Delist.ru

Социально-онтологические основы человеческого существования (10.09.2007)

Автор: Инговатов Владимир Юрьевич

Значительное внимание проблеме социально-онтологических основ существования человека было уделено в социальной философии марксизма. Главным в определении сущности человека здесь считается несводимость его существования к духовному или телесному началам. Человек, с марксистской точки зрения, предстаёт как единство природного и социального, материального и духовного. Освоение общественных, исторически выработанных форм деятельности есть решающее условие становления и самого человека. Именно в этом направлении переосмысление социально-исторической сущности человека осуществил К. Маркс.

Среди отечественных исследователей, развивавших это общее для социальной философии марксизма понимание основ человеческого существования, отметим В.Г. Афанасьева, Г.С. Батищева, Л.П. Буеву, И.В. Бойченко, Б.Т. Григорьяна, П.Н. Гуйвана, О.Г. Дробницкого, Э.В. Ильенкова, С.М. Кагана, В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзона, Л.Н. Когана, И.С. Кона, О.Н. Крутову, А.Н. Леонтьева, К.Н. Любутина, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, В.Ф. Москаленко, Т.И. Ойзермана, А.В. Перцева, Ю.К. Плетникова, А.Т. Сержантова, В.И. Толстых, А.К. Уледова, В.Н. Филиппова, И.Т. Фролова и других авторов, обращавшихся к решению данной проблемы.

В конце ХХ - начале ХXI столетий интерес в отечественной мысли к теме человека и социально-онтологическим основаниям его бытия получает новый импульс. В работах В.С. Барулина, М.Я. Боброва, П.П. Гайденко, С.И. Григорьева, В.Д. Губина, П.С. Гуревича, А.В. Иванова, И.Т. Касавина, В.Е. Кемерова, С.Г. Кирдиной, В.А. Кутырева, В.Г. Немировского, А.С. Панарина, В.С. Степина, Е.В. Ушаковой, А.С. Фролова, В.В. Шаронова и других исследователей в рамках социально-философских исследований накапливается инновационная методологическая и теоретическая база, соответствующая современной реальности.

В работах Ю.Н. Солонина, Н.С. Розова проблема определения онтологических начал человеческого существования разрешается в контексте построения социальной онтологии и синергетики в социальном пространстве. Здесь формируется рационально ориентированная мыслительная традиция, акцентирующая свое внимание на особенности фундаментальных социально-онтологических суждений. Также постулируется идея универсальности подобных суждений в их отнесенности к человеческому роду на протяжении всей его истории.

Отдельные аспекты исследуемой проблематики представлены в концепции синергийной антропологии, активно разрабатываемой С.С. Хоружим. Следует также отметить серьезный вклад в решение социально-онтологических проблем человеческого существования в работах А.А. Зиновьева.

Таким образом, в современной социальной философии уделяется серьёзное внимание проблеме отыскания универсальных оснований человеческого существования. Вместе с тем, тема выявления социально-онтологических начал существования человека, определения смысла и назначения присутствия личности в мире имеет различные грани истолкования и теоретического рефлексирования. Для современной социально-философской мысли чрезвычайно важно опираться на уже существующую традицию, на те концепции и идеи, которые были разработаны в предшествующих культурных эпохах. Однако всегда будет оставаться открытым вопрос о формировании социально-философской теории, позволяющей разрешить двуединую задачу: во-первых, дать критический анализ уже существующего опыта социально-философского осмысления человеческого существования, и, во-вторых, провести концептуальный анализ, обеспечивающий современное прочтение оснований, цели и назначения присутствия человека в мире.

Объектом данного исследования является существование человека.

Предмет исследования составляют социально-онтологические основы человеческого существования.

Цель исследования заключается в социально-философском исследовании социально-онтологических основ человеческого существования.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1. Доказать, что социально-онтологический подход в исследовании человеческого существования дает возможность целостной теоретической интерпретации всеобщих социальных связей.

2. Выявить методологическую ценность принципа антиномического монодуализма в применении к социально-философскому исследованию основ человеческого существования.

3. Исследовать становление и взаимодействие в философии традиций рационального и сверхрационального уровней познания социально-онтологических основ человеческого существования.

4. Изучить ценностные парадигмы существования человека современной культуры и разработать типологию смысложизненных ориентаций личности.

5. Исследовать взаимодействие абсолютных и относительных ценностей в духовном бытии человека.

6. Выявить и проанализировать социально-онтологические основания человеческой свободы.

7. Доказать монодуалистический характер взаимосвязи социальных и личностных факторов, обуславливающих становление смысла человеческого существования.

