффективность и качество преподавания; б) сэкономить время для подбора необходимого материала по изучаемому предмету и предшествующим математическим дисциплинам; в) даёт возможность практически в любое время проверить уровень своих знаний на промежуточном этапе без привлечения преподавателей и выявить недостатки в своей подготовке; г) позволяет реализовывать методы и модели экономико-математического моделирования, математической статистики, вычислительной и прикладной математики. Использование информационно-образовательных ресурсов вуза позволило реализовать учебно-методическое обеспечение различных учебных дисциплин на высоком технологическом и содержательном уровне. При применении информационно-образовательных ресурсов в учебном процессе соблюдены принципы усиления прикладной направленности обучения, обеспечения единства содержания и учебно-познавательной деятельности студентов, повышения согласованности специальных дисциплин и их межпредметных связей. При рассмотрении использования информационно-образовательных ресурсов «Открытого института» в профессиональной подготовке специалистов в третьей главе исследования выделено направление, связанное с практической реализацией дистанционного обучения в регионально-образовательном комплексе путём создания открытой развивающейся информационной системы обучения. Это особенно актуально для регионально-образовательного комплекса на базе «Открытого института» в г. Похвистнево, осуществляющего научную и образовательную деятельность по многопрофильной подготовке специалистов высокой квалификации в целях решения социально-экономических задач региона в силу присущих им противоречий между целями и условиями профессионального образования в малом городе. Здесь особую роль играют: обеспечиваемый современными информационными технологиями беспрепятственный доступ к учебным и научным информационным ресурсам, возможность индивидуализации и дифференциации обучения, организация полноценной исследовательской работы, активного участия студентов в формировании информационных ресурсов. ?????????TH ?????ue ?????????TH? В третьей главе исследования показано, что в «Открытом институте» создана учебно-методическая и технологическая база системы дистанционного образования, основанная на мультимедиа и Web- технологиях. Институт обладает мощным компьютерным оборудованием и лицензионным программным обеспечением, необходимым для подготовки и создания мультимедийных курсов, методической и технологической поддержки учебного процесса. Постоянно ведет работу по выполнению научных и научно-технических проектов в области дистанционного образования, направленных на разработку и внедрение в практику всех элементов системы открытого образования. Основным направлением учебной работы является дополнительное образование взрослых и школьников и, прежде всего, программы повышения квалификации работников образования по направлению «Новые информационные технологии в образовании». В институте работают опытные специалисты в области дистанционного образования. Инженерно-технический персонал института представлен специалистами в области сетевых технологий, программирования, баз данных и систем управления учебным процессом. Для выполнения отдельных работ привлекаются специалисты из ведущих вузов Самарской области в области информатики, программирования, эргономики, дизайна, психологии. Рис. 6 Модель системы дистанционного обучения в «Открытом институте» Ключевыми факторами, определяющими качество дистанционного обучения в «Открытом институте», явились: - современная и полная ресурсная обеспеченность вуза, включающая в первую очередь компьютерную базу средства связи и коммуникаций для осуществления свободного доступа к сети Интернет; - высокий уровень организации учебного процесса, обеспеченный профессионализмом профессорско-преподавательского состава, квалификацией специально развиваемого и периодически аттестуемого административного и учебного персонала; - передовая технологическая оснащенность учебного процесса, направленная на технологизацию процессов формализации, передачи и контроля знаний. |