Delist.ru

Экономический механизм управления сферой социальных услуг (теория и практика) (10.09.2007)

Автор: Кухтинова Людмила Георгиевна

Дано авторское определение маркетинга социальных услуг. Исследованы взаимосвязь маркетинга социальных услуг с другими видами маркетинга и содержание функций видов маркетинга социальных услуг. Маркетинг государственных и муниципальных социальных услуг определен как деятельность, направленная на удовлетворение общественных и коллективных потребностей конкретных групп потребителей в формировании и развитии человеческого капитала.

7. Предложен авторский вариант механизма управления сферой социальных услуг. Обосновано, что экономический механизм управления предоставлением государственных социальных услуг характеризуется широким использованием директивных методов управления, жестким контролем и одновременно высоким уровнем ответственности государства по обеспечению доступных и качественных социально значимых услуг для населения на основе формирования источников финансирования, установления расходных полномочий соответствующих бюджетов и сложившейся системы межбюджетных отношений.

8. Дана модель бюджетного финансирования социальных услуг. Обобщены и дополнены общие направления по решению задачи интеграции финансовых потоков в рамках социального бюджета, позволяющего реализовать принципы, положенные в основу бюджетирования, ориентированного на результат, обеспечить распределение бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами государственного регулирования сферы социальных услуг на основе системы социальных и финансовых нормативов на оказание государственных и муниципальных социальных услуг.

9. Предложена модель финансирования социальных услуг, учитывающая различия в экономической природе социальных услуг. Используемый в диссертационном исследовании подход к социальным услугам позволяет сделать вывод о целесообразности прямого бюджетного финансирования предоставления государственных и муниципальных социальных услуг. Услуги социальной помощи в соответствии с их экономической природой целесообразно финансировать на основе страховых принципов. Такой подход позволяет перейти на одноканальное финансирование как социальных услуг, формирующих и развивающих человеческий капитал, так и услуг социальной помощи, предоставляемых социально незащищенным гражданам.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в использовании нового подхода к услугам социальной сферы, в выделении в ее структуре сферы социальных услуг и в определении закономерностей ее функционирования. Сформулированы и научно обоснованы концептуальные положения экономического механизма управления сферой социальных услуг.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования выводов и положений диссертационного исследования федеральными, региональными и муниципальными органами управления.

Материалы исследования используются в учебном процессе в Пензенском государственном университете для студентов специальности "Государственное и муниципальное управление".

Апробация результатов исследования. Основные выводы и рекомендации исследования докладывались на Международной научно-практической конференции "Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика" (Санкт-Петербург, 2004), Международной научно-практической конференции "Проблемы развития предприятий: теория и практика" (Самара, 2004), Международной научно-практической конференции "Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика" (Санкт-Петербург, 2005), Международной научно-практической конференции "Экономика и менеджмент: проблемы и перспективы" (Санкт-Петербург, 2005), Международной научно-практической конференции "Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов России и стран Северной Европы" (Петрозаводск, 2005), Международной научно-практической конференции "Проблемы реформирования социальной сферы в трансформационном обществе: региональный аспект" (Пенза, 2005), Международной научно-практической конференции "Европейские социальные модели: подходят ли они для России" (Пенза, 2005), Международной научно-практической конференции "Стратегическое управление организацией: теории, методы, практика" (Санкт-Петербург, 2006), Международной научно-практической конференции "Формирование инновационного типа экономики России и регионов. Проблемы менеджмента, логистики, коммерции, маркетинга, сервиса и бизнес-статистики" (Самара, 2007), Всероссийской научно-практической конференции "Менеджмент и маркетинг в социальной сфере" (Пенза, 2004), Всероссийской научно-практической конференции "Социальная политика государства и возможности ее реализации в условиях региона", (Пенза, 2004), Всероссийской научно-практической конференции "Современное состояние и перспективы развития экономики России" (Пенза, 2005), Всероссийской научно-практической конференции "Прогнозирование и программирование социально-экономических процессов в регионе" (Пенза, 2005), Всероссийской научно-практической конференции "Опыт реализации национальных проектов и демографическая политика" (Пенза, 2007), Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы социокультурной трансформации российского общества" (Пенза, 2007).

По теме диссертации автором опубликованы две монографии, научные статьи в периодических экономических изданиях и сборниках научных трудов. Всего по результата исследования опубликовано 56 работ общим объемом 42,05 печ. л., в том числе личный вклад автора составил 43,65 печ. л.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих в себя 14 параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, приводится постановка проблемы, определяются объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, характеризуются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе "Теория и методология сферы социальных услуг" проанализированы современные тенденции в развитии общества, теоретические подходы к проблемам сервисной экономики, вскрыты закономерности и факторы сервисной экономики. Исследованы макроэкономические аспекты развития сферы социальных услуг, выявлена специфика формирования и развития человеческого капитала. Дано авторское понимание сущности и роли услуг социальной сферы, выявлены их особенности, разработана авторская классификация социальных услуг. Исследованы теоретические основы, определены закономерности и принципы функционирования сферы социальных услуг.

Во второй главе "Государственное регулирование сферы социальных услуг" на основе анализа особенностей взаимодействия государства и экономики определена роль государства в функционировании сферы социальных услуг. Проведено исследование форм, методов и инструментов государственного регулирования сферы социальных услуг. Проанализирована система планирования сферы социальных услуг, индикативное планирование рассматривается как элемент государственного регулирования сферы социальных услуг. Автором предлагаются подсистемы индикативного планирования сферы социальных услуг.

