Delist.ru

Экологизация процессов управления экономикой на интенсивно осваиваемых территориях (на примере Уральского федерального округа) (10.09.2007)

Автор: Крупинин Николай Яковлевич

Таблица 2

Природоресурсная характеристика субъектов Федерации Уральского федерального округа

Субъект Федерации Основные природные ресурсы

Курганская область Леса, торф, железная руда, гипс, общераспространенные полезные ископаемые

Свердловская область Леса, медные руды, бокситы, уголь, асбест, золото, платина, мрамор, тальк, драгоценные и поделочные камни

Тюменская область Леса, нефть, газ

Челябинская область Леса, уголь, железная руда, магнезит, графит, огнеупорные глины

Ханты-Мансийский АО Леса (сосна, ель, кедр), нефть, газ

Ямало-Ненецкий АО Газ, нефть, конденсат, леса, торф, уголь

Наиболее сильное влияние на окружающую среду и степень экологической безопасности оказывают предприятия нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, что весьма характерно для Уральского федерального округа и субъектов Федерации, входящих в этот округ. Данные предприятия следует рассматривать как постоянный источник комплексного воздействия на окружающую среду, прежде всего, на гидросферу, литосферу и атмосферу региона. Характерным для субъектов Федерации Урала и Западной Сибири является отжиг попутного нефтяного газа на факелах, который сопровождается сильным загрязнением атмосферного воздуха. Среди предприятий газовой промышленности Уральского федерального округа одним из крупнейших загрязнителей атмосферы является газовый концерн Челябинской области. В Уральском федеральном округе в наибольшей степени загрязнен воздушный бассейн Свердловской и Челябинской областей.

Напряженная водохозяйственная обстановка сложилась в бассейнах рек Урал, Тобол и др. Значительные объемы загрязненных сточных вод фиксируются в Ханты-Мансийском автономном округе. Очаги загрязнения подземных вод фенолом, марганцем, железом, трех и шестивалентным хромом, углеводородами, нитратами имеются в Свердловской области. В УрФО на протяжении трех последних десятилетий из-за интенсивного развития промышленного потенциала, включая предприятия черной и цветной металлургии, машиностроительного комплекса, постоянно ощущается дефицит источников питьевого водоснабжения, особенно в Курганской, Свердловской и Челябинской областях.

Площадь земель, нарушенных при добыче и переработке полезных ископаемых, геологоразведочных работ, торфоразработках и строительстве составила по состоянию на 2006 г. более 1,3 млн. га. Однако восстановление нарушенных земель проводится в незначительных объемах. При этом зоны влияния городов простираются на десятки километров, а крупных агломераций – на сотни километров, например, Среднеуральской – 300 км.

Загрязнение земель нефтью и нефтепродуктами становится одной из крупных экологических проблем России, особенно острой для Западно-Сибирского региона. Свыше 90% аварийных разливов нефти вызывают сильные и во многом необратимые повреждения природных комплексов. Наибольшее количество нарушений, связанных с загрязнением земель, приходится на регионы размещения нефтегазовой и химической промышленности, черной и цветной металлургии, в том числе Ханты-Мансийский автономный округ, Свердловская область и др.

Отметим, что годовой рост образования токсичных отходов в Уральском федеральном округе наиболее значителен в Челябинской (1762.5 тыс. т) и Свердловской областях (135.2 тыс. т).

Серьезной проблемой охраны недр и окружающей среды является состояние фонда отработанных глубоких нефтяных и газовых скважин. Контроль над состоянием этого фонда ведется неудовлетворительно. Вместе с тем, частью скважин вскрыты пласты с высоким содержанием токсичных и агрессивных компонентов, и эти объекты потенциально опасны. На нефтяных месторождениях действует промысловые трубопроводы различного назначения, по которым транспортируются высокоагрессивные продукты – нефть, пластовая вода, попутный нефтяной газ, сероводород. Это приводит к интенсивной коррозии нефтепроводов и авариям.

Общечеловеческую ценность представляет крупнейший в мире ареал ненарушенных экосистем (более 9 млн. кв. км), занимающий около 60% площади страны (в том числе и в Уральском федеральном округе). Такие территории способны выступать в роли глобального регулятора поглощения углерода и вырабатывать значительные массы кислорода.

