Delist.ru

Депрессии при различных психических заболеваниях -- клиникаи лечение (10.09.2007)

Автор: Кинкулькина Марина Аркадьевна

Достоверность Статистический метод

Возраст р= 0,68 U-критерий Манн-Уитни

Пол р= 0,57 Хи-квадрат

Возраст начала заболевания р= 0,07 U-критерий Манн-Уитни

Длительность заболевания р= 0,15 U-критерий Манн-Уитни

Темп прогредиентности р= 0,04 U-критерий Манн-Уитни

Стадия заболевания р= 0,09 U-критерий Манн-Уитни

Соматическая патология, связанная с употреблением алкоголя р= 0,22 Хи-квадрат

Тяжесть абстинентного синдрома р= 0,17 U-критерий Манн-Уитни

Частота возникновения симптоматики депрессивного круга р= 0,02 U-критерий Манн-Уитни

Выраженность симптоматики депрессивного круга при оценке по шкале MADRS р= 0,05 коэффициент корреляции Спирмена (r)

Динамика оценки по шкале ПВА (психопато-логическая симптоматика в структуре ПВА) р= 0,04 коэффициент корреляции Спирмена (r)

Поддерживающая терапия р= 0,36 Хи-квадрат

Длительность поддерживающей терапии р= 0,02 U-критерий Манн-Уитни

Контроль за приемом поддерживающей терапии со стороны близких больного р= 0,04 Хи-квадрат

Трудовая занятость при условии трезвеннических установок в коллективе р= 0,04 Хи-квадрат

Выявлено, что существенное влияние на возможность достижения стойкой длительной ремиссии оказывали такие показатели, как длительность поддерживающей терапии, а также темп прогредиентности заболевания, контроль за приемом поддерживающей терапии со стороны близких больного, и трудовая занятость при условии трезвеннических установок в коллективе. Показана взаимосвязь между длительностью ремиссий и частотой возникновения симптоматики депрессивного круга (при увеличении частоты возникновения симптоматики депрессивного круга длительность ремиссии снижалась), а также интенсивностью депрессивной симптоматики при оценке по шкале MADRS, и в особенности с данными оценки возникавших изменений самочувствия больных по шкале психопатологической симптоматики в структуре ПВА.

Было проведено изучение эффективности терапии (стойкость и длительность достигнутой ремиссии) после настоящего курса лечения, когда всем пациентам рекомендовали длительный (не менее года) прием индивидуально подобранной поддерживающей терапии вне зависимости от того, отмечались или нет при амбулаторном наблюдении симптомы депрессивного круга. У подавляющего большинства больных самочувствие при выписке из стационара было хорошим, настроение ровным, признаков усиления ПВА не отмечалось. Проводили сравнение полученных данных с эффективностью терапии тех же больных после предшествующего курса лечения, когда после купирования абстинентного синдрома и постабстинентных расстройств длительная поддерживающая терапия не была рекомендована (после предыдущего лечения в некоторых случаях больным рекомендовали прием антидепрессантов в течение 2-х месяцев, или кратковременный прием антидепрессантов «при снижении настроения»). Данные о числе больных, которые оставались в ремиссии в разные сроки после купирования алкогольного абстинентного синдрома и постабстинентного состояния, приведены в Таблице 20.

Таблица 20. Стабильность ремиссии.

Число больных в ремиссии /

длительность наблюдения (мес) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Последняя госпитализация 154 148 146 146 142 139 132 129 127 123 120 114

Предыдущая госпитализация 140 129 122 119 117 101 96 90 85 83 78 70

Различия (р = ) 0,013 0,005 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000

Начиная с первого месяца поддерживающей терапии, отмечалась достоверная разница между числом больных, которые оставались в ремиссии при проведении длительной поддерживающей терапии, по сравнению с тем периодом, когда поддерживающая терапия не проводилась. В ходе катемнестического прослеживания эта достоверная разница сохранялась. Продолжительность времени до развития развернутого рецидива заболевания у больных после настоящего и предыдущего курсов лечения составила 43,8 ± 15,9 недель и 33,5 ± 19,9 недель соответственно (различия статистически достоверны, р < 0,05). Полученные в нашем исследовании результаты согласуются с точкой зрения Энтина Г.М. с соавт., (2002г.), Александровой Н.В. (1995), считающих что «больной и его родственники должны быть ориентированы на длительное поддерживающее лечение, без которого нет шансов на успех противоалкогольной терапии».

