Delist.ru

Современная концепция и модель развития высшего профессионального образования в условиях малого города (10.09.2007)

Автор: Кузнецов Василий Федорович

на всероссийской научно-практической конференции «Повышение эффективности начального профессионального образования» (Челябинск, 1998 г.)

на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы создания системы профессионального образования в малых городах» (Самара-Похвистнево, 2003 г.);

на всероссийской научно-практической конференции (Самара, 2005 г.);

на всероссийской научно-технической конференции «Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование. Наука. Практика» (Самара, 2005 г.);

на всероссийской научно-технической конференции «Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование. Наука. Практика» (Самара, 2006 г.);

на всероссийской научно-методической конференции «Естественно-научное образование в вузе: проблемы и перспективы» (Самара, 2006 г.);

на всероссийской научно-технической конференции «Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование. Наука. Практика» (Самара, 2007 г.);

на региональной межвузовской научно-методической конференции «Пути дальнейшего повышения эффективности и качества образовательного процесса в высшей школе» (Самара, 2004 г.);

на региональной научно-методической конференции «Актуальные проблемы многоуровневого высшего профессионального образования» (Самара, 2005 г.);

на межрегиональной научно-практической конференции «Человек и здоровье» (Самара, 2006 г.);

Публикации. Основные результаты опубликованы в трёх монографиях, трёх учебных пособиях, 95 научных статьях, опубликованных в центральных журналах, в сборниках научных работ, в материалах международных, всероссийских и региональных научно-методических конференций.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Концепция и региональная модель развития высшего профессионального образования малого города. В основу концепции положена региональная интеграция представительств высших учебных заведений, способная разрешить противоречие между необходимостью кадрового обеспечения многоотраслевого развития территориального пространства малого города и ограниченными возможностями системы высшего профессионального образования малого города в расширении перечня профессий и специальностей;

2. Разработанная в целевом, содержательном, процессуальном и организационном аспектах инновационная педагогическая система высшего профессионального образования в условиях малого города, основу которой составляет регионально-образовательный комплекс с единым региональным центром управления и научно-методического обеспечения.

3. Программно-целевое обеспечение условий для реализации модели развития высшего профессионального образования, которое с учётом требований работодателей позволяет отражать динамику научных, производственных, инвестиционных, материально-технических показателей инновационного развития территориального пространства малого города.

4. Технологические подходы, позволяющие реализовать целый комплекс взаимосвязанных, взаимодействующих учебно-образовательных, научно-исследовательских, инновационных процессов, предназначенных для формирования кадрового потенциала территориального пространства малого города на основе взаимоотношений, возникающих между научным потенциалом высшей школы и хозяйствующими субъектами региона.

5. Открытая развивающаяся информационная система обучения на основе передовой технологической оснащенности учебного процесса, направленной на технологизацию процессов формализации, передачи и контроля знаний в процессе дистанционного обучения.

6. Методика проведения мониторинга качества профессионального обучения в вузе в условиях малого города, определяющая качество условий организации и результатов профессионального обучения.

Структура диссертации обусловлена логикой и последовательностью решения задач исследования. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, библиографического списка литературы из 192 наименований, 11 приложений, содержит 15 рисунков и 8 таблиц. Общий объём составляет 255 страниц машинописного текста.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель, объект, предмет исследования, формулируется гипотеза, ставятся задачи, указываются методологические основы и методы исследования, определяется новизна работы, её теоретическая и практическая значимость, излагаются сведения об апробации и внедрении результатов исследования в педагогическую практику, приводятся основные положения, выносимые на защиту, раскрывается структура диссертации.

В первой главе – «Теоретические основы проектирования региональной модели развития высшего профессионального образования в условиях малого города» - рассматриваются теоретические предпосылки развития системы высшего профессионального образования в условиях малого города, исследуется специфика производственных процессов на уровне территориального пространства малого города, обосновывается необходимость интеграции образования на региональном уровне.

Перед регионализацией системы образования встает проблема прямых и обратных связей между системой образования и социально-экономической средой в данном регионе. Перемещение целевой функции системы образования на региональный уровень требует в значительной мере новых подходов к изучению текущих и перспективных потребностей региона в разного рода образовательных услугах, а также учёта специфики социально-трудовых отношений на уровне территориального пространства малого города.

