Delist.ru

Экономический механизм управления сферой социальных услуг (теория и практика) (10.09.2007)

Автор: Кухтинова Людмила Георгиевна

Рис. 1. Различия в экономической природе социальных услуг

- существует возможность многократного потребления созданного социальной услугой эффекта на основе использования информационных технологий (электронные учебники, методики и программы медицинского обследования);

- имеет место разнонаправленность социальных услуг (так, в случае улучшения качества человеческого капитала можно говорить о положительных социальных услугах, а если это качество ухудшается, например в результате реорганизации, неправильного лечения, обучения, - об отрицательных социальных услугах);

- социальные услуги неосязаемы, представляют собой действие часто с применением материальных благ, но их результатом является нематериальное благо;

- существует тесная зависимость качества созданного нематериального блага (состояние здоровья, уровень образования, культуры) не только от производителя услуги, но и от потребителя (образ жизни, наследственные характеристики, физиологическое и психологическое состояние, возраст, восприятие, мотивация и другие психологические характеристики);

- высока степень государственного (общественного) участия в процессе предоставления социальных услуг;

- социальные услуги следует рассматривать как процесс производства и потребления услуги, а также накопления человеческого капитала;

- результаты социальных услуг в дальнейшем производительно используются, принося доход собственнику человеческого капитала;

- к результатам социальных услуг относятся также неэкономические эффекты (изменение социального положения, психоэмоционального состояния и др.);

- эффективность социальных услуг для общества зависит от индивидуальных особенностей человека, в частности от продолжительности трудовой деятельности.

3. К социальной сфере автор относит социальное обеспечение, социальную помощь в виде индивидуальных социальных услуг и деятельность по оказанию коллективных социальных услуг. Такой подход позволил в структуре социальной сферы выделить:

- сферу социальных услуг (коллективные социальные услуги) как часть сферы услуг;

- сферу услуг социальной помощи по выполнению функций домохозяйств (индивидуальные социальные услуги) как составляющую непроизводственной сферы;

- социальную помощь в денежной и товарной формах.

В структуре сферы социальных услуг обоснована целесообразность выделения трех секторов: государственного, муниципального и частного (рис. 2). Каждый сектор сферы социальных услуг относительно обособлен.

Рис. 2. Структура социальной сферы

Предложенная структура имеет ряд преимуществ: облегчает определение цели функционирования социальной сферы, ее составных частей, имеющих разную экономическую природу, позволяет обеспечить целостность, соподчиненность этих целей и эффективное управление процессами их реализации на основе комплексного подхода, обеспечить четкость задач, источников финансовых ресурсов, эффективное расходование бюджетных средств, экономичность в функционировании сферы социальных услуг. Объединение усилий различных отраслей социальной сферы в рамках выделенных секторов способствует выработке общих подходов и единого механизма управления и приводит к получению в результате синергического эффекта.

Сформулировано определение сферы социальных услуг - это совокупность отраслей сферы услуг, обеспечивающих формирование и развитие человеческого капитала, его воспроизводство. Отрасли социальных услуг (здравоохранение, культура, образование, физкультура) формируют человека как работника, как основной фактор производства, обеспечивают его продолжительное функционирование и полноценное восстановление.

Проведенный анализ позволил уточнить содержание социальной политики государства. Как направление социальной политики государства предлагается включить обеспечение доступности гарантированного минимума социальных услуг для граждан, создание условий для эффективного формирования и развития человеческого капитала, эффективного функционирования сферы социальных услуг.

4. Дана авторская классификация социальных услуг (табл. 1) с учетом того, что специфика социальной услуги позволяет рассматривать ее, во-первых, как вид деятельности, связанный с воздействием на человека (члена общества) с целью формирования и развития человеческого капитала, во-вторых, как форму блага - как человеческий капитал и его составляющие (образование, здоровье и культура).

Сформулировано определение государственной (муниципальной) социальной услуги. Под государственными (муниципальными) социальными услугами предлагается понимать социальные услуги, обеспечивающие базовые гарантии по удовлетворению важнейших социальных потребностей населения, оказываемые бесплатно в общественном секторе за счет бюджетных средств. Под муниципальными социальными услугами поселения (муниципального района, городского округа) следует понимать социальные услуги, предоставляемые органом местного самоуправления поселения (муниципального района, городского округа) за счет средств соответствующего бюджета.

Таблица 1

Классификация социальных услуг

Признаки классификации Классификационные группы

Социальная услуга как процесс

По отраслям социальной

сферы Социальные услуги по формированию и развитию

человеческого капитала (сфера услуг), услуги

социальной помощи (непроизводственная сфера)

По отраслям сферы услуг Услуги здравоохранения, образования,

культуры, физической культуры и спорта

По формам собственности

продуцентов Государственные социальные услуги

(федеральные социальные услуги и социальные

услуги субъекта РФ), муниципальные социальные

услуги поселений, муниципальные социальные

услуги муниципального района, муниципальные

социальные услуги городского округа

и частные социальные услуги

По источникам финансирования Социальные услуги, предоставляемые за счет

загрузка...