Delist.ru

Экологизация процессов управления экономикой на интенсивно осваиваемых территориях (на примере Уральского федерального округа) (10.09.2007)

Автор: Крупинин Николай Яковлевич

4. Существенное расширение и уточнение системы платности природопользования.

5. Подчинение экономики природных ресурсов и экономики производства экологическим ограничениям и принципу сбалансированного природопользования.

6. Переход производства к стратегии качественного роста на основе технологического перевооружения под эколого-экономическим контролем.

7. Отказ от затратного подхода к охране окружающей среды и включение природоохранных функций непосредственно в экономику производства.

8. Изменение и эколого-экономическая ориентация структуры потребностей и стандартов благосостояния.

Управление региональным экоразвитием предполагает:

1) проблемный анализ экологической и эколого-экономической ситуации в стране и регионе;

2) выбор приоритетов развития, разработку и утверждение национальной экологической политики с учётом региональных особенностей;

3) разработку государственной долговременной стратегической программы эколого-экономического развития;

4) формирование системы функций управления эколого-экономическим развитием;

5) формирование организационной структуры и органов управления эколого-экономическим развитием.

Экологическая паспортизация предприятий и территорий предназначена для документального описания эколого-экономических характеристик объектов природоохранной деятельности – предприятий и территориально-производственных комплексов. Экологический паспорт предприятия содержит нормативно-справочную, фактографическую и отчётную информацию о природоёмкости производства. Экологический паспорт территории представляет собой сводную характеристику природных комплексов, социально-демографической структуры и хозяйства территории с позиций соизмерения природного и производственного потенциала. Материалы экологических паспортов территорий и расположенных на них различных хозяйственных объектов вместе с текущими данными мониторинга и отчетными статистическими сведениями образуют большой массив информации, которая должна быть определенным образом организована. Одной из форм такой организации может быть региональный банк эколого-экономической информации (БЭЭИ) – комплекс средств для унифицированного сбора, централизованной обработки и многоцелевого использования данных о состоянии всех структур и объектов природопользования.

В диссертации предложена система индикаторы устойчивого развития региона, которые позволяют оценить состояние экономики, социальной сферы, природных ресурсов, качество окружающей среды и степень экологической безопасности, оценить их взаимосвязи и взаимозависимость, проследить динамику процессов. К таким индикаторам, в частности, относятся, энергоемкость ВРП, удельные загрязнения окружающей среды на единицу ВРП, уровень безработицы, ожидаемая продолжительность жизни населения, уровень заболеваемости и смертности населения, доля инвестиций на охрану окружающей среды и рациональное природопользование, динамика запасов нефти и газа и др.

Снижение загрязнений на единицу ВРП показывает степень экологичности действующих в регионе технологий, эффективность работы на предприятиях очистных сооружений и установок, улучшение качества окружающей среды и уменьшение рисков для здоровья населения.

2. Нормативно- законодательные механизмы экологизации экономики

Реализация природоресурсной и природоохранной региональной политики во многом зависит от законодательного разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, особенно в ракурсе государственной собственности на природные ресурсы, обеспечения социально-экономических прав граждан и тому подобным проблемам.

Общие правила пользования природными ресурсами, установленные федеральными кодексами и законами, необходимо адаптировать к условиям экономического, социального, технологического и экологического своеобразия субъектов Федерации Уральского федерального округа.

Основные научные идеи и положения автора в части обоснования механизма регулирования природопользования нашли отражение при разработке механизма регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды в целях обеспечения устойчивого развития нашли отражение в Законе Ханты – Мансийского Автономного округа «Об охране окружающей природной среды и экологической защите населения автономного округа». Данный закон принят Думой Ханты – Мансийского автономного округа 23 января 1998 года. Рассмотрим основные положения данного закона (в редакции Законов ХМАО от 30.09.1999 № 53-оз, от 09.10.2000 № 69-оз, от 19.03.2001 № 15-оз, от 12.11.2001 № 66-оз). При этом отдельные положения закона, которые утратили силу, упущены.

Данный Закон автономного округа в соответствии с федеральным законодательством регулирует отношения по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической защиты населения округа, отношения по установлению особенностей порядка государственного управления в названной сфере с учетом экологического статуса автономного округа, а также отношения, возникающие в процессе реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления автономного округа полномочий по регулированию отношений в области охраны окружающей природной среды и по осуществлению контроля над соблюдением природоохранного и экологического законодательства юридическими и иными лицами на территории автономного округа.

