Delist.ru

Современная концепция и модель развития высшего профессионального образования в условиях малого города (10.09.2007)

Автор: Кузнецов Василий Федорович

Анализ проблемы и обоснование теоретических предпосылок педагогического проектирования позволяет перейти к определению концептуальных положений построении модели развития высшего профессионального образования в условиях малого города - это:

- учет внешних и внутренних факторов оптимального функционирования регионального образовательного комплекса;

- учёт принципов регионализации образования.

- маркетинг партнёрских отношений как основа формирования регионального образовательного комплекса;

- создание единого профессионально-образовательного пространства территории на основе непрерывности, многоуровневости и вариативности профессионального образования, превращения его в открытую, динамичную систему.

- региональная интеграция как основа формирования территориально-образовательного пространства малого города

Определённые концептуальные положения позволили перейти к разработке модели развития высшего профессионального образования в условиях малого города, определить исходные направления реализации целевого, содержательного и функционально - деятельностного аспектов региональной интеграции на примере регионально-образовательного комплекса «Открытый институт» г. Похвистнево (рис 2).

В третьей главе - «Основные пути реализации модели развития высшего профессионального образования в условиях малого города» - рассматриваются основные направления реализации региональной модели развития высшего профессионального образования (целевой, содержательной, функционально-деятельностной), аспекты региональной интеграции.

Реализация модели развития высшего профессионального образования в условиях малого города исследуется в третьей главе на примере «Открытого института» г. Похвистнево, являющегося базовым учреждением по созданию регионального образовательного комплекса, в котором на основе взаимоотношений, возникающих между научным потенциалом высшей школы и хозяйствующими субъектами региона, реализуется целый комплекс взаимосвязанных, взаимодействующих учебно-образовательных, научно-исследовательских, инновационных процессов, предназначенных для формирования кадрового потенциала не только г. Похвистнево, но и всех районных центров Северо-Восточного округа Самарской области.

Целью «Открытого института» явилась разработка эффективного механизма управления формированием, сохранением, воспроизводством и развитием кадрового потенциала малого города, обеспечивающего устойчивую работу предприятий и учреждений в рыночных условиях, переход экономики области на инновационный путь развития и решение неотложных социальных задач (рис 3).

При формировании и выполнении городского заказа на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров в «Открытом

Рис. 3 Реализация маркетинга партнерских отношений в малых городах России

(на примере регионального образовательного комплекса города Похвистнево)

институте» реализован комплекс мер по повышению эффективности деятельности системы высшего профессионального образования по следующим направлениям деятельности:

приведение номенклатуры специальностей (профессий) в соответствие с кадровыми потребностями экономики и социальных сфер территориального пространства малого города;

создание условий для воспроизводства и развития кадрового потенциала научно-педагогической сферы малого города;

укрепление связи образовательных учреждений с работодателями:

корректировка государственных образовательных стандартов в части регионального компонента;

интенсификация образовательных процессов, исключение дублирования и усиление преемственности образовательных программ.

Номенклатура специальностей, по которым осуществлялась подготовка кадров, корректировалась на основе рыночных механизмов путём регулирования спроса населения на соответствующие образовательные услуги (рис. 4). При этом «Открытый институт» выступил инициатором открытия новых специальностей подготовки кадров, создавая этим кадровый ресурс для осуществления технологических и организационных инноваций в регионе. В этом состоит стратегическая функция управления кадровым потенциалом образовательными учреждениями. Эта функция реализуется как через предложения по включению новых позиций в городской заказ на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров, так и через самостоятельное предложение платных инновационных образовательных услуг.

Укрепление связи образовательных учреждений с работодателями осуществлялось путём:

включения работодателей в состав государственной аттестационной комиссии выпускников;

проведения общественной экспертизы государственных образовательных стандартов специалистами предприятий и организаций, разработки предложений по их улучшению;

введения регионального компонента государственных стандартов профессионального образования для компенсации недостатков, выявленных работодателями при общественной экспертизе стандартов, и учёта региональных особенностей;

расширения участия специалистов предприятий и организаций в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений через практическую работу в Совете регионально-образовательного комплекса;

вовлечения предприятий в число учредителей «Открытого института» с возложением на них в соответствии с договорами между учредителями и образовательными учреждениями обязанностей совершенствования

материальной базы образовательных учреждений, установления доплат преподавателям, предоставления мест для прохождения практики обучаемыми и т.д.;

включения руководителей структурных подразделений регионально-образовательного комплекса в состав профессиональных гильдий, организованных филиалом Торгово-промышленной палаты Самарской области.

Для повышения эффективности деятельности системы высшего профессионального образования малого города путём интенсификации образовательных процессов, исключения дублирования и усиления преемственности образовательных программ в региональном образовательном комплексе осуществлялась многоуровневая подготовка, включающая уровни полного среднего общего, начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования так, чтобы после завершения каждой ступени образования обучаемый имел выбор вариантов продолжения образования в том же комплексе.

Организация на базе «Открытого института» сети повышения квалификации и переподготовки кадров позволила параллельно с основной указанной функцией выполнить своевременное перепрофилирование этих учреждений в связи с прогнозируемым спадом спроса на их услуги по ряду отраслей.

Проектирование образовательного процесса с учётом содержания профессиональной деятельности дало объективную основу для формирования учебно-методического комплекса в региональном образовательном комплексе на базе «Открытого института» в г. Похвистнево. Учёт требований работодателей при формировании учебно-методического комплекса в регионально-образовательном комплексе «Открытый институт» позволял отражать динамику изменений показателей инновационного развития образовательного пространства малого города, включая научные, производственные, инвестиционные, материально-технические возможности региона.

Важное значение для построения учебно-методического комплекса имела взаимосвязь универсальной и специальной частей стандарта высшего профессионального образования, что особенно важно для построения единого уровня содержания профессионального образования, определения тенденций его развития.

В качестве примера в третьей главе исследования приведены основные направления формирования содержания учебно-методического комплекса для специальностей «Городское строительство и хозяйство» с учётом требований работодателей (рис. 5).

При проектировании содержания учитывались следующие требования работодателей: умения обеспечивать эффективные взаимодействия систем жизнеобеспечения с федеральными и областными органами управления, знания передовых средств комплексной механизации и автоматизации передовых технологий обеспечения деятельности ЖКХ, основных направлений повышения безопасности жилищно - эксплуатационных систем (табл. 1).

Таблица 1

Модуль 1 Система жизнеобеспечения поселений и муниципальных образований.

Системы жизнеобеспечения поселений и муниципальных образований.

Муниципальное образование на основе поселений.

Органы самоуправления Закон №131 «Об общих принципах развития местного самоуправления».

Основы жизнеобеспечения. Основные, общие характеристики основ жизнеобеспечения.

загрузка...