Характеристика места образовательных учреждений в системе общественно-экономических отношений, определение их функции, а также особенностей их специфических черт с позиции воспроизводственного подхода, проведённого в первой главе исследования, позволяют выявить всю совокупность непрерывных образовательных процессов, протекающих внутри муниципального пространства малого города, характерные закономерности этих процессов, их взаимодействие, взаимосвязи. При этом в комплексе должна учитываться проработка всех аспектов формирования конкурентных преимуществ территории малого города, что служит ориентиром для определения перспектив его общехозяйственного развития, а значит и перспектив развития территориального образовательного пространства малого города (рис. 1).

Далее в первой главе проводится анализ исследовательских работ, посвящённых рассмотрению проблем инновационных региональных образовательных систем для малых городов России: это исследования таких регионов, как Ярославская область, Нижегородская область, Саратовская область, Кемеровская область. В данных работах рассматриваются особенности региональных систем, даются основные характеристики региональных инновационных систем. исследуются их отличительные черты, обосновывается необходимость региональной интеграции (П.Ф. Анисимов, А.В. Барсегян, В.И. Белов, А.П. Беляева, Г.К. Власова, Л,Ф. Голуб, Е.Г.Демьянова). Необходимость особого внимания к проблеме интеграции образования на региональном уровне продиктована объективными обстоятельствами. Во-первых, перевод института образования как субъекта рыночных отношений в режим оказания образовательных услуг неизбежно актуализирует проблемы формирования региональных систем образования, так как потребители услуг проживают на конкретной территории, в конкретном регионе. Во-вторых, региональная система образования малого города как субъект рынка услуг будет неизбежно развиваться в соответствии со структурой потребностей населения региона в том или ином качестве и уровне образования, так как рыночные отношения предполагают, что востребованными бывают те услуги, в которых нуждаются. Однако образовательные потребности в каждом регионе достаточно специфичны и разнообразны, что объясняется спецификой региональной географии, экономики, культуры населения и т.д. В-третьих, в

современной России сложилась ситуация, когда большинство потребителей образовательных услуг не желают покидать место своего проживания для их получения, тем более отправляться для продолжения образования в отдаленные города. В-четвертых, парадигма личностно-ориентированного образования предполагает ориентацию на удовлетворение интересов и потребностей личности. Но эти интересы и потребности являются иерархическими по предпочтениям. Среди этой иерархии особо выделяются территориальные предпочтения и интересы. Ведь территориальное устройство общества представляет собой древнейшую и самую устойчивую форму его организации. Наличие же особых территориальных общественных интересов отрицать достаточно трудно. Региональное устройство России заложено в самих основах федеративного строения государства применительно к системе образования это означает, что региональное пространство оказывает достаточно заметное воздействие на формирование структуры образовательных интересов и потребностей каждой отдельной личности. В-пятых, современное российское образование столкнулось с трудностями при определении ориентиров развития. Если ранее в качестве такого ориентира выступал «социальный заказ общества на подготовку кадров», на деле являвшийся концентрированным выражением технократического отношения к людям и образованию как средству решения государственных, экономических, производственных задач, то современный официальный курс на демократизацию и гуманизацию образования в качестве такого ориентира выдвигает интересы и потребности обучающихся. Вопрос в том, как и каким образом выявить и прогнозировать эти интересы и потребности в условиях динамично развивающегося рыночного общества. В-шестых, в настоящее время в российском образовании набирает силу процесс регионализации, формирования региональных систем образования, интегрирования образования всех видов и всех ступеней региона в единую систему образования. Такая система предназначена удовлетворять весь спектр образовательных потребностей и интересов населения региона. Проявление данной тенденции отражает объективные процессы российской социально-экономической действительности, обеспечивает практическую реализацию принципов демократизации и гуманизации образования, модернизацию отечественного образования. В-седьмых, региональная интеграция системы образования может стать основой для разработки оптимальной стратегии развития российского образования, обеспечивающей не столько его выживание, сколько устойчивое развитие и превращение в фактор действительно свободного самоопределения каждой личности, социально-экономического процветания страны в целом.

Таким образом, региональная интеграция образования и формирование на этой основе единой федеральной системы образования, способной учитывать и реализовать совокупность образовательных потребностей и интересов отдельных обучающихся, органически сочетать их с интересами и потребностями общества, экономики и государства, представляется в настоящее время магистральным направлением развития отечественного образования. Региональную интеграцию образования и сохранение единого образовательного пространства Федерации обеспечивает подход, опирающийся на концепцию регионального образовательного пространства. В его рамках интеграция образования осуществляется не по вертикали (отраслевой принцип, или отраслевая интеграция), а по горизонтали (системный принцип, или территориальная интеграция).

Формирование интегрированной системы образования региона предполагает создание интегрированного образовательного комплекса с единым региональным центром управления и научно-методического обеспечения. Внутри интегрированного комплекса должны отсутствовать формальные препятствия для получения образования (ведомственные и институциональные). Такой комплекс обеспечивает профессиональную подготовку на основе выбора каждым обучающимся индивидуальной образовательной траектории. Этот выбор возможен при условии обеспечения преемственности, вариативности и многоступенчатости образовательных программ, их диверсификации, многоуровневости и непрерывности. Главной характерной особенностью региональных образовательных комплексов, отличающей их от всех других форм объединения профессиональных образовательных учреждений, является наличие единой системы управления, планирования и организации учебно-воспитательного процесса.

Анализ современных тенденций формирования и развития региональных образовательных комплексов, представленный в первой главе исследования, показывает, что для создания образовательных комплексов в настоящее время становится все более заметной тенденция интеграции науки и образования на региональном уровне (А.И. Ерёмкин, А.А. Кожеуров, С.А. Кожевникова, В.П. Ковалевский, Т.И. Лукичёва, В.Р. Атоян). Учитывая научно-педагогический потенциал региона, демографическую и экономическую ситуации, а также тезис «Образование — через всю жизнь», создание таких округов и территориальных научно-образовательных комплексов является актуальной проблемой, которую можно решить на региональном уровне на основе объединения образования и науки. При этом регионализация сферы науки и образования является катализатором интеграционных процессов науки и образования, которые формализуются по-разному. И здесь одной из наиболее важных форм является создание территориальных образовательных комплексов на основе представительств вузов.

Во второй главе – «Концепция и региональная модель развития высшего профессионального образования в условиях малого города» - проводится исследование характеристики кадрового потенциала и рынка труда в условиях малого города, обосновывается необходимость создания регионального образовательного комплекса на базе представительств вузов, определяются концептуальные положения и проектируется региональная модель развития высшего профессионального образования в условиях малого города.

Представительства вузов в настоящее время приобретают все большее значение в формировании региональной системы образования малого города, достаточно самостоятельной, чтобы решать насущные проблемы региона, и в то же время все в большей мере решающей задачи федерального значения. Обеспечение единообразного подхода в организации деятельности представительств на местах позволяет реально осуществлять единую политику в области подготовки и использования кадров на территории малых городов России.

Проведенный во второй главе исследования анализ развития территориально-образовательного пространства малых городов России (на примере г. Похвистнево) в рамках региональной образовательной политики показывает, что:

вузы малых городов России активно сотрудничают с ведущими вузами своего региона с целью эффективного решения проблемы подготовки специалистов для своего города и региона;

в образовательной системе малых городов происходит интеграция в лице одного ведущего вуза города как образующего фактора образовательной системы города. Такое учреждение играет роль центра регионального образования;

вузы малых городов осуществляют подготовку специалистов для города и региона путем открытия новых специализаций на основе многопрофильных направлений, а в дальнейшем - новых специальностей на базе специализаций;

в вузах и средних профессиональных учреждениях малых и средних городов придается первостепенное значение приобретению выпускниками второй специальности в процессе обучения.

Проведенный анализ развития территориально-образовательного пространства малых городов России (на примере г. Похвистнево) показывает, что создание региональных образовательных комплексов на базе представительств вузов является одним из важных направлений развития высшего профессионального образования в условиях малого города, которое позволяет:

создать образовательную систему непрерывного многоуровневого профессионального образования молодёжи в соответствии с потребностями социально-экономического развития муниципально-территориального пространства малого города;

сбалансировать и консолидировать всех социальных партнёров профессионального образования: работодателей, профсоюзов, органов государственного и местного самоуправления, образовательных учреждений, учащихся, студентов и их родителей;

реализовать эффективную политику занятости населения.

загрузка...