Delist.ru

Методология построения автоматизированных корпоративных информационных систем поддержки авиационного производства на основе управления затратами (10.09.2007)

Автор: Камакин Владимир Алексеевич

Для решения задачи организации данных для передачи их в различные прикладные программы, такие как CAD, CAM, MRP, система подготовки эксплуатационной документации в электронном виде (ИЭТР), система автоматизации складов или бухгалтерские программы возможность доступа к необходимому для них набору данных разработан и получил широкое применение международный стандарт ISO 10303 STEP (ГОСТ Р ИСО 10303) – Стандарт о представлении информации об изделии и способам работы с ней. Стандарт STEP регламентирует: логическую структуру базы данных, номенклатуру информационных объектов, хранимых в базе, их связи и атрибуты.

Проведенный анализ исследований в области автоматизации информационной поддержки процессов управления показал, что наибольшие успехи как в России, так за рубежом достигнуты в следующих вопросах.

Техническое и методологическое обеспечение систем АСУТП и САПР.

Техническое обеспечение построения корпоративных информационных систем.

Распределение прав доступа к ресурсам корпоративной информационной системы.

Нормативное обеспечение средств информационной поддержки жизненного цикла продукции.

; и внедряемых информационных технологий. В результате непонятно, на внедрение каких средств нужно, прежде всего обратить внимание для получения ожидаемого результата. Во-вторых, практически во всех источниках отмечается, что повышение степени автоматизации в любом случае обеспечивает повышение эффективности процесса. Это действительно так, но при этом под автоматизацией понимается внедрение средств автоматизации (технических и т.п.), а это не совсем так. Внедрение средств автоматизации предполагает обязательное создание обеспечения функционирования этих средств, которое как правило требует осуществления дополнительных ручных операций. В результате иногда внедрение средств автоматизированной информационной поддержки приводит не к повышению, а наоборот, к снижению эффективности процессов. Данная проблема в известных источниках не решена и не поставлена. В-третьих, проблема обеспечения безопасности информационных потоков в техническом плане сводится только к распределению прав доступа и технической защите от помех и сбоев. В научно-методическом плане рассматривается только защита информации от распространения. В-четвертых, не рассматривается вопрос измерения эффективности мероприятий по внедрению средств автоматизированной информационной поддержки. Таким образом, необходимо решение проблемы создания методологии построения высокоэффективных автоматизированных корпоративных информационных систем управления процессами производства на основе управления затратами, которая бы позволила реализовать системный подход информационной поддержки управления на всех этапах жизненного цикла продукции.

Вторая глава посвящена анализу требований к производственным процессам предприятия для обеспечения заданных показателей качества продукции.

Для обеспечения заданных показателей качества продукции необходимо выполнение совокупности требований, предъявляемых к производственным процессам предприятия. Для формулирования таких требований, а также реализации их выполнения необходимо проведение системного анализа особенностей определенного вида продукции, а также влияющих на них факторов в процессе проектирования, производства и эксплуатации. При создании новой продукции рассматриваются варианты конструкции, удовлетворяющие требованиям в отношении качества. На основе исследований, выполненных Г.С. Авдуевским, В.Н. Азаровым, Р. Маклеодом, Робертом С.Кампом основное внимание в рамках общего процесса изготовления должно быть сосредоточено:

на абсолютной согласованности и единстве во всех взаимоотношениях и деятельности;

на качестве мирового класса во всех видах продукции и процессах;

на техническом процессе с учётом требований потребителя;

на руководящей роли на рынке благодаря полному удовлетворению потребителя;

на ответственности, гражданственности и чувствительности к окружающей среде.

Основой процесса распределения ресурсов является план изделий нескольких поколений, который учитывает:

состояние рынка (сегменты рынка и их размер, удельный вес в обороте рынка);

планы разработки изделий (планы текущего производства и разработок, будущие перспективы, возможности изделия, распределение по времени, применение, распределение обязательств по времени);

требования покупателей (технические ожидания покупателей, распределение по времени);

конкурентоспособность рынка (обслуживаемые сегменты рынка, конкурентоспособное предложение, альтернативные изделия, преимущества и недостатки продукции);

развитие изделий (развитие серии изделий, доля новых изделий, изделий на основе имеющихся, общая доля, распределение по времени, специализация);

стратегию распределенных доходов (ресурсы, технология, доступ к рынку);

разработку (разработка специальных изделий, поддержка, оснастка, оборудование);

прогноз деловой активности (конъюнктура рынка, прогнозы цен, прогнозы прибылей, показатели удовлетворения покупателей, программы повышения качества, удельный вес в обороте рынка, ключевые факторы среды).

