Delist.ru

Социально-онтологические основы человеческого существования (10.09.2007)

Автор: Инговатов Владимир Юрьевич

ИНГОВАТОВ ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ

СОЦИАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

Специальность 09.00.11 – социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Барнаул – 2007

Работа выполнена на кафедре философии Алтайского

государственного технического университета им. И.И. Ползунова

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Гуйван Петр Назарович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Фролов Анатолий Серафимович;

доктор философских наук, профессор

Ан Светлана Андреевна;

доктор философских наук, профессор

Игнатьев Владимир Игоревич

Ведущая организация: Алтайская государственная академия

искусств и культуры

Защита состоится 5 ноября 2007 г. в 9-30 часов

на заседании диссертационного совета Д 212.005.02 при Алтайском

государственном университете по адресу: 656049, г. Барнаул,

пр. Ленина, 61.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Алтайского государственного университета.

Автореферат разослан « » сентября 2007 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета Дегтярев С.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Определение социально-онтологических основ человеческого существования относится к важнейшим философским проблемам. Люди всегда стремились понять, какими являются цель, ценность и перспектива их бытия. В связи с этим каждая историческая эпоха давала своё видение проблемы социально-онтологических основ человеческого существования, находила своё решение задачи о назначении и ценности человека. В этом отношении проблема определения социально-онтологических основ существования человека связана с фундаментальными вопросами нашего разума и по-прежнему остается не только одной из самых актуальных, но и дискуссионных в современном социально-философском знании.

Исследование социально-онтологических основ человеческого существования имеет большое значение в условиях современного российского общества, которое находится в поиске собственной идентичности и стремится создать эффективную систему социальной организации. Успешное его осуществление невозможно без социально-философского анализа ряда вопросов, касающихся положения человека в мире, его нравственной свободы и духовного развития. В частности, важно исследовать проблему десакрализации смысла существования человека современной эпохи, девальвации ценностных ориентиров жизни. Ориентация современного общества на всестороннюю либерализацию социальных связей ведет к атомизации человеческого бытия и, в конечном итоге, противопоставлению интересов индивида интересам общества. Одним из ключевых моментов здесь выступает угроза производства глобального человека. Определить специфику его духовного мира можно как тотальную уверенность в превосходстве техно- и экономикоцентризма западной культуры над иными культурными образованиями. Поэтому столкновение глобалистских и традиционалистских установок неизбежно будет обострять проблему выбора подлинных, истинных целей жизни человека.

Противоречия, с которыми сталкивается современный человек, заставляют его более вдумчиво и целенаправленно искать выход из создавшегося положения. Одной из самых «болевых точек» настоящего времени является ситуация тотальной подмены главных духовно-нравственных смыслов существования человека различными внешними концептами. В результате этих процессов реальность жизни всё чаще замещается деформированным и виртуальным сознанием жизни, а подлинные ценности бытия уступают своё место новым идеологическим конструкциям. Культура «замыкается» на самой себе, в ней форма начинает преобладать над содержанием, а бытие, тайна, смысл существования человека начинают представляться лишь терминами социальной игры. Постепенно исчезает и специфика философии как формы рационального целеполагания, которая существовала в европейском самосознании с античных времен. Философское знание растворяется в общей культуротворящей деятельности. Достаточно заметить, что в современной философии заметную роль играют представители постмодернистского движения, наследующие структуралистские и герменевтические традиции и сумевшие создать технику работы с языком философии. Однако техника философского дискурса не должна подменять собой бытие, не должна размывать границу между социально-онтологическими основами существования человека и смыслом его присутствия в мире. Культура творит лишь социальные контуры бытия, она создает его оболочку, а подлинное существование основано на утверждении в мире смыслов, отражающих целостное (витальное, социальное, духовное) развитие человека.

Актуальность темы продиктована наличием противоречий в современных представлениях о существовании человека. Перед социально-философской мыслью стоит задача выработки ответов на коренные вопросы своей эпохи, осмысление перспектив человека в условиях радикальных технологических и аксиологических перемен. Острая социальная значимость проблемы социально-онтологических основ человеческого существования определяет важность её теоретического анализа.

Степень разработанности темы.