8. Исследовать проблему исторических перспектив существования человека в условиях современных процессов глобализации.

Гипотеза исследования: Социально-онтологические начала человеческого существования могут быть раскрыты на концептуальной основе принципа антиномического монодуализма. Последовательная теоретическая реализация принципа антиномического монодуализма позволяет исследовать многообразие состояний человеческого существования и проанализировать взаимодействие абсолютного и относительного в бытии человека. Основная гипотеза конкретизируется в следующих частных гипотезах:

- единство идеального (ноуменального) и материального (феноменального) в человеческом существовании имеет непосредственную связь с общими принципами христианской философии человека;

- различная экспликация феномена духовности человека может рассматриваться как результат столкновения антропоцентрического и теоцентрического мировоззрений, имеющих взаимоисключающие толкования духовного мира личности;

- социально-онтологические основы человеческого существования имеют социокультурный характер и формируются системой воспитания и образования, трансляцией нравственных норм и национальных традиций, в процессе социального становления личности;

- обретение человеком подлинного смысла существования обусловлено его свободным обращением к абсолютным, высшим ценностям бытия;

- человеческая экзистенция как индивидуально и социально значимая ценность представляет онтологическую реальность, в которой конституируется бытие личности;

- процессы секуляризации и модернизации религиозного мировоззрения отражают трансформацию универсальных ценностей человеческого существования;

- социально-онтологический анализ человеческого существования создает новые парадигмальные возможности в познании человека и общества.

Теоретико-методологическая основания исследования.

Методологическим основанием работы является концептуальный принцип антиномического монодуализма, который разрабатывался Дионисием Ареопагитом, Василием Великим, Григорием Богословом и получил развитие в исихазмической традиции Григория Паламы, в учении об автаркии Григория Сковороды. Антиномизм является методологической основой отечественной религиозной философии Н.Я. Грота, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, Е.Н. Трубецкого, Н.А. Бердяева. Принцип антиномического монодуализма также обнаруживается в учении о concidentia oppositorum Николая Кузанского. В соответствии с предметом и целью исследования основное внимание в диссертации уделено социально-философским аспектам использования принципа антиномического монодуализма на основе учения о всеединстве.

Диссертационное исследование также основано на использовании целостного (комплексного) подхода, включающего экзистенциальную диалектику человеческого «бытия-в-мире», а также на применении принципов диалектической методологии, принципа развития, принципа историзма и конкретности истины, принципа единства научного знания, принципа единства исторического и логического.

Теоретическую основу исследования составили следующие концепции, теории, положения и идеи:

- учение о свободе воли человека, выработанное в христианской патристике (Августин Аврелий, Василий Великий, Григорий Нисский и др.), получившее дальнейшее и разностороннее развитие в средневековой мистике (И. Экхарт, Я. Бёме, и др.), в немецкой классической философии (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В.Й. Шеллинг и др.), в творчестве С. Кьеркегора, в европейском экзистенциализме (Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.), в русской религиозно-философской мысли (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, И.А. Ильин и др.);

- концепция жизненных сил человека и общества (С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Ю.Е. Растов и др.), интерпретированная в аспекте их исторического развития;

- концепция интегрального рассмотрения человеческого существования, разработанная на основе системно-философского подхода (И.Т. Фролов, В.С. Барулин, Б.Т. Григорьян, А.А. Гусейнов, М.Я. Бобров, Е.В. Ушакова и др.);

- учение о «социальном идеал-реализме», разработанное С.Л. Франком, согласно которому целью общественного и индивидуального бытия является осуществление самой жизни в свободной гармонии с её абсолютной первоосновой.

Методы исследования. В работе преимущественно используются следующие общефилософские и общенаучные методы: раздвоение единого на противоположности и их слияние в новое единство, восхождение от абстрактного к конкретному, метод сравнительного анализа, метод систематизации, гипотетико-дедуктивный метод, метод модельной репрезентации, метод исторической реконструкции, а также методы аналогии, обобщения, формализации, экстраполяции.

Источниковую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов по социальной философии, социальной психологии, теоретической социологии, культурологи, освещающие отдельные фрагменты социально-онтологических основ человеческого существования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Впервые дано целостное социально-философское описание человеческого существования на основе принципа антиномического монодуализма.

2. Доказана научная перспективность концепции монодуалистического единства идеального (ноуменального) и материального (феноменального) в экзистенциальном присутствии личности.

3. В категориальный аппарат современной социально-философской теории введены понятия «феноменальный монизм», «ноуменальный монизм», а также «онтологический дуализм» и «гносеологический дуализм», позволяющие провести исследование социально-онтологических основ существования человека.

загрузка...