Delist.ru

Экологизация процессов управления экономикой на интенсивно осваиваемых территориях (на примере Уральского федерального округа) (10.09.2007)

Автор: Крупинин Николай Яковлевич

Результаты комплексной эколого-экономическая оценки должны стать основой для эколого-экономического районирования территории.

На основе материалов эколого-экономического районирования и должно быть:

изучено современное состояние экосистем территории округа, и в первую очередь, территории месторождений нефти находящихся на всех стадиях разведки, обустройства и эксплуатации;

разработаны локальные регламенты природопользования для каждой из категорий земель, выделенных в процессе районирования, установлены определенные ограничения в области применения техники и технологии строительства, бурения, добычи нефти и газа, их сбора и подготовки;

выделены загрязненные участки территории, оказывающие максимальное отрицательное влияние на окружающую среду прилегающих земель и представляющие угрозу здоровью населения, нуждающиеся в первоочередной экологической санации, разработаны научно-обоснованные планы и программы рекультивационных, природовосстановительных работ и компенсационных мероприятий.

В целях достижения сбалансированного эколого-экономического развития в нефтяных регионах Западной Сибири и в Ханты-Мансийском округе с участием автора была разработана и реализована программа, предусматривавшая переход нефтедобывающих регионов округа к устойчивому сбалансированному эколого-экономическому развитию. В качестве модельной территории для отработки механизмов перехода был выбран Нижневартовский район. Основным условием перехода к устойчивому развитию является планомерный переход нефтедобывающей промышленности на обязательное использование природосберегающих технологий.

5. Реализация мер по экологизации процессов управления экономикой на интенсивно осваиваемых территориях должна базироваться на совершенствовании нормативно-правового и организационно-экономического регулирования природопользования с учетом специфики данной территории.

В диссертации выявлены современные тенденции управления природопользованием в условиях устойчивого развития. Установлено, что в условиях перехода к устойчивому развитию муниципальное управление природопользованием на интенсивно осваиваемых территориях должно ориентироваться на следующие приоритеты: а) совместное использование природных ресурсов в хозяйственно-экономической деятельности; б) совместное использование транспортной, дорожной и энергетической инфраструктуры; в) регулирование социальных и общественных процессов на территории города или муниципального образования.

Приоритетность направлений совместной деятельности, на наш взгляд обусловлена основополагающими параметрами, характеризующими урбанизированные и интенсивно осваиваемые территории Уральского федерального округа. В частности:

- территориальная близость отдельных муниципальных образований и общность интересов по оптимизации использования природных ресурсов (традиционное природопользование в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах);

- совместные эколого-ресурсные интересы в монопроизводственном процессе на территории одного субъекта Федерации (горная промышленность и металлургия в Свердловской области, машиностроение – в Челябинской области, нефте- и газодобыча в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах);

- формы расселения населения на территории субъекта Федерации и его социальные характеристики. Так, в автономным округах основными факторами расселения населения являются национальная принадлежность и компактность;

- учет инфраструктурного единства территории муниципального образования: промышленно-транспортной, жилищно-коммунальной, социальной, рекреационной, сельскохозяйственной.

Весьма специфической проблемой является управление охраной окружающей среды на промышленном (энергетическом) предприятии, которая должна строиться в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 14000 и предполагающая экологизацию управленческих решений на региональном и муниципальном уровнях.

Экологизация есть процесс последовательного внедрения систем технологических, управленческих и других решений, позволяющих повышать эффективность использования природных ресурсов и качества окружающей среды. Экологизацию управленческих решений следует рассматривать как приоритетное направление и основное требование в ходе решения территориальных природоресурсных, социально-экономических и технологических задач. Теоретические основы экологизации экономики формируются исходя из принципов совместного учета использования природных ресурсов, естественных условий жизни населения и его социального развития; системного подхода к выбору вариантов использования окружающей среды на основе учета взаимосвязей между ее компонентами и обществом.

Необходимость территориальной ориентации в управлении природопользованием в субъекте Федерации связана с несколькими современными обстоятельными:

а) повышением роли социального фактора при развитии производительных сил региона;

б) усилением специализации при комплексном решении территориальных задач, обусловленных социально-исторической, географической и природоресурсной особенностью области или автономного округа;

в) спецификой природопользования и охраны окружающей среды, которая требует территориальной привязки и наибольшей эффективности при реализации задач обеспечения экологической безопасности.

Следует отметить, что теоретические и прикладные исследования по экологизации хозяйственного механизма управления экономикой в нашей стране и за рубежом проводятся на протяжении уже многих лет. В настоящее время наиболее известны два направления таких исследований. Первое направление отдает предпочтение прямому экономическому регулированию, предусматривающему сочетание методов императивного, административно-распорядительного управления с инструментами экономического и чисто рыночного регулирования, при решающей роли централизованного, государственного вмешательства в экономику. Второе направление отдаёт предпочтение косвенному регулированию с широким применением экономических методов управления при минимально возможном прямом вмешательстве со стороны государства. Сторонники данного направления рассматривают проблему загрязнения окружающей среды под углом зрения достижения оптимального рыночного равновесия между экономическими целями и интересами «загрязнителя» и «загрязняемого».

Важным направлением реализации государственной стратегии устойчивого развития, направленной на сбалансированное решение социально-экономических задач на перспективу и сохранение благоприятного качества окружающей среды, является применение экологического аудита.

Совершенствование хозяйственного механизма в сфере охраны окружающей среды предполагает:

развитие методов экономической оценки негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на состояние окружающей среды;

совершенствование платежей за загрязнение окружающей природной среды;

последовательный переход на систему международных стандартов технологических процессов и производимой продукции;

выделение и реабилитация территорий с опасными изменениями качества окружающей природной среды, возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, нанесенного в результате негативных экологических последствий;

усиление деятельности по сохранению биологического разнообразия, экосистем и ландшафтов, развитие сети особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами и свойствами, расширение зон ограниченного природопользования;

широкое распространение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды;

поддержка общественных экологических движений и привлечение неправительственных организаций к решению экологических проблем;

обоснование и проведение внешней политики в сфере обеспечения экологической безопасности, отвечающей национальным интересам России и отдельных регионов страны.

Таким образом, цель устойчивого развития в долгосрочной перспективе – гармонизация взаимоотношений общества и природы на различных иерархических уровнях за счет развития хозяйственной деятельности в пределах хозяйственной емкости биосферы.

Реализация мер по экологизации процессов управления экономикой на интенсивно осваиваемых территориях должна базироваться на совершенствовании нормативно-правового регулирования природопользования с учетом специфики данной территории, включая усиление государственного регулирования, государственного и производственного экологического контроля и совершенствовании организационно-экономического механизма природопользования, в том числе платности природопользования, экологического образования, переход на международные стандарты в сфере природопользования, внедрение экологического страхования и экологической сертификации.

Экологизация процессов управления экономикой связана с необходимостью решения таких задач, как: а) решение непосредственно экологических проблем федеральной и региональной значимости во взаимосвязи с социально-экономическими факторами развития народного хозяйства; б) создание на федеральном и региональном уровнях механизма снижения антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения. При этом в основе такого механизма находятся требования и условия для субъектов (инициаторов) хозяйственной деятельности с целью предотвращения или уменьшения ее негативных экологических последствий; в) совершенствование механизма привлечения инвестиций для реализации проектов и программ природоохранного назначения.

Огранизационно-экономические механизмы экологизации процессов управления экономикой

Низкий уровень платы за пользование природными ресурсами не стимулирует их эффективное использование и расширенное воспроизводство, резко ограничивает возможности эффективного государственного экономического регулирования. Исходя из приоритетов национальной экологической политики России, необходимо произвести повышение ценности природных ресурсов в стране и отдельных регионах, включая Уральский федеральный округ. В данном случае основными механизмами могут являться как административный, так и экономический.

Совершенствование современного экономического механизма использования природных ресурсов включает в себя повышение ценности всего природного богатства (включая адекватный учет экологического фактора в экономике, стоимость ресурсов, оценку ассимиляционной емкости, повышение платы за загрязнение и пользование ресурсами, учет в макропоказателях, таких как ВВП, деградации ресурсов и загрязнения, перестройку структуры экономики, налоги, кредиты, цены, субсидии).

Главными слагаемыми экологизации экономики на наш взгляд являются:

1. Включение экологических условий, факторов и объектов, в том числе возобновляющихся ресурсов, в число экономических категорий как равноправных с другими категориями богатства.

2. Формирование интернационального и межрегиональных рынков экологических ценностей и факторов окружающей среды.

3. Переход на новую систему ценообразования, учитывающую экологические факторы, ущербы и риск.

загрузка...