Современные концепции бухгалтерского учета (теория и методология) (10.09.2007)
Автор: Чайковская Любовь Александровна
В понимании автора такая схема представляет собой последовательную реализацию следующих этапов (рис. 8). В ходе первых двух этапов основной задачей является выяснение уровня распространенности той или иной нормы, результат ее использования, возможности для ее корректировки и включения в систему формальных институтов. Рис. 8 Схема этапов институциональных изменений бухгалтерского учета В работе решается важная содержательная задача, заключающаяся в определении круга явлений, феноменов, связей, в отношении которых разрабатывается теория и методология бухгалтерского учета. Сделана попытка обозначить исходные теоретические постулаты и выделить круг анализируемых позиций, в отношении которых она строится. Утверждается, что определившись в окружающем научном пространстве и обозначив свою нишу, институциональная теория бухгалтерского учета на следующем шаге уже должна предъявлять самое себя. Это означает, что, прежде всего, она должна соответствовать формальному определению теории и методологии бухгалтерского учета. В качестве важнейших компонентов институциональной теории и методологии бухгалтерского учета в диссертации рассмотрены: - исходные практические задачи в учетной сфере, требующие новых теоретических и методологических объяснений с точки зрения институционального подхода; - исходные теоретические и методологические основы, т. е. ряд или система понятий и допущений, постулатов, аксиом и законов, на основе которых формулируется объект бухгалтерского учета; - логический аппарат, т. е. правила выводов и доказательств; - совокупность выведенных в теории понятий и утверждений с их доказательствами в методологии. При этом в работе отмечено, что выполнение всех вышеназванных критериев в отношении теории и методологии, разрабатываемых в бухгалтерском учете - труднодостижимая задача. Это связано как с особенностями бухгалтерского учета как такового - формализованного, упорядочиваемого, с достаточным уровнем развития науки. Оценка качества теории и методологии бухгалтерского учета не измеряется только перечисленными выше концепциями, требуются многочисленные исследования, обсуждения и если в бухгалтерском учете есть соразмерность понятий, строгая логика и убедительность, позволяющая понять или увидеть нечто новое в учетной области, осознать его неизвестные ранее закономерности, то, независимо от того, следует ли она заявленным формальным требованиям и критериям, бухгалтерский учет имеет право на существование. Все концепции в той или иной степени соответствуют этапам последовательного изложения институционального подхода к бухгалтерскому учету и позволяют показать результаты его применения для анализа и развития бухгалтерского учета. Одним из важнейших требований, обуславливающим необходимость разработки современных концепций бухгалтерского учета, является наличие данных исследований фактов, которые порождают или требуют новых объяснений, в документах, регламентирующих бухгалтерский учет, поскольку не укладываются в рамки известных концепций. Анализ институциональных факторов, оказывающих влияние на развитие бухгалтерского учета, в целом, позволил сформулировать ряд задач, решение которых позволит приблизиться к цели реформирования бухгалтерского учета, в числе которых: - выявление и описание институциональных условий (самых значимых организационных, правовых, политических и общественных факторов), в рамках которых будет осуществляться дальнейшее развитие бухгалтерского учета, при этом следует включить в анализ все участвующие в реформировании институты, число которых может варьироваться в зависимости от выбранной концепции бухгалтерского учета; - оценку возможного влияния изменения нормативного регулирования в сфере бухгалтерского учета. Использование институционального подхода к анализу системы бухгалтерского учета с целью разработки концепции его дальнейшего развития практически не может содержать стандартных решений или моделей. Это связано с наличием большого числа факторов, которые трудно формализовать из-за их качественного характера и многообразия способов трактовки их воздействий на положения выбранной учетной концепции. В работе сделан гипотетический прогноз о будущем развития бухгалтерского учета в России на основе его институциональной концепции. Согласно данной концепции, современный период – это период, связанный непосредственно с институциональным циклом развития экономики и общества. В этот период происходит заимствование элементов рыночной институциональной среды, их модификация и приспособление к современной институциональной среде. Через эти процессы осуществляется обновление существующей системы бухгалтерского учета и создается потенциал дальнейшего развития его теории и методологии на основе институциональной концепции. Образовательная концепция как составная часть концепции бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет – одна из важнейших наук в системе бизнес – образования. Как образовательная технология он ориентирован на передачу требуемых знаний и выработку умений у студентов, обучающихся на учетных специальностях. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, нашедшая отражение в Федеральной программе развития единой информационной образовательной среды , акцентировала внимание на необходимости создания единого образовательного пространства, обеспечивающего эффективное использование научно-педагогического потенциала, создание условий для поэтапного перехода к новому уровню и качеству образования на основе информационных технологий. В методике и технологиях соответствующих новой образовательной концепции, накоплен немалый теоретический и практический материал, который представляет интерес в контексте эволюции и перестройки сферы подготовки специалиста в области бухгалтерского учета. Новые подходы к обучению требуют новых методов организации учебного процесса, современных информационно-образовательных сред, новых педагогических технологий, позволяющих повысить интенсивность и эффективность учебного процесса, создающих условия