Delist.ru

Современная концепция и модель развития высшего профессионального образования в условиях малого города (10.09.2007)

Автор: Кузнецов Василий Федорович

Кузнецов Василий Фёдорович

Современная концепция и модель развития высшего профессионального образования в условиях малого города

Специальность 13.00.08 – теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

доктора педагогических наук

Тольятти 2007

Работа выполнена на кафедре социальных и естественнонаучных дисциплин Самарского государственного архитектурно-строительного университета

Научный консультант: Доктор педагогических наук, профессор. Корнев Герман Петрович.

Официальные оппоненты:

Доктор педагогических наук, доцент, Марфин Сергей Григорьевич, Сызранский губернский колледж.

Доктор технических наук, профессор, Михелькевич Валентин Николаевич, Самарский государственный технический университет.

Доктор педагогических наук, профессор, Дружкин Александр Васильевич, Саратовский аграрный университет.

Ведущая организация:

Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина.

Защита состоится 28 декабря 2007г. в 14:00 на заседании диссертационного совета Д 212.264.02 по присуждению учёной степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования» при Тольяттинском государственном университете по адресу: 445667, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Белорусская 14, актовый зал УНИ.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тольяттинского государственного университета.

Автореферат разослан 27 ноября 2007 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук, профессор

О.С. Тамер

Введение

Актуальность исследования. Рост востребованности высшего профессионального образования в малых городах, удовлетворение образовательных потребностей населения с ограниченными возможностями при получении высшего образования в современном обществе является общемировой тенденцией, так как в современном экономически развитом обществе сфера применения низкоквалифицированного труда весьма ограничена. В связи с этим, реалии сегодняшнего дня настоятельно требуют формирования территориальной образовательной политики в области высшего профессионального образования как составной части стратегии экономического развития региона, так как основным средством достижения динамического баланса, а значит, и фактором экономического роста региона выступает территориально-образовательная система подготовки и переподготовки кадров в малом городе.

В осуществляемой в России децентрализации управления системой профессионального образования все острее ощущается потребность выработки обоснованных научно-педагогических подходов, позволяющих определить оптимальные методы планирования, размещения или перепрофилирования существующих профессиональных образовательных учреждений в условиях малого города с учетом наличия потенциальных потребителей образовательных услуг, популярности профессий, уровня востребованности кадров.

Проблема регионализации профессионального образования охватывает целый ряд аспектов деятельности учебных заведений малых города России в новых социально-экономических условиях. Во-первых, в настоящее время повысилась академическая свобода учебных заведений. Государственные образовательные стандарты профессионального образования нового поколения предусматривают национально-региональный компонент содержания, функцией которого является отражение национально-региональных особенностей в подготовке специалиста для того или иного региона. Во- вторых, регионализация профессионального образования связана с переходом от узкоспециализированного отраслевого профиля подготовки студентов к широкому спектру всех специальностей, необходимых регионам. В третьих, регионализация образования - это дальнейшее усиление культурообразующих функций учебных заведений в регионах. И в четвертых, регионализация предполагает вхождение учебных заведений в общее образовательное пространство регионов.

В связи с этим региональная система высшего профессионального образования малого города в новых экономических условиях требует учета федеральных и местных потребностей, а также интереса отдельных предприятий и организаций, самого человека. Федеральные требования вытекают из задачи формирования единого образовательного пространства, обеспечения мобильности рабочей силы на территории всей страны, неуклонного повышения ее квалификации. Региональные требования к профессиональному образованию могут быть представлены в количественном и качественном выражении. Количественно они фиксируют потребность в кадрах всей экономической сферы региона. Качественная характеристика содержит квалификационные требования к профилю и уровню подготовки кадров. Определение этой потребности и реальных путей ее удовлетворения путем организации оптимальной системы профессионального высшего образования в условиях малого города позволяет обоснованно определить структуру кадров, необходимых для развития региона, содержание профессиональной подготовки, типы и виды профессиональных образовательных учреждений, сроки и форму подготовки.

Отмечая несомненную ценность проведённых исследований по проблемам: учёта региональной специфики в процессе модернизации образования (В.Ф. Афанасьев, П.С. Буторина, А.А. Кудрин, Н.А. Садовский); моделирования и развития учреждений профессионального образования в условиях малого города (П.Ф. Бобр, О.Е. Лебедев, А.М. Моисеев, Н.И. Роговцева); маркетинговой деятельности высшего учебного заведения на основе концепции партнёрских отношений (А.Н. Тихонов, С.Ф. Давидюк, А.М. Немчин, И.В. Носков); стратегического управления высшим профессиональным образованием на региональном уровне (Л.Д. Яруллин, С.В. Сухих, В.П. Ковалевский, В.Е. Шукшунова); конкурентоспособности высшего учебного заведения на региональном рынке образовательных услуг (Е.В. Белоусова, В.В. Глухов, А.П. Егоршин, Н.А. Михеева) - следует признать, что современный этап развития профессионального образования требует глубокого анализа накопленного опыта и теоретических подходов в поиске путей регионализации профессионального образования, с учётом ориентации на текущие и перспективные потребности развития региона.

Предварительный анализ состояния проблемы развития высшего профессионального образования в условиях малого города позволил выявить следующие недостатки:

рынок труда не сбалансирован, регионально-образовательная политика недостаточно ориентирована на текущие и перспективные потребности социально-экономического развития муниципально-территориального пространства малого города;

в комплексных программах развития кадрового потенциала для малых городов России недостаточно внимания уделяется формированию прогнозного перечня профессий;

недостаточно учитывается динамика изменений показателей инновационного развития региона (научных, производственных, инвестиционных, материально-технических);

недостаточно изучена содержательная и структурная интеграция образовательных учреждений с выделением базового образовательного учреждения при создании открытой профессиональной среды в условиях малого города.

Развитие высшего профессионального образования в условиях малого города характеризуется и рядом противоречий между:

необходимостью кадрового обеспечения многоотраслевого развития территориального пространства малого города и ограниченными возможностями системы высшего профессионального образования малого города в расширении перечня профессий и специальностей;

ростом востребованности высшего профессионального образования, ограничением сферы применения низкоквалифицированного труда и недостаточно полным удовлетворением образовательных потребностей населения малого города;

необходимостью учёта реальной потребности региона в кадрах, специфики социально-трудовых отношений на уровне малого города и отсутствием научно-обоснованной модели развития регионально-образовательного пространства малого города;

расширением сферы сотрудничества образовательных учреждений малых городов с ведущими вузами региона и недостаточной разработанностью научно-методических подходов по реализации нормативных, технологических функций интегративных образовательных систем в условиях малого города.

Перечисленные недостатки и выявленные противоречия на научно-методологическом уровне позволили сформулировать проблему исследования: как и при каких условиях можно осуществлять научно-техническое и социальное развитие территорального пространства малого города на базе образовательного и инновационного потенциала вышей школы.

Объективные требования к развитию высшего профессионального образования в условиях малого города, с одной стороны, и недостаточная разработанность теоретико-методологических, организационно-методических основ его развития, с другой, определили выбор и актуальность темы настоящего исследования: «Современная концепция и модель развития высшего профессионального образования в условиях малого города».

загрузка...