Проведенное исследование позволило установить важную роль и существенные психопатологические особенности депрессий при шизофрении и алкоголизме, взаимосвязь депрессивных нарушений с другими психопатологическими синдромами, их динамику, разработать терапевтические программы и определить прогностическую значимость.

Результаты исследования показали, что депрессии при шизофрении формировались в рамках обострения и после купирования острого психотического состояния.

Установлена необходимость дифференцированного подхода к терапии депрессивных нарушений при шизофрении с обязательным учетом этапа заболевания.

Выявлена психопатологическая неоднородность депрессий в рамках обострения шизофрении; наблюдались состояния со сложной депрессивно-бредовой и галлюцинаторной симптоматикой с кататоническими включениями, депрессивно-параноидные синдромы, депрессивные состояния относительно простой структуры.

4.1. Выделены два варианта развития сложного депрессивного синдрома с бредовой, галлюцинаторной и кататонической симптоматикой: При первом полиморфная продуктивная симптоматика с бредовыми идеями преследования, псевдогаллюцинациями и кататоническими расстройствами формировалась на фоне депрессивного синдрома (с депрессивным бредом). Стереотип развития приступа был схож с таковым у больных с депрессивно-параноидной симптоматикой и был характерен для шубообразного течения заболевания. При втором варианте выраженные депрессивные расстройства присоединялись к уже развившемуся галлюцинаторно-параноидному синдрому; этот вариант развития синдрома чаще наблюдался при непрерывном типе течения, и был связан с высоким риском суицидальных действий.

4.2. Полученные данные убедительно показали, что депрессивная симптоматика в структуре острого психотического состояния при шизофрении тесно коррелировала с выраженностью других продуктивных симптомов, являлась интегральной частью острого психоза, не требовала отдельного лечения, и интенсивность депрессивных расстройств уменьшалась при проведении адекватной антипсихотической терапии.

Депрессии, развившиеся у больных шизофренией после купирования острого психотического состояния, характеризовались разной степенью атипичности психопатологических нарушений и значительным синдромальным полиморфизмом. Атипичность депрессивной симптоматики проявлялась стертостью, незавершенностью всего симптомокомплекса или касалась выборочно отдельных компонентов депрессивной триады. Наблюдались следующие ведущие синдромы: апато-адинамический, тоскливо-адинамический, анестетический, астено-ипохондрический, психастенический, сенесто-ипохондрический, дисфорический, тревожный, деперсонализационный.

5.1. Выделено три основных варианта развития депрессивных нарушений у больных шизофренией после купирования острого психотического состояния. При первом по мере редукции бреда и галлюцинаций появлялась и выходила на первый план в клинической картине депрессивная симптоматика; при втором депрессивная симптоматика возникала вскоре после полной редукции психотических переживаний (в течение 2-8 недель); при третьем варианте через несколько месяцев после редукции психоза. Большая часть депрессивных нарушений возникала у больных шизофренией в раннем постприступном периоде.

5.2. Результаты проведенного исследования показали, что при лечении больных шизофренией с депрессивной симптоматикой, развившейся после купирования острого психотического состояния, дополнительное дифференцированное назначение антидепрессантов эффективно и безопасно.

5.3. Установлены два типа динамики депрессивных нарушений в межприступном периоде. Благоприятный тип – пролонгированные фазы без усложнения аффективной симптоматики, неблагоприятный – длительное существование депрессивных расстройств с постепенным усложнением и трансформацией синдрома.

Депрессивная симптоматика не являлась предиктором плохого прогноза при шизофрении – при условии адекватной терапии большинство больных вернулись к уровню функционирования, который отмечался у них до развития последнего приступа.

При алкоголизме депрессивные расстройства наблюдались на всех этапах заболевания и характеризовались малой дифференцированностью, полиморфностью, изменчивостью, преобладанием тревожной и дисфорической симптоматики.

Депрессивная симптоматика входила в структуру алкогольного абстинентного синдрома; в постабстинентном состоянии симптомы депрессивного круга являлись проявлением психопатологической составляющей патологического влечения к алкоголю. Выраженность депрессивной симптоматики коррелировала с интенсивностью патологического влечения.

Полученные результаты показали, что на этапе становления ремиссии появление депрессивной симптоматики свидетельствовало об актуализации патологического влечения к алкоголю.

Установлено, что длительная поддерживающая терапия с применением антидепрессантов и нормотимиков предупреждала актуализацию патологического влечения к алкоголю, что способствовало профилактике рецидивов заболевания и формированию более длительной ремиссии. Эти данные свидетельствуют о необходимости включения антидепрессантов и нормотимиков в комплексную терапевтическую программу лечения больных алкоголизмом.

загрузка...