Delist.ru

Методология построения автоматизированных корпоративных информационных систем поддержки авиационного производства на основе управления затратами (10.09.2007)

Автор: Камакин Владимир Алексеевич

Комплексной системы обеспечения безопасности информационных потоков на основе принципа оптимизации затрат.

Направления исследований. Объектом диссертационного исследования являются российские авиационные предприятия. Предметом диссертационного исследования являются корпоративные средства автоматизированной информационной поддержки процессов управления.

Методы исследований. При проведении исследований использовались фундаментальные положения теории управления сложными объектами, теории информационных систем, теории массового обслуживания. Применялись методы научного эксперимента, экспертного анализа, наблюдения. Экспериментальные исследования и практическая апробация проводились с использованием современных методик в условиях современного производства с применением современной компьютерной техники. Достоверность выводов и результатов, доказательность рекомендаций исследования подкрепляются использованием достоверных исходных данных, а также экперным анализом, проведенным на ряде российских предприятий, а также в Суррейском университете (Великобритания).

Научная новизна исследования заключается в решении проблемы проектирования и совершенствования автоматизированных корпоративных информационных систем поддержки процессов управления промышленным предприятием на основе управления затратами, включающем в себя следующие достижения.

Определено влияние средств системной автоматизированной информационной поддержки на показатели качества продукции машиностроительного производства на основе математического моделирования изделия авиационного производства.

Разработана методология внедрения высокоавтоматизированных корпоративных систем управления производством авиационного предприятия, включающую в себя принципы автоматизации, основные аспекты и методические основы организации работ.

Разработана модель изделия машиностроительного предприятия для измерения конкурентоспособности на основе принципа формализации субъективных показателей.

Разработана универсальная информационная структура, основанная на реляционной модели, для разработки корпоративной базы данных о качестве.

Разработана методика определения целесообразности автоматизации информационной поддержки процесса управления качеством продукции.

Разработана методология обеспечения безопасности информационных процессов при внедрении высокоавтоматизированных корпоративных систем управления.

Практическая ценность

Предложенная методология автоматизации процессов может быть использована в качестве руководства для практического внедрения корпоративных информационных систем управления качеством продукции наукоемкого предприятия.

Универсальная информационная структура подразделения, обеспечивает повышение эффективности работ по разработке базы данных процессов управления качеством продукции.

Разработанные автоматизированные модели процессов позволяют повысить степень формализации деятельности по управлению документацией, персоналом, а также оценки конкурентоспособности продукции, процесса.

Разработаны автоматизированные системы:

измерения конкурентоспособности продукции с вычислением показателя конкурентоспособности и коэффициента конкурентоспособности;

управления персоналом с формализацией процессов определения служебного соответствия и повышения квалификации;

управления документацией с разработкой структуры информационного портала;

обеспечения выполнения запланированных мероприятий.

Методология защиты информации позволяет исключить необоснованные затраты на реализацию мероприятий и обеспечить необходимую защищенность информационных процессов от воздействия всех возможных дестабилизирующих факторов.

На защиту выносятся следующие основные результаты диссертации:

методология построения высокоэффективных автоматизированных корпоративных информационных систем поддержки процессов производства на основе принципа управления затратами;

применение принципа формализации субъективных показателей для обеспечения эффективности автоматизированных корпоративных информационных систем поддержки процессов управления производством с учетом требований к качеству продукции и процессов;

методология построения автоматизированных систем защиты корпоративной информации на основе принципа управления затратами.

Реализация работы. Материалы диссертационного иссследования используются в практической деятельности ряда промышленных предприятияй. Содержащиеся в диссертации разработки внедрены в деятельность ОАО «НПО «Сатурн» г.Рыбинск, ОАО «Агат» г.Гаврилов Ям, ООО «Формат» г.Рыбинск. Использованы для организации автоматизированной информационной поддержки учебного процесса факультетов заочного обучения и переподготовки и повышении квалификации в Рыбинской государственной авиационной технологической академии имени П.А.Соловьева. Получены свидетельства об официальной государственной (№2004620118) и ведомственной регистрации базы данных, реализующей предлагаемую универсальную информационную структуру.

Апробация результатов исследования. Теоретические и практические результаты докладывались на научных конференциях ряда вузов, таких как МАИ (г.Москва), СГТУ (г.Саратов), ВГТУ (г.Вологда), РГАТА имени П.А.Соловьева (г.Рыбинск). Апробация исследований проведена во время стажировок в Московском государственном техническом университете имени Н.Э.Баумана, Суррейском университете (Великобритания). Результаты исследований внедрены в учебный процесс РГАТА имени П.А.Соловьева (г.Рыбинск).

Публикации. По результатам исследований опубликовано 40 работ, включающих в себя монографию, статьи в научных журналах, таких как «Полет», «Сборка в машиностроении и приборостроении», «Вестник компьютерных и информационных технологий», «Справочник: инженерный журнал», государственную регистрацию базы данных, материалы докладов международных и общероссийских конференций в Вологодском государственном техническом университете, Московском авиационном институте (техническом университете), Саратовском государственном техническом университете, Рыбинской государственной авиационной технологической академии имени П.А.Соловьева. Материалы исследований представлены на авиасалонах «МАКС-2005», «МАКС-2007», выставках «6-я специализированная выставка «Изделия и технологии двойного назначения. Конверсия ОПК» (г.Москва, ВВЦ 17-21 октября 2005г.), V Международном Салоне инноваций и инвестиций (Москва, февраль 2005г.) – диплом выставки, Региональная научно-промышленная выставка «Инновации. Производство. Рынок» (21-24 июня 2005г., г.Ярославль, ЯрЦНТИ) – диплом выставки.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, шести глав с выводами по каждой главе, заключения, библиографического списка, содержащего 201 источник. Работа содержит 329 страниц, 68 рисунков, 24 таблицы.