На северных территориях Уральского федерального округа проживает значительное количество коренных народов (табл. 3), само существование которых зависит от состояния окружающей среды.

Таблица 3

Численность коренных народов отдельных северных территорий России

Нацио-нальность Численность,

чел. Субъект Федерации

Манси 8461 Ханты-Мансийский автономный округ,

Тюменская и Свердловская области

Ненцы 34645 Ямало-Ненецкий, Таймырский и Ненецкий автономные округа, Архангельская, Мурманская, Тюменская области

Селькупы 3612 Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Томская область

Ханты 22551 Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Томская и Тюменская области

Эвенки 30163 Ямало-Ненецкий, Таймырский, Эвенкийский автономные округа, Республики Бурятия, Саха (Якутия), Хабаровский и Приморский края, Читинская, Сахалинская области

Коренные народы, занимающиеся традиционным природопользованием, могут стать гарантами долговременного и устойчивого использования природных ресурсов на обширных территориях своего традиционного расселения и хозяйственной деятельности. Они могут быть и активными участниками экологического туризма, экологически безопасной рекреации, пропагандистами традиционно бережного отношения к природным ресурсам северных территорий.

В народном хозяйстве округа сложился к настоящему времени форсированный режим эксплуатации основных видов природных ресурсов. Главная его особенность - превышение скорости количественного и качественного истощения запасов природных ресурсов по сравнению с компенсаторными возможностями экономики. Результатом этого стало прогрессирующее падение эффективности добывающих отраслей народного хозяйства, увеличилась доля ресурсов, направляемых в эти отрасли для поддержания сбалансированности экономики, что замедляет общие темпы развития территории.

При выборе стратегии экономического развития необходимо учитывать допустимый уровень дополнительного антропогенного воздействия, который зависит как от современной экологической напряженности, так и от устойчивости отдельных экосистем. Первоочередными задачами, на наш взгляд, следует признать разработку Заполярного месторождения, а также месторождений полуострова Ямал. В целях повышения экономической и экологической эффективности функционирования предприятий нефтегазового комплекса в Уральском федеральном округе необходимо увеличить глубину переработки нефти за счет передовых прогрессивных технологий и довести качество производимых нефтепродуктов до мирового уровня.

3. Теоретические положения и подходы к выбору альтернативных направлений развития интенсивно осваиваемых территорий применительно к Уральскому Федеральному округу.

В диссертации дана характеристика использования природных ресурсов в интенсивно осваиваемых территориях. Масштабы и темпы освоения территории Ханты-Мансийского автономного округа не имеют себе равных даже и на земном шаре. По оценкам экспертов, добыча газа до 2020 г. в Ямало-Ненецком автономном округе возрастет до 620-670 млрд. куб. м, в Ханты-Мансийском автономном округе – до 30-35 млрд. куб. м. Несомненно, природные комплексы Среднего Приобья испытывают небывалый техногенный пресс. Несоизмеримая интенсивность развития нефтегазодобывающей промышленности привела к колоссальному истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды веществом, энергией и информацией.

В работе установлено, что сопутствующие компоненты месторождений, содержащиеся в промышленных масштабах, оказываются излишними по отношению к потребностям народного хозяйства. Наиболее крупными невостребованными компонентами являются попутный газ и территориально совмещенные с нефтегазовыми месторождениями торфяные залежи. Такая практика планирования связана с отраслевой принадлежностью предприятий, которые не заинтересованы в добыче и переработке непрофильной продукции. Переход к ресурсосберегающему типу производства подразумевает комплексное использование месторождений, так как является одним из важнейших путей повышения эффективности в их освоение.

В настоящее время уже имеется определенная практика платежей за безвозвратную потерю побочных ресурсов. В то же время, проблема рационального использования попутного газа не находит решения. Недропользователям экономически выгоднее утилизировать газ путем сжигания на факельных хозяйствах, так как стоимость его переработки и транспортировки выше рыночной стоимости. Не смотря на то, что объем сжигаемого газа за последнее десятилетие сократился в среднем в два раза, абсолютные величины сжигания ресурса остаются на высоком уровне. Уровень использования попутного газа на отдельных предприятиях округа колеблется от 30 до 95%. Удовлетворительное состояние по утилизации попутного газа наблюдается лишь в 7 из 45 нефтедобывающих предприятий (95-99%).