Вопрос о социально-онтологических основах человеческого существования в философии исторически связывался с проблемой выяснения подлинного назначения человека, ценности и цели его присутствия в мире. Данная тема имеет длительную философскую традицию, и её истоки теряются в самых начальных пластах человеческой культуры. В античной философии формулируются и разрабатываются различные подходы к решению проблемы существования человека. В творчестве Платона, Аристотеля, в сократических школах, в стоицизме и неоплатонизме даются варианты целостного космоцентрического восприятия человека, мира и Вселенной (микрокосма и макрокосма). Напротив, в христианской философии проблема определения социально-онтологических оснований существования человека носит выраженный теоцентрический характер. Большой вклад в её разработку внесли такие представители как Августин Блаженный, Иоанн Дамаскин, Немезий Эмесский, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Григорий Палама и др.

Начиная с эпохи Ренессанса, проблема определения основ человеческого существования приобретает иные, по сравнению со средневековым мировосприятием, оттенки. Десакрализация бытия человека приводит к элиминации принципа обожения человека и замещению его принципом обожествления земного существования индивида. Среди наиболее заметных мыслителей этого периода следует отметить таких авторов как М. Монтень, Л. Бруни, Пико делла Мирандола, Л. Валла, Дж. Бруно и др. В дальнейшем данная философская традиция антропоцентризма в исследовании бытия человека развивается Б. Спинозой, Д. Юмом, Р. Декартом, П. Гольбахом, К. Гельвецием, Д. Дидро, Ж.Л. Даламбером, Дж. Локком, Ж. Ламетри, Дж. Вико, Р. Коллингвудом, И. Кантом, Г.В.Ф. Гегелем, Л. Фейербахом и др.

Новый поворот в исследовании социально-онтологических основ существования человека в европейской мысли связан с появлением философии, которую можно условно охарактеризовать как иррациональную (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, О. Шпенглер, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гассет и др.). От метафизического исследования бытия, свойственного классической европейской философии, интерес смещается в сферу субъективности. В ранг главного объекта философского анализа возводится сам человек, его индивидуальное сознание, смысл его личностного присутствия в мире. Этот поворот обнаруживается в творчестве Ф.М. Достоевского, в работах Н.А. Бердяева, Л. Шестова, М. Хайдеггера, К. Ясперса, М. Бубера, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Э. Мунье, Г. Марселя, С. де Бовуар, П. Тиллиха и др.

В последние десятилетия ХХ века в западной философской традиции также наблюдается рост интереса к человеку и поиску оснований его социально-исторического бытия. В частности, к этой теме обращались Р. Гвардини, З. Бауман, Д. Белл, Т. Парсонс, Ю. Хабермас, Э. Фромм, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон, И. Валлерстайн, Р. Коллинз и др.

Другое движение современной социальной мысли на Западе исходит из общего критического отношения к возможностям метафизики дать внятное обоснование социально-онтологических основ человеческого существования. Это движение, получившее название постмодернизма, продолжило критическую линию Ф. Ницше, Г. Маркузе, М. Фуко, представителей структурализма и феноменологии. Постмодернизм в принципе отвергает возможность любого глобального проекта, призванного реализовать сущностные силы человека. С их точки зрения идеалы и ценности, завещанные западной культуре эпохой Просвещения, есть миф, хотя и претендующий на право обладать истиной. Среди наиболее заметных авторов постмодернистского направления, чьи работы имеют немаловажное значение для понимания вопроса о социально-онтологических основах человеческого существования, следует отметить таких мыслителей как Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз и др.

Весьма существенно для понимания логики развития проблемы выделить период русской философской мысли второй половины XIX – первой половины ХХ веков. Определенный результат был получен философами и социологами Н.Г. Чернышевским, Н.К. Михайловским, П.Л. Лавровым, К.Д. Кавелиным, Н.И. Кареевым и др., акцентировавшими свое внимание на научно-позитивистском анализе человека. Начиная с В.С. Соловьёва, в России укореняется традиция философско-религиозного исследования социально-онтологических основ человеческого существования. Эта традиция получает плодотворное развитие в работах В.В. Розанова, С.Н. и Е.Н. Трубецких, Л.М. Лопатина. В дальнейшем в русской религиозной философии к исследованию оснований существования человека обращались Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, В.Ф. Эрн, Н.О. Лосский, Л. Шестов, И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев, Л.П. Карсавин, П.А. Флоренский, В.В. Зеньковский, А.Ф. Лосев и другие мыслители. Заметный вклад в исследование проблемы понимания человеческого существования внесли такие отечественные исследователи, как А.И. Введенский, М.М. Тареев, В.И. Несмелов, М.М. Рубинштейн и др. Отдельно следует отметить П.А. Сорокина, чьи социально-философские и социологические работы по проблеме ценностного существования человека в истории вызвали большой резонанс в отечественном и западном обществоведческом знании.

загрузка...