Входом процесса формирования требований являются результаты исследования рынка, на основе которых определяются наиболее перспективные концепции развития продукции. Данные анализа рынка используются для создания идеальной модели изделия, которая представляет собой совокупность свойств, полностью соответствующим требованиям на настоящий момент. Эта модель характеризует значение свойств продукции, к которым следует стремиться и является индикатором конкурентоспособности реальных изделий на рынке. На втором этапе процесса выявляются показатели качества производственных процессов, осуществляемых в рамках обеспечения жизненного цикла данного изделия, и определяется степень влияния этих показателей на характеристики изделия в соответствии с его идеальной моделью.

На третьем этапе формулируются требования к производственным процессам для обеспечения заданных показателей их качества. При этом особое внимание следует уделить тем показателям, которые имеют наибольшее влияние на наиболее важные характеристики идеальной модели. Выход данного этапа является входом для осуществления проектирования процесса управления показателями качества продукции. При этом необходимо использовать самые современные средства и концепции для построения системы управления производственными процессами. Одной из таких технологий, обеспечивающих создание модели превосходного бизнеса, является концепция «6 Сигма».

Основным свойством любой сложной организационной системы, в которой осуществляется генеральная цель функционирования, является ее адаптация к постоянно изменяющимся условиям как внешнего, так и внутреннего характера. Сущность адаптации состоит в улучшении качества управления или в сохранении основных свойств системы в рамках допустимых качественных показателей. Таким образом, система управления реализует способность адаптироваться к внешней среде в соответствии с априорно установленным критерием ее качества функционирования. В общем случае этот обобщенный критерий выступает как функция одной или нескольких переменных (значений управляемых параметров) и носит экстремальный характер. Адаптивная организационно-хозяйственная система на базе текущей и условно-постоянной информации анализирует свое состояние ретроспективно и экстраполирует возможные состояния в будущем, выявляя тенденцию возможных изменений, и соответствующим образом перестраивает свою работу.

Для осуществления количественной и качественной оценки структуры адаптивной организационно-хозяйственной системы управления автором предложено использовать критерии качества, отражающие различные аспекты поведения системы. Например, поиск компромисса между тенденцией к предельному снижению совокупного отклонения реальных показателей от плановых в контролируемый момент времени и стремлением к экономии затрат на реализацию этих процедур приводит к ситуации, в которой задействованы все основные переменные контура управления.

Наиболее важной задачей, с которой приходится сталкиваться при осуществлении процессов выпуска новой продукции, является исследование востребованности данного вида изделий на рынке товаров и услуг. Основным аспектом такой задачи является определение преимуществ нового изделия перед существующими аналогами, то есть оценка конкурентоспособности.

Для успешной работы предприятия в условиях современного рынка необходима разработка и внедрение методов прогнозирования процессов и показателей. Наиболее эффективным методом является моделирование бизнес-процессов. Предлагается модель изделия, позволяющая получить значение комплексного показателя конкурентоспособности на основе всесторонней оценки, включающей группы технических, экономических, экологических, эргономических, психологических показателей, на основе которой определяется комплексный показатель конкурентоспособности для исследуемого образца продукции, а также для нескольких аналогов различных фирм-производителей, имеющихся на рынке. Затем, вычисляется среднее значение показателя конкурентоспособности для известной продукции и комплексный коэффициент конкурентоспособности по формуле (1).

– значение показателя конкурентоспособности для рассматриваемого изделия,

- среднее значение показателя конкурентоспособности известных образцов-конкурентов

Например, рассчитанное значение коэффициента конкурентоспособности для авиационного двигателя Д-30КП-2 составило 0,95, что говорит о необходимости внесения изменений в конструкцию, а также в производство.

Третья глава посвящена исследованию путей обеспечения показателей качества процессов на основе средств системной автоматизации информационной поддержки.

На основе анализа ряда предприятий, а также публикаций для отмеченных выше базовых технологий PLM, автором определены те показатели качества продукции, на которые каждая из таких технологий оказывает значимое влияние, выявлено максимальное увеличение соответствующего показателя в связи с внедрением совокупности современных средств информационной поддержки. В качестве примера в таблице 1 приведены полученные значения увеличения показателя в связи с внедрением современных средств информационной поддержки, демонстрирующие наибольшее их влияние на такие важные характеристики, как показатель по капитальным затратам, и вероятность успешного определения требований потребителя к новой продукции.

Таблица 1

Влияние информационных технологий на показатели качества продукции

Показатель конкурентоспособности Технология Увеличение показателя, %

Срок службы CAE 10

Вероятность безотказной работы CAE 10

Основные технические характеристики DOORS, PDM, CAE, CPC 10

загрузка...