Delist.ru

Экономический механизм управления сферой социальных услуг (теория и практика) (10.09.2007)

Автор: Кухтинова Людмила Георгиевна

- широкое применение стратегического и программно-целевого подходов в финансовом планировании, прогнозирование потребности общества в социальных услугах;

- распределение финансовых средств не по фактическим расходам на содержание государственных и муниципальных учреждений, а в зависимости от предоставленных ими социальных услуг;

- использование нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, натуральных нормативов количества и качества социальных услуг, обеспечивающих согласование выделенных финансовых ресурсов и ожидаемых результатов (по объему и качеству услуг, их эффективности);

- обеспечение доступности социально значимых услуг для населения;

- использование элементов системы индикативного планирования в рамках среднесрочного бюджетирования, ориентированного на непосредственные и конечные результаты и позволяющего устанавливать параметры финансового обеспечения на длительную перспективу;

- финансирование социально значимых услуг через государственный социальный заказ, размещаемый на конкурсной основе;

- создание действенной системы мониторинга сферы социальных услуг.

Программно-целевой подход к финансовому управлению сферой социальных услуг реализуется также в рамках социального бюджета, основанного на нормативах и стандартах, государственных и муниципальных заказах, предусматривающего получение конкретных социальных результатов. Именно использование социального бюджета позволяет, на наш взгляд, реализовать принципы, положенные в основу бюджетирования, ориентированного на результат, обеспечить распределение бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами государственного регулирования сферы социальных услуг.

Проведенное исследование, выводы об общих принципах предоставления государственных и муниципальных социальных услуг, их сущностном единстве позволяют ставить вопрос о необходимости выработки общих подходов к бюджетному финансированию социальных услуг вне зависимости от отраслевых особенностей и об объединении в отдельную группу расходов в социальных бюджетах разных уровней с выделением расходов по отдельным видам услуг. Предложено выделить в структуре социального бюджета бюджет сферы социальных услуг, включающий в себя текущий бюджет (нормативное бюджетное финансирование на основе подушевого финансирования) и бюджет развития сферы социальных услуг.

Разработана модель формирования текущего бюджета государственных (муниципальных) социальных услуг (рис. 10).

Определены факторы, способствующие повышению эффективности среднесрочного планирования государственных и муниципальных услуг:

- прогнозируемость и последовательность федеральной и региональной социальной политики;

- согласованность действий региональных органов власти и органов местного самоуправления;

- межведомственное взаимодействие;

- контакт с общественностью.

Рис. 10. Модель формирования текущего бюджета государственных

(муниципальных) социальных услуг

Нормативное бюджетное финансирование позволяет обеспечить на этапе планирования ориентацию на конечный результат, общедоступность, адресность в предоставлении социальных услуг, рассчитать потребность в социальных услугах. Разработана схема бюджетного финансирования предоставления муниципальных социальных услуг (рис. 11).

Рис. 11. Схема бюджетного финансирования предоставления

муниципальных социальных услуг

Предложенный методологический подход к финансированию социальных услуг отвечает требованиям реформирования социальной сферы:

- реализуется программно-целевой подход, обеспечивая четкое выделение целей;

- используются в качестве исходных ориентиров государственные и муниципальные гарантии как действующие и принимаемые обязательства;

- разработка подушевых нормативов на государственные и муниципальные услуги обеспечивает количественную и качественную реализацию государственных и муниципальных гарантий, ориентацию на результат системы финансирования;

- определенность заданий по предоставлению социальных услуг расширяет самостоятельность продуцентов, их полномочия и ответственность;

- облегчается контроль за предоставлением государственных и муниципальных социальных услуг.

14. Условием функционирования экономического механизма управления государственными и муниципальными социальными услугами является выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, муниципальных районов, поселений и городских округов.

Система межбюджетных отношений предусматривает распределение финансовой помощи между территориями в соответствии с их бюджетной потребностью в предоставлении стандартных социальных услуг. В качестве основных инструментов бюджетного выравнивания используются межбюджетные трансферты, долевое участие в налоговых доходах, позволяющие учесть неодинаковый бюджетный потенциал и особенности предоставления социальных услуг на отдельных территориях.

Автором выделены следующие компоненты экономического механизма управления сферой социальных услуг, осуществляемые посредством межбюджетных отношений:

- эффективное распределение государственных и муниципальных социальных услуг по уровням бюджетной системы;

- баланс между доходными источниками и расходными полномочиями на соответствующем уровне бюджетной системы, необходимыми для оказания государственных и муниципальных социальных услуг;

- повышение эффективности формирования доходных источников (меры по увеличению налогового потенциала, совершенствованию налогового администрирования) и расходования бюджетных средств в сфере социальных услуг;

- эффективное использование финансовых ресурсов государственного и муниципального регулирования сферы социальных услуг, в том числе субвенций из фондов компенсаций.

Предложено рассматривать межбюджетные отношения как средство регулирования доступа граждан к социальным услугам, а финансовую помощь бюджетам с учетом их бюджетной обеспеченности - как инструмент обеспечения минимальных социальных стандартов в масштабах национальной экономики с учетом налогообложения и эффективности государственного управления в регионе, муниципалитете.

Разработана модель использования межбюджетных отношений в управлении государственными и муниципальными услугами (рис. 12).

Рис. 12. Модель использования межбюджетных отношений

в управлении государственными и муниципальными услугами

Определены задачи совершенствования межбюджетных отношений в области ресурсного обеспечения сферы социальных услуг по уровням бюджетной системы:

- оптимальное распределение финансовых ресурсов консолидированного бюджета РФ между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и бюджетами муниципальных образований;

- увеличение доходов всех видов бюджетов за счет мобилизации собственных возможностей и обеспечить закрепление расходных полномочий в соответствии с принятыми обязательствами по предоставлению государственных и муниципальных социальных услуг.

загрузка...