Целью Закона является обеспечение защиты конституционных прав населения автономного округа на благоприятную окружающую природную среду, определение правовых, экономических и организационных условий охраны окружающей природной среды, обеспечение контроля экологической безопасности населения автономного округа и ведение экологического мониторинга; закрепление обязательного для всех хозяйствующих субъектов требований экологического характера в процессе подготовки и ведения хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую природную среду автономного округа; установление принципа обязательного страхования экологических рисков при ведении отдельных видов производственной деятельности на территории автономного округа.

В данном законе впервые на региональном уровне вводится такое понятие, как экологическая защита, под которой понимается комплекс мер управленческого, правового и экономического характера, обеспечивающих необходимое качество (состояние) окружающей природной среды для сохранения здоровья населения автономного округа, сохранения и воспроизводства экосистем, а также комплекс требований к антропогенному и техногенному воздействию на окружающую природную среду и экосистемы на территории автономного округа в целях сохранения условий для жизнедеятельности, воспроизводства и социального развития населения автономного округа.

Закон «Об охране…» регулирует отношения в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической защиты населения автономного округа, отношения по установлению органами государственной власти автономного округа в рамках своих полномочий особенностей порядка государственного управления в названной сфере и создание специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также определение полномочий органов местного самоуправления по регулированию отношений в области охраны окружающей природной среды и осуществлению контроля над соблюдением природоохранного законодательства на территории автономного округа.

В Законе предусмотрены меры по учету и социально-экономической оценке природных ресурсов. Территориальные подразделения специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, а также охраны окружающей среды совместно с соответствующими органами государственной статистики и природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально - экономическую оценку.

Государственный экологический контроль осуществляется с целью обеспечения исполнения природоохранительного законодательства, соблюдения экологических требований, правил природопользования, выполнения программ и мероприятий по охране окружающей среды. Государственный экологический контроль в автономном округе осуществляется специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, а также специально уполномоченными государственными органами в области регулирования, использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, действующими на территории автономного округа в соответствии с их компетенцией.

К экологическим правонарушениям в области охраны земли относят: несанкционированное загрязнение земель либо порча (уничтожение) плодородного слоя почвы; нарушение почвенного, растительного покрова при транспортировке буровых и иных промышленных крупногабаритных установок, а также грузов, без последующей рекультивации; неприведение земель в состояние, пригодное для использования их по целевому назначению; продажа и вывоз с территории автономного округа плодородного слоя почвы; отступление без надлежащего разрешения от утвержденных в установленном порядке проектов внутрихозяйственного землеустройства; невыполнение обязательных мероприятий по рекультивации земель, ликвидации и рекультивации территории шламовых амбаров; проведение рекультивационных работ по технологиям, не имеющим положительного заключения государственной экологической экспертизы, а равно сокрытие разливов загрязняющих веществ путем засыпки их грунтом и др.

К примеру, к экологическим правонарушениям в области охраны недр относят:

- начало нефтяных операций без обязательного страхования рисков причинения ущерба окружающей природной среде;

- выборочная отработка богатых участков месторождений, приводящая к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых и порче месторождений;

- невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ, приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, либо невыполнение требований по сохранению месторождений, горных выработок и буровых скважин на время консервации;

- применение промышленных технологий, способных нарушить систему подземных водоносных горизонтов;

- проведение нефтяных операций с нарушением технического проекта обустройства и эксплуатации месторождения углеводородов;

- несанкционированное сжигание попутного газа;

- разубоживание нефтеносных пластов;

- использование для закачки в нефтеносные пласты химических реагентов, отходов и прочих загрязняющих веществ нагнетательных и нефтегазодобывающих скважин с нарушенной герметичностью обсадных колонн или без предварительной проверки их герметичности;

3. Институциональные механизмы реализации экологизации экономики.

Приоритетные направления совместной деятельности сопредельных территорий, по мнению автора, должны определять выбор стратегии их развития. В качестве параметров урбанизированных территорий и/или муниципальных образований УрФО, основополагающих для осуществления совместной деятельности, выделены:

- территориальная близость отдельных муниципальных образований и общность интересов по оптимизации использования природных ресурсов (традиционное природопользование в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах);

- совместные эколого-ресурсные интересы в монопроизводственном процессе на территории одного субъекта Федерации (горная промышленность и металлургия в Свердловской области, машиностроение – в Челябинской области, нефте- и газодобыча в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах);

- формы расселения населения на территории субъекта Федерации и его социальные характеристики. Так, в автономным округах основными факторами расселения населения являются национальная принадлежность и компактность;

- необходимость сохранения традиционного природопользования в регионах проживания коренных северных народов (хантов, манси);

загрузка...