Такая практика приводит к безвозвратным потерям полезных ископаемых и разработке новых месторождений по мере изменения конъюнктуры рынка, что обходится значительно дороже для народного хозяйства. Кроме того, увеличиваются расходы на улучшение состояния окружающей среды, и на восстановление здоровья населения. Отрицательное воздействие факелов проявляется в нарушении всех компонентов окружающей среды. Например, наблюдается гибель древостоев, нарушение структуры и соотношения биомассы видов живого напочвенного покрова. Экспериментально было установлено увеличение раковых опухолей у мышевидных грызунов, обитающих в районе факелов. Поверхность почвы загрязняется сажей и не сгоревшими фракциями нефти. Следует особо отметить, что функционирующими факелами потребляется кислород, загрязняется атмосфера продуктами неполного сгорания углеводородов, окисями углерода, азота, сернистым ангидридом, канцерогенными и другими веществами. В работе проведен расчет платы за выбросы загрязняющих веществ по Ханты-Мансийскому автономному округу за сжигание попутного газа. Факелы являются мощным источником тепла и оказывают влияние не только на сопредельные участки, но и на климат региона. Таким образом, решение проблемы сжигания попутного газа на факельных хозяйствах является значимой экономической, экологической и социальной задачей, относящейся к вопросу охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Анализ технико-экономического обоснования инвестиционных проектов по использованию попутного газа показывает, что существуют альтернативные, экономически выгодные технологии его утилизации. Например, переработка попутного газа в целях получения стабильного газового бензина и широкой фракции легких углеводородов. Реальным путем решения проблемы утилизации попутного газа, на наш взгляд, является реализация технологии производства электроэнергии на газотурбинных генераторах. Это позволяет экономить эквивалентное количество углеводородного сырья, используемого для получения электроэнергии. Производимое тепло используется для нужд персонала и технологических целей. При обустройстве небольших и новых осваиваемых месторождений необходимо предусматривать долевое финансирование строительства газопроводов и газотурбинных генераторов с участием нескольких инвесторов. Избыток производимой энергетической продукции может направляться в ЕЭС России.

Территория ХМАО является самым заболоченным регионом земного шара. Общая площадь промышленной торфяной залежи составляет 6,2 млн. га. Земли лесного фонда, покрытые лесом, составляют 27,4 млн. га. В силу особенностей территориального расположения экосистемы Среднего Приобья характеризуются слабой устойчивостью к внешним воздействиям и низкой способностью к самовосстановлению, что определяется скоростью протекания важнейших химических и биологических превращений, а также интенсивностью выноса продуктов процесса техногенеза за пределы региона на фоне высокой проницаемости почвенных пород.

Образование вторичных древесных ресурсов в лесном секторе экономики при существующей технологической организации – процесс объективный; до 45–50% запаса древесины на корню в лесопромышленном производстве превращается во вторичные древесные ресурсы. Программами развития экономики округа предусматривается возрождение лесоразработок и развитие деревообрабатывающей промышленности. Но порубочные остатки, традиционно уничтожаемые путем сжигания или захоронения, также представляют собой ценное сырье.

По нашим оценкам, в ХМАО ресурсы древесных отходов на лесозаготовках и лесных складах ежегодно составляют порядка 200 тыс. м3; ресурсы отходов лесопиления 300 тыс. м3, из них было использовано на топливо 73%.

Значительная часть вторичных древесных отходов и, главным образом, отходы лесопиления и деревообработок использовались в производстве ДСП. В Свердловской области их доля составляла 17,4 % общих потребностей в данном производстве (технологические дрова 53 %, технологическая щепа 24,4 %, дрова топливные 5,2 %). На Среднем Урале производство технологической щепы для целлюлозного и плитного производства из вторичных древесных ресурсов в настоящее время эффективно только при условии совместного расположения этих производств. Эффективным в настоящее время стало использование вторичных древесных ресурсов для углежжения. Это производство эффективно функционирует, обеспечивая потребности металлургических предприятий; главным образом, алюминиевых комбинатов в Краснотурьинске и Каменск-Уральске. В условиях сокращение запасов ископаемых источников энергии и постоянного увеличения их стоимости.

загрузка...