Delist.ru

Экономический механизм управления сферой социальных услуг (теория и практика) (10.09.2007)

Автор: Кухтинова Людмила Георгиевна

согласование интересов частного бизнеса и общественных интересов;

изучение рынка социальных услуг, оценка конъюнктуры и ее улучшение;

разработка ориентиров (индикаторов) по качеству и объему социальных услуг для частного сектора сферы социальных услуг;

обеспечение материального стимулирования достижения индикативных социальных показателей с помощью льготных кредитов, налоговых льгот и других инструментов;

мониторинг социальных услуг;

контроль предоставления частных социальных услуг.

Рис. 3. Система планирования сферы социальных услуг

Исследование показало, что индикативное планирование сферы социальных услуг представляет собой механизм согласования разнонаправленных экономических интересов всех субъектов, участвующих в процессе воспроизводства человеческого капитала. Точки разногласий определяются границами форм собственности, уровнями управления. В секторах государственных и муниципальных социальных услуг происходит согласование интересов органов государственного и муниципального управления с помощью федеральных и региональных прогнозов, бюджетов и программ. Согласование экономических интересов федерального и регионального уровней осуществляется на основе директивного планирования. Координация государственных интересов и интересов субъектов сектора частных социальных услуг реализуется через индикативное планирование, осуществляемое государственными органами управления.

Определены направления совершенствования индикативного планирования сферы социальных услуг. Система индикативных планов сферы социальных услуг должна включать в себя стратегический план на федеральном уровне, сформированный на основе стратегического анализа, целевых установок и выбранной концепции развития сферы социальных услуг, совокупности долгосрочных, среднесрочных и годовых индикативных планов развития отраслей сферы социальных услуг. Обязательным условием реальности индикативного плана сферы социальных услуг является его бюджетное обеспечение. Становление системы индикативного планирования потребует внесения изменений в практику финансового планирования, реализации теоретических положений о государственных минимальных социальных стандартах, социальном бюджете, финансировании, ориентированном на результат.

9. Обосновано использование системного подхода и комплексного подхода к управлению социальными услугами.

В ходе исследования автором доказана необходимость разработки общих подходов, принципов в управлении предоставлением социальных услуг. На государственном уровне управления определяются цели и стратегии развития сферы социальных услуг, круг потребителей социальных услуг, вид необходимых социальных услуг, их количественные и качественные характеристики, разрабатываются целевые программы и нормативно-правовое обеспечение, выясняются источники и объем финансирования.

я,вания на макро- и микроуровне, хотя все более четко проявляется тенденция расширения рыночных методов управления.

Управление оказанием государственных социальных услуг включает в себя в первую очередь определение объема социальных обязательств государства, которые могут быть профинансированы в современных условиях, а также создание условий для приведения в соответствие социальных обязательств государства и объема реально предоставляемых бесплатных услуг. С позиций системного подхода основой эффективного управления является четкое определение объектов и субъектов управления. В диссертационном исследовании разработана модель системы управления сферой социальных услуг (рис. 4)

Государство берет на себя обязанность предоставления общественно важных социальных услуг в соответствии с принятыми конституционными гарантиями посредством создания и финансирования деятельности бюджетных организаций. Муниципалитеты в меру своих возможностей решают задачу обеспечения доступности для населения социальных услуг более высокого уровня, чем гарантированный государством. Частный сектор функционирует в условиях рынка. Государственное и муниципальное управление сферой социальных услуг предполагает предоставление государственных и муниципальных услуг. Общепризнано, что государственные социальные гарантии должны обеспечиваться предоставлением федеральных бесплатных социальных услуг и бесплатных социальных услуг субъекта РФ. Вместе с тем в зависимости от ресурсной обеспеченности региональные и муниципальные социальные услуги могут иметь уровень удовлетворения потребностей выше минимально допустимого, гарантированного государством.

Рис. 4. Модель системы управления сферой социальных услуг

Эффективное управление сферой социальных услуг возможно при условии обмена информацией, четкого распределения ответственности в решении задачи предоставления социально значимых услуг между их продуцентами и органами государственной и муниципальной власти. Именно последние могут взять на себя роль координирующего и направляющего центра, осуществляющего анализ социальных потребностей, исследование потребителей социальных услуг, состояния спроса и тенденций его изменения, различных стратегических факторов, влияющих на деятельность организации, и вырабатывающего рекомендации и регулирующие воздействия для продуцентов социальных услуг. Целью создания такого центра является удовлетворение потребностей населения данной территории в социальных услугах, размещение территориальных заказов в организациях-продуцентах таких услуг.

10. Сформулированы методические подходы к определению экономической эффективности предоставления государственных и муниципальных социальных услуг, выделены два направления.

Первое направление предполагает оценку результатов (социальных и экономических эффектов у потребителя) на основе проведения социологических исследований с использованием следующих показателей:

- степень удовлетворенности потребителя социальной услугой;

- доступность социальной услуги;

- имеющиеся недостатки социальной услуги;

- наличие неудовлетворенных потребностей и др.

где Э - комплексный показатель оценки потребителем экономической эффек-

тивности предоставления социальных услуг;

Ki - значение i-го показателя;

Ai - коэффициент весомости i-го показателя;

n - количество показателей.

Второе направление связано с оценкой затрат у продуцентов услуг, так как в условиях использования государственных и муниципальных стандартов проблема экономической эффективности трансформируется в задачу достижения заданного результата с минимальными затратами на предоставление государственных и муниципальных социальных услуг. Важно оценить эффективность использования выделенных бюджетных ресурсов с помощью следующих показателей:

- уровень использования государственного и муниципального имущества;

- время предоставления государственной и муниципальной социальной услуги;

- оборачиваемость средств;

- показатели финансового состояния и др.

11. Предложен авторский механизм управления сферой социальных услуг. Исследование показало, что предоставление социальных услуг осуществляется с использованием трех видов экономического механизма:

рыночный механизм согласования интересов непосредственных производителей и потребителей по предоставлению социальных услуг;

нерыночный (институциональный) механизм предоставления гарантированного набора социальных услуг на уровне государства и муниципалитета;

смешанный механизм, предполагающий сочетание рыночного механизма и институционального механизма (государственного регулирования), например использование дотаций, субсидий, субвенций или спонсоры, социальное партнерство.

Учитывая существующие тенденции в развитии сферы социальных услуг, следует очень взвешенно подходить к усилению рыночных механизмов в этой области, так как это приводит к негативному воздействию на процессы воспроизводства, не выполняется принцип равного доступа к социальным услугам, происходит расслоение общества, социальный ресурс концентрируется у отдельных слоев и групп.

В основе экономического механизма управления сферой социальных услуг лежит согласование экономических интересов, обеспечивающих управление сферой социальных услуг, автором разработана схема взаимодействий (рис. 5).

Рис. 5. Схема согласования экономических интересов

субъектов сферы социальных услуг

загрузка...