Краткое содержание работы

Во введении представлен анализ проблематики исследований в области корпоративных средств автоматизированной информационной поддержки процессов управления, определены базовые направления исследований.

Первая глава посвящена исследованию современных технологий автоматизированной информационной поддержки процессов менеджмента качества. Самой актуальной задачей на сегодняшний день для крупных современных предприятий в информационном плане является обеспечение надежного управления всем объемом разнородных данных, которые порождаются, хранятся и используются в различных информационных системах, существующих на предприятии и связанных с информационной поддержкой продукции в течение ее жизненного цикла. Об этом пишут Б.Андерсен, Ю.П.Адлер, Б.Гейтс, С.П.Кундас, Т.А. Кашко, А.Б. Доманин, М.Желена, И.П. Норенков. Применение новых информационных технологий в системах менеджмента качества на всех стадиях жизненного цикла продукции: проектирования, внедрения и эксплуатации способствует непрерывному улучшению качества и позволяет руководству предприятия гарантировать, что все технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество производимой продукции, находятся под контролем, а управление системой качества учитывает запросы и ожидания потребителя и обеспечивает предприятию конкурентоспособность. Это отмечается в работах Л.Г. Дубицкого, М.А. Яновской, В.Д. Могилевец, В.С. Зубкова, А.Д. Никифорова.

Вариантом информационной поддержки является использование интегрированной информационной среды предприятия. Интегрированная информационная среда – основа PLM-технологий и PLM-систем. Все процессы жизненного цикла продукции отображаются в ней посредством информационных объектов. При создании нового изделия и технологической подготовке его производства средствами конструкторских и технологических САПР (CAD/CAM) в интегрированной информационной среде создаются информационные объекты, описывающие структуру изделия, его состав и все входящие компоненты: детали, подузлы, узлы, агрегаты, комплектующие, материалы и т.д. Каждый информационный объект обладает набором характеристик (атрибутов), описывающих свойства реального объекта, отображением которого является информационный объект. С точки зрения системы качества такими характеристиками являются технические требования и технические условия, которым должен удовлетворять реальный объект, карты контроля, инструкции и т.д. Кроме информации об изделии, в интегрированной информационной среде содержится информация о производственной среде предприятия: о производственной и управленческой структуре, о технологическом и вспомогательном оборудовании, о персонале, финансах и т.д.

Информация об изделии – это набор данных, которые порождаются и используется на всем его жизненного цикла и включают в себя информацию о конфигурации и структуре изделия, характеристики и свойства, организационную информацию (описание процессов, связанных с изменением данных об изделии, необходимые ресурсы – люди, материалы, т.д.), информацию о проведенных контрольных испытаниях, документы, которыми сопровождается изделие с момента его проектирования до его продажи и дальнейшего обслуживания, и т.д. (см.рис.1).

Весь объем информации об изделии можно распределить по этапам его жизненного цикла:

Конструкторские данные об изделии – совокупность информационных объектов, порождаемых в процессе проектирования и разработки изделия, содержащая сведения о составе изделия, о геометрических моделях изделия, его компонентах и их технических характеристиках, об их отношениях в структуре изделия, о результатах расчетов и моделирования, о допусках на изготовление деталей и т.д.

Технологические данные об изделии – совокупность информационных объектов, порождаемых на стадии технологической подготовки производства и ассоциированных с информационными объектами, описывающими изделие и его компоненты. Содержит сведения о способах изготовления и контроля изделия и его компонентов в процессе производства (в том числе входного контроля покупных изделий и материалов). Включает описание маршрутных и операционных технологий, нормы времени и расхода материалов, управляющие программы для станков с ЧПУ, а также данные для проектирования приспособлений и специального режущего и мерительного инструмента и т.д.

Производственные данные об изделии – совокупность информационных объектов, порождаемых в процессе производства, ассоциированная с информационными объектами, описывающими изделие и его компоненты, содержащая сведения о статусе конкретных экземпляров изделия и его компонентов в производственном цикле.

Данные о качестве изделия – совокупность информационных объектов, порождаемых при выполнении всех видов контроля, ассоциированная с информационными объектами, описывающими изделие и его компоненты, содержащая сведения о степени соответствия конкретных экземпляров изделия и его компонентов заданным техническим требованиям, техническим условиям, требованиям стандартов и других нормативно-технических документов.

Логистические данные об изделии – совокупность информационных объектов, порождаемых в процессе проектирования и разработки, ассоциированная с информационными объектами, описывающими изделие и его компоненты, содержащая сведения, необходимые для интегрированной логистической поддержки изделия на постпроизводственных стадиях ЖЦИ.

Эксплуатационные данные об изделии – совокупность информационных объектов, порождаемых в процессе проектирования и разработки, содержащая сведения, необходимые для организации обслуживания, ремонта и других действий, обеспечивающих работоспособность изделия. Включает интерактивное электронное техническое руководство по эксплуатации и ремонту (ИЭТР).

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7