В третьей главе "Методологические основы экономического механизма управления сферой социальных услуг" на основе использования системного и комплексного подходов разработана модель управления сферой социальных услуг. Рассмотрены сущность и содержание экономического механизма управления сферой социальных услуг, предложен авторский вариант экономического механизма управления данной сферой. Определены основные направления использования концепции маркетинга в управлении сферой социальных услуг. Дано авторское определение маркетинга социальных услуг и его видов, выявлены содержание функций и особенности использования маркетинга социальных услуг. Проанализированы направления совершенствования управления сферой социальных услуг.

В четвертой главе "Финансовое обеспечение предоставления социальных услуг" определены источники финансирования, проанализированы особенности и выявлены задачи повышения эффективности использования финансовых ресурсов, рассмотрены проблемы бюджетного финансирования сферы социальных услуг. Предложены модель формирования текущего бюджета государственных (муниципальных) услуг и схема бюджетного финансирования предоставления муниципальных социальных услуг. Выяснена роль межбюджетных отношений в финансовом обеспечении предоставления социальных услуг, разработана модель использования межбюджетных отношений в управлении государственными и муниципальными услугами. Предложена модель финансирования социальных услуг с учетом различий в экономической природе социальных услуг.

В заключении работы содержатся основные выводы и рекомендации по теме диссертации.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. В диссертационном исследовании автор исходил из того, что в основе реформирования социальной сферы, совершенствования управления сферой социальных услуг, расширения рыночной составляющей в деятельности ее организаций должно лежать теоретическое и методологическое обоснование таких процессов. Исследование методологических и теоретических аспектов данной проблемы - это исходный пункт в решении проблем функционирования сферы социальных услуг.

Проанализированы макроэкономические факторы развития сферы социальных услуг, обусловленные современными тенденциями в развитии общества в отношении приоритетных целей государственного регулирования, главного фактора производства и ведущей сферы экономики. Актуальность диссертационного исследования подтверждают выявленные автором на основании анализа научной литературы следующие закономерности сервисной экономики:

- возможности экономического роста в первую очередь определяются состоянием и развитием отраслей сферы социальных услуг;

- человеческий фактор превращается в главный фактор экономического роста;

- повышается роль государства в воспроизводстве трудовых ресурсов и формировании человеческого капитала;

- предоставляются новые возможности для реализации макроэкономических теорий посредством государственного регулирования экономики, в том числе сферы услуг;

- изменяется характер социальных потребностей, все чаще появляются постоянные потребности, например поддержание здоровья, профилактика заболеваний, непрерывное образование;

- устанавливается активная позиция организаций сферы социальных услуг в отношении воздействия на потребителей для формирования спроса на свою продукцию;

- осуществляется дифференциация, индивидуализация потребностей населения, переход на долговременные отношения между потребителем и производителем социальных услуг;

- обострение межстрановой конкуренции требует поиска резервов повышения эффективности функционирования экономики, в том числе в частном и государственном секторах сферы социальных услуг;

- под влиянием процесса глобализации появляется тенденция типизации (стандартизации) в развитии сферы социальных услуг.

2. Предложено разделять две группы социальных услуг:

1) общественные услуги для членов общества, в интересах развития общества как составляющая сферы услуг;

2) услуги отдельным слоям, группам в виде социальной помощи по выполнению функций домохозяйств.

Сущность социальных услуг первой группы автор определяет исходя из их роли в формировании человеческого капитала, основного фактора производства и связывает ее с совокупностью экономических отношений по формированию и развитию человеческого капитала. Такой взгляд на социальные услуги объединяет однородные виды деятельности по признаку их направленности на один результат - рост человеческого капитала индивидуума, позволяющий ему выгоднее использовать свой трудовой потенциал, увеличивая доход.

Важнейшими составляющими человеческого капитала являются капитал здоровья, капитал образования и капитал культуры. Сущность социальных услуг более глубокого уровня представляет собой экономические отношения по формированию и развитию капитала образования, капитала здоровья и капитала культуры.

Особенностью социальных услуг является их двойственность. В процессе оказания социальных услуг происходит и потребление, и накопление одновременно, причем отделить одно от другого не представляется возможным. Поэтому затраты на развитие сферы социальных услуг носят инвестиционный характер, так как обеспечивают накопление человеческого капитала.

Социальные услуги второй группы правильнее, как считает автор, называть услугами социальной помощи населению, состоящими из финансовых, транспортных, бытовых и других услуг социально незащищенным гражданам для поддержания нормального уровня жизни. Эти услуги строго индивидуальны и предназначены для тех групп и категорий людей, которым необходима помощь общества, они предоставляются службами социальной защиты органов государственного и муниципального управления в виде индивидуальных услуг социального обеспечения, социальной помощи, что компенсирует отсутствующие функции домашних хозяйств.

Рассмотренные группы социальных услуг различаются по экономической природе и способу воздействия на уровень благосостояния общества (рис. 1).

В результате исследования выделены особенности социальных услуг:

- с экономической точки зрения, социальные услуги направлены на формирование и повышение качества человеческого капитала, создание условий для его воспроизводства;

- в процессе предоставления услуг осуществляются качественные изменения объекта воздействия;

- одновременно происходит предоставление услуги и ее потребление;

загрузка...