Delist.ru

Экономический механизм управления сферой социальных услуг (теория и практика) (10.09.2007)

Автор: Кухтинова Людмила Георгиевна

КУХТИНОВА ЛЮДМИЛА ГЕОРГИЕВНА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

(ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА)

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление

народным хозяйством: экономика, организация

и управление предприятиями, отраслями,

комплексами сферы услуг

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Самара 2007

Работа выполнена в Самарском государственном экономическом университете

Научный консультант - доктор экономических наук, профессор

Сосунова Лильяна Алексеевна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Кулапина Галина Михайловна

доктор экономических наук, профессор

Плоткин Борис Кальманович

доктор экономических наук, профессор

Хаирова Саида Миндуалиевна

Ведущая организация - ОАО "Институт исследования

товародвижения и конъюнктуры

оптового рынка", г. Москва

Защита состоится 28 декабря 2007 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.214.02 при Самарском государственном экономическом университете по адресу: ул. Советской Армии, д. 141, ауд. 325, г. Самара, 443090

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Самарского государственного экономического университета

Автореферат разослан ___ __________ 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Крячков А.Ф.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Современную экономику с учетом приоритетов государственного регулирования рассматривают как социальную рыночную экономику. С социальным государством связывают реализацию принципов социальной справедливости и социальной защищенности. В процессе развития общества решается задача сохранения социального равновесия, означающего обеспечение равных социальных прав, компенсацию потерь от несовершенства рынка, рост общего благосостояния населения. Следует отметить, что как социальное государство Россия, ориентируясь на приоритет социальных факторов в экономическом развитии, должна обеспечивать высокий уровень жизни, предоставлять законодательно оформленные социальные гарантии доступа граждан к социальным правам.

Степень реализации указанных прав зависит в первую очередь от экономических возможностей государства. Вместе с тем реформирование сферы социальных услуг не должно сопровождаться уменьшением доступа к гарантированным государством правам членам общества и уменьшать возможности населения пользоваться бесплатными услугами. Сокращение объема предоставляемых государством бесплатных социальных услуг в процессе реформирования сферы социальных услуг может происходить только в том случае, если это не уменьшает доступ к ним по причине, например, повысившегося дохода населения и расширения доступа к частным социальным услугам.

Проблема реформирования сферы социальных услуг актуальна для многих стран, прослеживаются четко выраженные тенденции уменьшения масштабов деятельности государства с одновременным повышением ее эффективности, увеличивается доля муниципальных и частных социальных услуг. В ходе реформирования российской экономики в настоящее время решается задача рационализации социальных функций государства, органов местного самоуправления, совершенствуется управление социальной сферой. В этих условиях возрастает потребность теоретического обоснования направлений развития социальной сферы. Важно правильно определить набор гарантированных государством социальных услуг, обеспечить условия для их предоставления, установить формы участия регионов и муниципалитетов.

Имеются проблемы в управлении сферой социальных услуг. Так, отсутствует обоснованная стратегия развития сферы социальных услуг, не урегулированы социальные бюджетные отношения по уровням государственного и муниципального управления, уменьшается государственное финансирование социальных услуг при низких доходах населения и неразвитости частного сектора. Реализация реформы в сфере социальных услуг требует глубокой проработки теоретических вопросов управления сферой социальных услуг.

Обеспечение развития сферы социальных услуг предполагает использование единых подходов в отношении каждой из отраслей сферы социальных услуг. Должны быть выработаны общие подходы, принципы и методы управления предоставлением социальных услуг. В рамках формируемой сервисной экономики необходимо разработать действенные механизмы государственного регулирования и управления сферой социальных услуг, обеспечивающие воспроизводство и развитие человеческого капитала.

В настоящее время в ходе реформирования российской экономики осуществляются рационализация социальных функций государства и органов местного самоуправления, совершенствование управления социальной сферой. Такое направление обусловлено возрастающей ролью социальной сферы в развитии национальной экономики. В экономической теории и практике доказано, что залогом стабильного развития является равновесие между экономической и социальной сферами.

Перечисленные обстоятельства доказывают актуальность предлагаемого исследования и определяют выбор его направления - обоснование нового подхода к социальной сфере, позволяющего обеспечить совершенствование ее функционирования.

Степень разработанности проблемы. Разработкам концептуальных основ сервисной экономики посвящены работы таких известных российских ученых-экономистов, как А.У. Альбеков, Б.А. Аникин,

В.Р. Атонян, Г.Л. Багиев, А.Г. Белоусов, В.В. Борисова, А.М. Гаджинский, Е.А. Голиков, М.П. Гордон, В.В. Дыбская, М.Е. Залманова, А.В.Зарьянов, К.В. Инютина, С.Б. Карнаухов, Д.Д. Костоглодов,

Л.Б. Миротин, О.А. Новиков, Д.Т. Новиков, Ю.М. Неруш, А.В. Парфенов, Б.К. Плоткин, О.Д. Проценко, В.М. Пурлик, А.Н. Родников,

загрузка...