и средства индивидуальной и коллективной учебной деятельности. Исходя из потребности в решения многочисленных проблем подготовки бухгалтеров была определена одна из проблем исследования: современная система образования не обеспечивает в должной степени подготовку студентов в области бухгалтерского учета к практической деятельности в силу отсутствия целостной концепции и эффективной системы подготовки в специфических условиях компьютерной среды. Проведенный анализ учебного процесса в высших учебных заведениях свидетельствует о том, что, как правило, для практического обучения используются приемы и методы, не отражающие целостную профессиональную деятельность, а сами частные умения весьма разрозненны и в совокупности не охватывают все стороны деятельности специалиста - бухгалтера. Эффективность обучения бухгалтерскому учету в компьютерной среде обеспечивается специфическими действиями методологического уровня, такими, как выделение существенного на основе информационной модели бухгалтерского учета, синтез целостного, системное представление о фактах хозяйственной деятельности, взаимосвязи объектов бухгалтерского учета, учетных процессов, этапах решения учетных задач, выполнение последовательных учетных процедур с использованием компьютера. Считаем, что действия в виртуальной бухгалтерии с учетными объектами, систематизация и обобщение информации, поиск недостающей информации, создание особых условий для наблюдений представляют собой новый предметно-содержательный уровень подготовки студента. Обобщение учебной практики использования интерактивных электронных учебно–тренинговых комплексов позволил установить, что студенты в лучшей степени усваивают ключевые идеи, принципы и обобщенные алгоритмы бухгалтерского учета. Моделирование, заложенное в электронных учебно–тренинговых комплексов, служит исключительно важным элементом повышения эффективности обучения. В основу создания электронных учебно-методических комплексов были положены следующие методологические установки, вытекающими из гуманитарно-личностной парадигмы современного образования, такие как непрерывное обогащение возможностей студентов изучать дисциплину, существенные изменения уровня подготовки, смена отношения к обучению, среде, к взаимодействию с партнерами, другими субъектами образовательного процесса. Предлагаемое в работе освоение новых методов обучения бухгалтерскому учету в компьютерной среде ставит целью перенос полученных знаний об общих закономерностях бухгалтерского учета в соответствующую предметную область. Опыт использования электронных учебно-тренинговых комплексов в учебном процессе, накопленный за 2004-2007 годы, позволил провести корректировку их структуры и содержания. Каждый последующий этап доработки электронных продуктов предусматривал усиление предметной направленности, что позволило максимально приблизить их содержание к поставленной цели создания и применения. На основе предлагаемой в работе образовательной концепции была спроектирована и реализована экспериментальная система обучения студентов бухгалтерскому учету в компьютерной среде, изучены ее возможности, отработана методика ее реализации на разных этапах обучения. В соответствии с представлениями концептуальной модели подготовка и организация обучения строились так, чтобы программно-методическая область компьютерной среды бухгалтерского учета соответствовала ее реальным требованиям, создавала благоприятные условия для получения знаний и навыков. Система частных моделей, представлена электронными учебно- тренинговыми комплексами, отражающими специфику условий получения знаний в области бухгалтерского учета, была разработана с участием программистов, а ее постановка и реализация осуществлялась с непосредственным участием автора. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что переход к обучению бухгалтерскому учету в компьютерной среде является обязательным условием современной образовательной концепции. При организации учебного процесса подготовки бухгалтера в компьютерной среде было реализовано мероприятия, предусматривающее индивидуализацию процесса изучения бухгалтерских процедур, достигнутого уровня умений, подготовленности студентов и других особенностей. Повышению качеству обучения способствовало неоднократное, разделенное достаточно большим промежутком времени возвращение к использованию одного и того же приема в обучении при смене типа решаемых учетных задач. Проведенный эксперимент показал возможность реализации системы подготовки студентов по дисциплине «Бухгалтерский учет» посредством применения электронных учебно-тренинговых комплексов при условиях: подготовки студентов к обучению в компьютерной среде; уровень готовности студента к обучению в компьютерной среде; компьютерная среда должна быть адекватна задачам обучения; обучение в компьютерной среде должно быть организовано по модульному принципу. Из проведенного исследования сделан вывод о том, что основными условиями успешной реализации образовательной модели на основе электронных учебно-тренинговых комплексов с учетом факторов, определяющих степень возможности обучения студентов в компьютерной среде, являются единство методологических, теоретических и методических позиций, создание компьютерной среды, адекватной задачам реальной учетной практики в сфере бухгалтерского учета и активизация учебной деятельности. При разработке образовательной концепции особое внимание уделялось определению содержания и методов обучения основным понятиям бухгалтерского учета, выработке представлений об учетном процессе, формирования налоговых баз и показателей бухгалтерской отчетности, методах обработки информации и осмысления полученных результатов. Предлагаемая автором образовательная концепция реализована в процессе подготовки специалистов, бакалавров и магистров в ВУЗах Российской Федерации и проверена в ряде коммерческих организаций г. Москвы. Полученные отзывы дают основание считать предложенную концептуальную образовательную модель обоснованной и использовать ее как базу при конструировании частных образовательных моделей. СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО |